20 декабря 2013
Соловьев Лев Григорьевич Solowjow Leo. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 2 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Соловьев Лев Григорьевич


Solowjow Leo


(1836/37 - 1919)


 

А был Лев Григорьевич Соловьев художником разносторонним. В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится несколько этюдов живописца — «Пейзаж с облаками», «В степи», «Поле со снопами»; в Третьяковской галерее Москвы находится его жанровая картина «Сапожники».

 

 

 

 

 

Многие годы Л.Г. Соловьев жил и работал в замечательном русском городе Воронеже, где в 1893 году при местном кружке любителей рисования на основе Частных рисовальных классов Соловьева была открыта бесплатная Рисовальная школа, в последующие годы расширявшаяся и развивавшаяся.

___________________________

 

 

Поиски и на ходки. Точка опоры мечтателя

Художник Лев Соловьёв родился в один год с Иваном Крамским

 

 

 

 

Нередко юбилеи выдающихся личностей, широко отмечаемые общественностью, заслоняют собой памятные даты, связанные с людьми менее известными, но с такими заслугами перед обществом, переоценить которые невозможно. В 2012 году, отмеченном 175-летием со дня рождения Ивана Николаевича Крамского, в тени талантливого живописца и видного общественного деятеля остался другой наш земляк, художник Лев Григорьевич Соловьёв, всей своей жизнью явивший пример бескорыстного служения изобразительному искусству и редкого человеколюбия.

Рожденному в один год с И.Н.Крамским (1837) Льву Григорьевичу суждено было пройти долгий путь испытаний и тягот, сказавшихся на его здоровье и мировосприятии. Но никакие горькие обиды, лишения и притеснения не ожесточили его. Напротив, близких ему людей изумляла бесконечные доброта, деликатность, сочетавшиеся с целеустремленностью и упорством.

В историю воронежского края Соловьёв вписал важную страницу, основав в губернском центре бесплатную общедоступную рисовальную школу и открыв дорогу многим своим юным современникам, не имевшим до той поры возможности раскрыть дарования в живописи.

Обладая, помимо художественного, и даром слова, Лев Григорьевич оставил удивительно искренние воспоминания. В них предстает жизнь ремесленно-крестьянской окраины Острогожска – слободы Лушниковка, а также Воронежа.

Впечатлительный мальчик из крестьянской семьи унаследовал кроткий, добрый нрав отца и глубокую религиозность матери. Неординарность маленького Лёвы проявилась в хорошей памяти, наблюдательности, трепетной любви к природе, тонкой восприимчивости искусства – музыки, иконописи.

Окружающий мир, открывающийся в раннем детстве, поражал его контрастами. А несколько волнительных событий, драматическими красками отпечатавшихся в памяти, укрепили стремление мальчика к уединенности, созерцательности. Он рано научился читать по поминальной книжке, до исступления радуясь собственному открытию - методу складывания букв в слова.

Безудержному стремлению к рисованию способствует знакомство с иконами в местной церкви: «...быстро прятался вовнутрь церкви и, затертый толпою молящихся там людей, прижимался в какой-либо уютный темный уголок и всею силою души наслаждался зрелищем икон иконостаса и картин стенной живописи, где изображенные лики святых казались мне совсем живыми, дышащими, даже шевелящимися в движущихся облаках ладанного дыма...»

Многие обстоятельства начала жизни Льва Соловьёва в чем-то схожи с детством Ивана Крамского. Вот только дорога к любимой всем сердцем живописи оказалась куда более длинной и тернистой, нежели у прославленного земляка. Однажды они встретились. Но прежде были годы трудов для упрочения достатка семьи – матери, а главное – братьев, бессовестно эксплуатировавших его бескорыстное усердие взамен на обещание – помочь в деле обучения живописи.

