09 декабря 2013
Соколов Михаил Ксенофонтович Mikhail Sokolov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 86 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Рисунок
Разместил: Донченко Александр
Соколов Михаил Ксенофонтович
Mikhail Sokolov
(1885 - 1947)
Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в 1904- 07 гг. учился в СХПУ, не закончив его) и не входил ни в одно из художественных объединений. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем - начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.
В живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы "Страстей", изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории ("Французская революция").
После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала.
Слева направо: Ф.И. Панков, М.К. Соколов, М.В. Несытов.
г. Ярославль. 1909
Замечаемый серьезной критикой, художник тем не менее все больше ощущает свою невостребованность: работы выставляются редко, подготовленные иллюстрации не печатаются в книгах (исключение - "Орлеанская девственница" Вольтера, "Acadeinia", 1935).
Кормит его лишь преподавание: в 1919-21 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-25-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-29-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле; в 1936- 38 гг. - в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
Марина Ивановна Баскакова, 1930 г.
Драматический итог судьбы - арест в 1938 г., семилетний приговор, Тайгинский лагерь в Сибири; созданные там рисунки (на крошечных клочках, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами) относятся к лучшим творениям художника. Досрочно освобожденный по болезни (1943), Соколов поселяется в Рыбинске.
Будучи тяжелобольным, Соколов руководил изокружком в Доме пионеров Рыбинска (1943-1947). В последних работах он вновь обратился к живописи, создав серию "Птицы", где бесконечно сменяющие друга образы мертвых птиц несут в себе вполне читаемую символику: ведь птица - это воплощение свободы.
В июне 1947 г. он приезжает в Москву хлопотать о снятии судимости. Он посещает выставки, строит планы на будущее. Но тяжелая болезнь приковывает художника к постели и вскоре обрывает его жизнь.
1947 г.
Реабилитирован М.К. Соколов был только в 1958 г....
Сейчас произведения М.К. Соколова по праву относят к высочайшим достижениям отечественного изобразительного искусства тех лет. Его работы входят в собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Ярославского Художественного музея (здесь находится самая крупная коллекция работ художника), многих других музеев страны.
Как известно, главным объектом живописи М.К. Соколова была его жена (1927-1935) Марина Ивановна Баскакова (1902-1988), с которой он сделал сотни портретов - рисунков карандашом, пером и тушью. Не исключено, что некоторые женские образы на портретах этой нашей подборки навеяны именно ею.
С 1966 по 2003 год было около 20 персональных выставок М. К. Соколова в Москве, Ярославле, Петербурге, Касселе (Германия), Рыбинске, Вологде, Костроме и других городах России.
В октябре 2007 года в Музее им. Андрея Сахарова (г. Москва) состоялась выставка «Право на переписку», где представлены рисунки и письма М. Соколова из лагеря.
_____________________________
Соколов Михаил Ксенофонтович (1885–1947), русский художник, мастер живописи и графики, представитель романтико-символистского «тихого искусства».
«Художником милостью Божьей», «апостолом прекрасного» называли М.К.Соколова современники. Жизнь и творчество этого мастера были необычны и удивительны для своего времени. Михаил Ксенофонтович Соколов родился в Ярославле, в 1885 году, в семье бондаря. Вопреки воле родных, он поступает в Строгановское рисовальное училище, получив денежную помощь от местного мецената. Но обучение не приносит ничего, кроме разочарования, и он покидает училище: «Школа не только ничто не дала - напротив, я должен был преодолевать то, что она навязала...» Молодой художник начинает самостоятельное изучение живописи в музейных собраниях Москвы и Петербурга. 1923 год был переломным в творческой судьбе.
Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Д.С.Недович: «С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя...» К середине 20-х годов он достиг уже высокого мастерства, и «являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси», - писал Н.Тарабукин. Ни до, ни после революции М.К.Соколов не входил ни в одно творческое объединение, стремясь найти свой путь в искусстве. В 1938 году художник по ложному доносу был арестован, приговорен к семи годам лишения свободы и сослан в Тайгинский лагерь в Сибири, где им были созданы циклы рисунков, относящиеся к лучшим страницам его творчества. В 1943 году художник был по состоянию здоровья досрочно освобождён. Не имея разрешения поселиться в Москве, он, тяжело больной, возвращается к родным в Ярославль. В 1947 году Соколов приезжает в Москву добиваться снятия судимости, но не успевает... Реабилитирован он был только десятью годами позже: посмертно.
Творчество Соколова, на долгое время искусственно выключенное из общего русла советского искусства, изучено еще очень мало, особенно это относится к циклу о Французской революции. Выполненный в основном в начале 30-х годов, этот цикл включает сотни листов, в настоящее время рассеянных по разным музеям и частным собраниям, из которых лишь девять были показаны на выставке 1985 г., организованной к столетию со дня рождения художника.
К работе над циклом «Французская революция» художник возвращался на протяжении 20 лет. Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камилл Демулен...
Есть у Соколова портрет и Шарлотты Корде. Ее образ удивительно созвучен тому, что писал об убийце Марата Жан Жорес: «Красивая, молодая, скромная и гордая... она осталась в глазах народа странным видением, сотканным из пурпура, героизма и крови, вызвав во многих сердцах неведомое волнение».
Пусть меня принимают таким, какой есть - несуразным, неисправимым мечтателем и романтиком - всеми чувствами ушедшим в «несуществующее, нереальное».
(Из письма М.К.Соколова Н.В. Верещагиной-Розановой)
http://fleur-marie.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87