Этот уникальный человек приближался к заветной цели маленькими шагами. И где бы он ни работал – шил ли сапоги, красил ли полы и стены в храмах, раскрашивал фургоны, мечта о живописи оставалась путеводной звездой. Высокие стремления помогли Льву Григорьевичу выбраться из трясины невежества, пьянства и грубости, царившей в той среде, где приходилось жить.

С переездом в Воронеж в жизнь Льва Соловьёва входят увлеченные и одаренные люди – художники, журналисты, краеведы. Он близко знакомится с философом, основоположником теории космизма – Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, оказавшим глубокое влияние на мировоззрение художника-самородка. Ценным результатом сотрудничества с известными острогожцами-краеведами Г.М.Веселовским, Л.Б.Вейенбергом стали их портреты, написанные Львом Григорьевичем и сегодня хранящиеся в областном художественном музее. А в подшивках губернской газеты «Дон» исследователи истории края находят глубокомысленные статьи и стихи нашего земляка.

Совершенствуя живописное мастерство, в 60-70-х годах XIX века он пишет ряд картин, на которые вдохновили события, происходящие в России – крестьянская реформа, тяжелое и безнадежное положение простого народа. Л.Г.Соловьев сближается с И.Н.Крамским и его кругом единомышленников – живописцев и литераторов: В.Г.Перовым, И.И.Шишкиным, И.С.Тургеневым, Д.В.Григоровичем. Мэтры изоискусства отметили очевидные достоинства работ «Переселенцы», «Сапожники», написанные художником-самоучкой, к тому же самостоятельно составившим учебник перспективы.

Лев Григорьевич периодически приезжал в Петербург, пополняя свои знания на занятиях в классах Академии художеств, знакомясь в музеях с лучшими образцами отечественного и западноевропейского искусства. Его картины выставлялись на выставках «Общества поощрения художников». В названиях полотен Соловьева – бытописание людей труда, природа родного края: «Кустарь-сапожник», «Сельский базар», «Зимняя дорога»...

Когда в 1910 году в Острогожске открылась картинная галерея в честь И.Н.Крамского, наш земляк подарил несколько работ родному городу. К сожалению, некоторые из них были утрачены во время пожара, вызванного бомбежкой в 1942 году. И все же есть в нашей галерее два живописных полотна кисти мастера – «Гибель Викулиной рощи» и «Украинка».

В экспозиции зала «Графика» представлен и портрет Льва Григорьевича, поражающий открытостью доброго взгляда, особым светом душевной красоты. Таким он и был, судя по его дневникам и воспоминаниям единомышленника живописца - общественного деятеля и писателя Е.Л. Маркова: «Простота и скромность потребностей составляют непобедимую силу этого глубоко искреннего житейского философа, который молча «непротивляется злу», молча хранит целомудрие, молча ест одну только растительную пищу, молча служит не только сам себе, но и всякому, кто нуждается в нем...»

Благоговея перед талантом Крамского, Соловьёв глубоко скорбел о его преждевременном уходе из жизни. Об этой утрате он написал трогательное стихотворение, представленное в музейной экспозиции. Вот лишь несколько строф эпитафии:

    Еще не стало человека,
    Что светоч истины держал,
    И перед грубой силой века,
    Как раб трусливый, не дрожал...

К сожалению, о самом Л.Г.Соловьёве вспоминают нечасто в Воронеже, где он у себя дома, в рисовальном кружке, рисовальной школе бесплатно и самозабвенно учил основам изобразительного искусства юных земляков. Многие из них (Александр Куприн, Павел Шмаров, Александр Бучкури) стали видными художниками и понесли свет, зажжённый мудрым учителем, следующим поколениям воронежцев.

Гостям Острогожского музея обязательно рассказывают о человеке, умевшем мечтать вопреки беспросветным обстоятельствам и находившем точку опоры в служении искусству, людям.

Святая простота жизни Льва Соловьёва – пример многим из нас, живущим в сугубо материалистическом мире, где всё ориентировано на успех и прибыль. Такая односторонность слишком многих увела от понимания главного предназначения человека, его духовной составляющей – уважения и терпимости к ближнему, стремления к развитию, жажде знаний, любви к природе. Вне этих категорий Лев Григорьевич жизни не представлял. Что прибавляло трудностей и страданий, но давало силы наполнять свое бытие глубоким смыслом, находиться в гармонии с собой и миром.

Евгения Изотова

г.Острогожск, Воронежская область

Источник: газета «Коммуна» № 8 (26030), 19.01.2013г.


http://www.communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=67652
____________________________

 

 

Соловьев Л.Г. в развитии изобразительного искусства Воронежа.


Человек, опережающий время на  век, живущий в прошлом и постоянно работающий для будущего.
 


Введение.


Тема моей работы была выбрана можно сказать случайно. С родителями я была на экскурсии в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского. В одном из залов я увидел картину Елены Андреевны Киселевой «Маруся». Картина мне понравилась, захотелось узнать  о художнице. Читая о Елене Андреевне, я узнала, что она, как и многие известные воронежские живописцы была ученицей Соловьева. А через месяц я снова был в музее. На этот раз там была выставка, посвященная творчеству Шмырева. Воронежский художник, он эмигрировал во Францию, именно от туда и приехали картины. На открытие выставки, я узнала, что он тоже был учеником Льва Григорьевича Соловьева. А когда в скором времени,  подготавливала сообщение о коронации Николая II, нашел материал о подарке от Воронежской губернии. Это была чудесно написанная икона. А ее автором был Л.Г.Соловьев. Таким образом я решила собрать материал об этом удивительном человеке.
Цель моей работы - определить роль Соловьева Л.Г. в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века,  исследовать историю развития рисовальной школы города.
Для достижения  цели я  решала следующие задачи:
1. Собрать материалы по  истории изобразительного искусства города Воронежа.
2. Выявить факты влияния педагогической деятельности Соловьева на становление известных воронежских художников.
3. Выяснить основные факты истории Воронежской бесплатной рисовальной школы,  имена учеников школы и место школы в их дальнейшей творческой судьбе; место и роль школы в художественной жизни города в конце XIX - начале XX веков.
Работая над избранной темой,  я посетила музеи Воронежа, краеведческий отдел Никитинской библиотеки, общалась с краеведами, изучала литературу.
Начало творческого пути.
Образ мышления, деятельность человека определяются той профессией, которую для себя он выбирает. Я обратила внимание, что большинство учителей обладают повышенным чувством долга и ответственности. Ведь цель их работы - воспитание и обучение детей. Это огромная ответственность. Святитель Феофан Затворник считал, что воспитателями, наставниками  детей должно быть «сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святейших», потому что воспитание « из всех дел самое святое»
 Один из примеров учительского служения  – бескорыстный художник-педагог, иконописец, поэт, мемуарист Лев Григорьевич Соловьев. Точная дата его рождения неизвестна примерно около 1837 года( по крайне мере я точных сведений не нашел). Он родился в крестьянской семье в слободе Лушниковка Острогорского уезда Воронежской губернии. Специального образования не получил, а освоил основы рисования самостоятельно. В детстве он был поводырем слепых, был пастухом, и постоянно - углем, мелом и всем, чем только можно было, что попадалось ему под руку, и на всем, на чем только возможно, он рисовал все, что видел. Заметил это какой-то проезжий иконописец - и выпросил Л. Г. Соловьева к себе в ученики, вскоре он превзошел своего учителя и достиг такого совершенства, что произведения  принесли ему известность. С 1861 года Лев Григорьевич окончательно поселился в Воронеже, а в 1869 году купил себе дом, который превратил в музей. Безусловно, он был талантливым и самобытным человеком и подтверждением этого является тот факт, что ежегодно, начиная с 1872 по 1878 год, его работы участвовали в выставках Общества поощрения художеств  в Санкт-Петербурге. Он автор многочисленных  сюжетных картин и портретов. Особое впечатление на посетителей экспозиции в 1872  произвело произведение «Транспарант в память 200-летия Петра I»  Выставляемая им картина в 1875 году «Кустарь – сапожник » в настоящее время находится в Государственной Третьяковской Галереи. А картины «Воронежская Гретхен» и «Открытое купание на реке Воронеж» в Сумском художественном музеи . А в 1881 году в Петербурге  вышел уникальный «Альбом иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова», состоящий из работ Льва Григорьевича. Свои произведения он создавал в нашем родном городе – Воронеже. Мне стало интересно, как развивалось изобразительное искусство в нашем крае до Соловьева.
 


История развития изобразительного искусства Воронежа до начала 20 века.

 
 История развития изобразительного искусства Воронежа не очень хорошо изучена. Еще в конце XIX века местные историки-краеведы отмечали плохую сохранность и отсюда недостаточную изученность произведений изобразительного искусства.
Важным источником в освещении художественной жизни Воронежа, являются воспоминания самого Льва Григорьевича Соловьева «Живопись и рисование в Воронежском крае», опубликованные в мае - июле 1898 г. в воронежской газете «Дон». В своих воспоминаниях, в которых присутствует значительная доля личностного отношения ко многим участникам описываемых событий, он не следует четкой хронологии, не указывает на точное время происходящего. Его больше волнуют нравственные, моральные проблемы, нежели художественные. Кроме того, он говорит только о иконописных работах, даже вскользь не упоминает о светской живописи. На меня это произвело большое впечатление. Насколько важно для него было, чтобы люди задумывались над  духовной составляющей своей жизни. Он указывает много новых имен и фактов, не встречающихся в других, известных на сегодняшний день, источниках. Поэтому его воспоминания интересны для воронежских краеведов.
 Художественная культура Воронежа начинает формироваться к концу XVII - началу XVIII века, когда город на некоторое время стал центром общественной жизни России. Это было время строительства русского военного флота. Воронежском крае, тогда находилось большое количество русских и иностранных мастеров изобразительного искусства. Свыше 20 живописцев Оружейной палаты было направлено «для прописки судов» на воронежские верфи. В Воронеже бывали и такие известные мастера как А. Шхонебек, Корнелис де Бруин.
 
В Воронеже имели свои дома Апраксин Ф.М.(1700 - 1706 - жил в Воронеже); Головин Ф.А.; Зотов Н.М.; Ментиков А.Д.; Нарышкин Л.К. . Хотя документальных свидетельств пока не найдено, но можно предположить, что в их домах находились произведения живописи, скульптуры, которые могли быть выполнены работавшими на воронежских верфях мастерами. Зная отношение Петра I к изобразительному искусству, когда приближенным вменялось в обязанность иметь портреты в своих домах, можно предположить что они были представлены и в Воронеже. Активными участниками происходящего процесса были воронежские дворяне, купцы, посадские люди. В документах упоминаются имена Д.В. Полонского, Г.Ф. Грибоедова, Н. Гарденина, И.И. Тевяшова, С.С. Горчакова. Можно предположить, что именно в эти годы складываются первые художественные коллекции на Воронежской земле. Не случайно, спустя сто тридцать лет, в 1832 году, когда происходила канонизация Митрофана Воронежского, именно в семье Гардениных, чей предок был одним из строителей военных кораблей и современником епископа, хранился самый ранний портрет святителя. Не исключено, что это был прижизненный или же выполненный сразу после смерти портрет. Уже в начале XVIII века в Воронежском крае были и свои живописцы, т.е. уроженцы края, проживающие здесь постоянно. Так над гробом епископа Митрофана, в Благовещенском соборе, был поставлен «большой тройной иконный складень», выполненный Острогожским иконописцем Павлом Родионовым.
Каких - либо достоверных свидетельств художественной жизни города во второй трети XVIII века не сохранилось. Можно предположить, что в городе существовали иконописные мастерские или отдельные иконописцы, поскольку город расстраивался, появлялись новые церкви, которые необходимо было росписывать, возводить иконостасы, заполнять иконами. Это требовало и значительных художественных сил. Возможно и в Воронеж приехали мастера из Москвы в связи с закрытием Оружейной палаты, принося сюда знания и умения.
Во второй половине XVIII века культурная жизнь становится более активной. В 1779 году Воронеж становится наместническим городом; в 80-х годах XVIII века  получает регулярный план застройки. В городе строится архирейский двор.  В 1745 году в Воронеже была открыта духовная семинария, одно из первых учебных заведений города. В 1786 году - Главное народное училище, позднее преобразованное в Воронежскую гимназию. Вслед за губернским городом учебные заведения появляются и в уездных городах: в 1788 в Острогожске и Бирюче; 1791 - в Валуйках; 1799 - в Павловске. В этих учебных заведениях учащиеся систематически знакомились с основами изобразительного искусства. Учащиеся, как правило, не становились профессиональными художниками, но для многих изобразительное искусство, с которым они соприкоснулись в годы учебы, становится неотъемлемой частью культуры.  Именно преподаватели учебных заведений становятся во главе духовной жизни в провинции, в том числе и в Воронеже. В 90-х годах значительным явлением в, духовной жизни города стал кружок местных деятелей во главе с Е.А. Болховитиновым, в то время преподавателя Воронежской духовной семинарии. Он оказал огромное влияние на различные стороны духовной жизни города. В этот кружок входили и преподаватели Главного народного училища Алексей Павлович Зиновьев (ок. 1762 - между 1826 и 1835), Петр Васильевич Соколовский (ок. 1763 - 1829). Оба они, помимо своих основных предметов, некоторое время преподавали рисование в училище: Зиновьев в 1786 - 1808 гг.; Соколовский - в 1791 - 1808. В 1796 г. в Воронежской духовной семинарии вводится рисование. Исследователь истории семинарии П. Никольский пишет: «...пр. Мефодий решился завести класс рисования и гражданской архитектуры.»


Роль Льва Григорьевича Соловьева в становлении живописи нашего края.


В 19 веке особую роль в становлении живописи нашего края сыграл Лев Григорьевич Соловьев. О своей деятельности он рассказывает  в воспоминаниях «Живопись и рисование в Воронежском крае». Они опубликованы в газете «Дон», в которой начиная с 1870 года он публиковал свои стихи и принимал участие в работе как корректор и художник. Соловьев отмечает, как «при всей своей любви к делу и больших способностях он был поставлен в необходимость исполнять требования невежественных заказчиков» Для него живопись, в том числе иконопись — искусство. Его душа противилась ремесленничеству. Весной 1896 года в Москву для участия в коронации Николая II отбыли депутации от дворянства, от земства и от сельского населения Воронежской губернии. Волостные старшины повезли с собой икону работы Соловьева, на ней были изображены святой Николай-чудотворец, царица Александра, княгиня Ольга и воронежские святители Митрофан и Тихон. Выше изображения этих святых — Господь Вседержитель в сонме Сил небесных «Икона заключена в изящную резную дубовую раму работы крестьянина слоб. Алексеевка Бирюченского уезда Москаленко. На раме иконы две рельефные надписи: «Ангелом своим заповет о Тебе сохранити тя во всех путех Твоих» и «Крепость даяй Царем нашим Господь». Вместе с иконой воронежцы поднесли резное деревянное блюдо для хлеба-соли. На нем резная надпись: «Царю Батюшке, Царице Матушке — от сельских сословий»  В депутацию входило 12 человек — по одному от каждого уезда. Встреча Николая II и императрицы с ними состоялась 16 мая во Владимирском зале Кремлевского дворца. Представлял их губернский предводитель дворянства С. М. Сомов. Старшины поднесли хлеб-соль и икону, к которой император приложился. 
Лев Григорьевич Соловьев был художником разносторонним. В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится несколько этюдов живописца - "Пейзаж с облаками", "В степи", "Поле со снопами".
 


Бесплатная Рисовальная школа.

 
В 1893 году при местном кружке любителей рисования ( возник в 1890 году) на основе Частных рисовальных классов Соловьева была открыта бесплатная Рисовальная школа, в последующие годы расширявшаяся и развивавшаяся. В ней занимались люди разных сословий  и возрастов: рабочие, живописцы, чиновники, учителя, конторщики, фотографы и даже монастырские послушницы. Занятия проходили в помещениях Дворянского собрания. Многое держалось в ней на энтузиазме Льва Григорьевича. Он имел усадьбу вблизи Спасской церкви, на бровке холма, где ютился его небольшой дом-мастерская.  Первое упоминание о  церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Д. И. Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее. С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму с просьбой разрешить строительство. В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 год.
В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. Проект перестройки Спасской церкви утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857—1859 годах. Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. Вблизи церкви была построена небольшая каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения окрестной детворы.  Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719— 1779). С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийся позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец Иван Смирпицкий. В 1883—1901 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын, перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви. С 1901 года в Спасском храме служил Тихон Дмитриевич Попов, который вскоре приобрел известность как богослов. С момента создания Сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную Думу.
К сожалению, домик в котором жил Л.Г.Соловьев до наших дней не сохранился. Публицист и секретарь рисовальной школы Е.Л.Марков свидетельствовал :«...Юноши и девушки давно уже привыкли приходить в эту приветливую птичью клетку, висящую над живописной пропастью, как в свой дом, когда кому вздумается и зачем кому вздумается.- один порисовать с натуры, другой скопировать модель, третий –снять портрет…
Соловьев превратил  домик с садиком в музей. Этот музей - школа живописи исключительно с натуры, и все в ней к этому было приспособлено, - и терраса при доме, с которой открывается превосходный вид, и особый стол при садике в доме.»
 Лев Григорьевич был человеком бодрым, деятельным. Живописец, всех готов был принять и  научить своему искусству. Он твердо верил, что каждый может научиться живописи. Интересно, что современники называли его  человеком, опережающим время на  век, живущий в прошлом и постоянно работающий для будущего. Он организовал  пять выставок картин своих учеников.
Мне удалось найти не реализованный проект-описание уникального храма - музея, как предполагают краеведы, он был иллюстрирован  художником Л. Г. Соловьевым.  В храме-музее внутренняя и внешняя роспись.. Внешний вид этого здания, преследовал образовательные цели. Например пол площадки, заменяющей обсерваторию, должен быть был обращен в мозаичный план Воронежа; пол средней площадки- мозаичную карту воронежского края. Двор музея, вымощенный камнем,- мозаичную карту всей России. Склоны холма, на котором должно было  расположиться все здание, предполагалось обратить в геологические разрезы по длине всей России  Вокруг планировали посадить ботанический и зоологический сад. Музей  должен был стать  общим пособием для всех учебных заведений, духовных и светских, гражданских и военных. Проект осуществлен не был, но для будущего музея Л. Г. Соловьев передал  собрание образцов иконописных и живописных особенно известных воронежских мастеров, историком которых он и был. В начале 20 века зажиточный художник М.И.Пономарев пожертвовал усадьбу и деньги для сооружения рисовальной школы и музея. Воронежская газета «Дон», так писала о его пополнении: «Всякий же путешественник из воронежского края (а путешествия ныне стали необходимым завершением образования и воспитания), по России и за границей, считал священным долгом на память о себе, о своем путешествии и на пользу учащихся, доставлять копию с картин знаменитых художников, снимки со скульптурных произведений, виды различных посещенных им мест»
Здание рисовальной школы сохранилось до наших дней .Оно находиться по адресу улица Орджоникидзе, 26 с тыльной стороны к нему примыкает Дом актера. Построено оно по проекту архитектора М. Н. Замятнина. Строительство велось под наблюдением председателя кружка рисования, художника и коллекционера М. П. Паренаго. До этого занятия школы проходили в доме Дворянского собрания и мастерской художника Л. Г. Соловьева, на Консисторской (Фрунзе) улице, где с 1891 г. собирался кружок. Именно тогда Лев Григорьевич, высказал идею создания воскресной школы. Обучение в ней было бесплатным, поэтому школа привлекала много учеников - в 1904 г. их число достигало 350. До 1907 г. заведующим школой был Лев Григорьевич  помогший сделать первые шаги в искусстве многим воронежским художникам. В 1907 г. к числу местных преподавателей школы присоединился ее выпускник, впоследствии ученик И. Е. Репина А. А. Бучкури (1870-1942), который преподавал в этом здании до 1926 г.
В 1919 г. на базе школы ( уже после смерти Соловьева Л.Г.) открылись Воронежские свободные художественные мастерские - филиал Свободных художественных мастерских в Москве. Для организации занятий в скульптурной, театрально-декорационной и трех живописных мастерских сюда были свезены предметы интерьера из усадьбы Ольденбургских в Рамони. Преподавательский состав был пополнен специалистами из Москвы. Мастерские сразу стали центром художественной жизни города. В 1920-е гг. мастерские были преобразованы в Воронежские высшие художественно-технические мастерские, которые в 1923 г. стали художественно-промышленным техникумом, находившемся в здании до 1926 г.
. Выпускниками мастерских были известные художники: В. Ф. Рындин (1902-1974), впоследствии академик Академии художеств и уроженец Воронежа Ю. П. Щукин (1903-1935), работавший в области агитационно-массового и театрального искусства, позже оформивший ряд постановок в воронежских театрах. Одновременно с ними в мастерских обучался В. А. Кораблинов (1906-1989), ставший известным воронежским писателем.
 

Знаменитые ученики известного учителя.
 
В сентябре-ноябре 2011года  проходила  выставка работ Павла Шмарова из собрания коллекционера Жоэля Гарсиа в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского.
Павел Дмитриевич родился в Воронеже в сентябре 1874 года. О семье известно очень мало: его отец, Дмитрий Шмыров (Шмырев), воронежский цеховой, позднее был приписан к мещанскому сословию города. Он  имел каретную  мастерскую, приносившую, вероятно, хороший доход. Много позднее Павел записал в своем дневнике: "Давно ли, да это было давно, то время, тихая провинция, г. Воронеж. Полное обилие, почет, отец - "голова". Экипажная фабрика, массы мальчишек-учеников, сказки про привидения, хождение на ходулях, шашки, коньки сменились выездом моим в свет, в Эрмитаж (сад)". Кроме Павла, в семье было еще двое детей - старший брат, Василий, и младшая сестра, Любовь.
Положение семьи сильно изменилось со смертью отца. Предположительно это случилось в конце 1880-х годов. 17 декабря 1907 года Шмаров записал в дневнике: "Первая утрата - отца, мало меня коснулась - я не любил его. Вторая утрата - состояние - больно отозвалась на моем самолюбии. Все кануло, все унесло. Жалкая проза костяными пальцами сдавила мне горло. Каким унижением показалось мне, когда один знакомый предложил мне костюм. Я отказался и возненавидел его. Денег не было, и я бросил учиться. Наступила жизнь невыносимая, полное разорение, холод в доме, обедов не помню, какие были. Сестра Люба не понимала тогда причин". Павел Шмаров учился в Воронежском уездном училище с 16 августа 1885 года по 16 июня 1890 года, поэтому можно предположить, что отец художника умер до лета 1890 года.
Дневниковые записи раскрывают, что чувствовал подросток в то время: "Я должен был поступить на службу в консисторию за 4 рубля в месяц писцом, и я был счастлив этому. В холодном архиве, разбирая родившихся по уездам, обморозил руки, холод бумаги морозовой до сих пор заставляет содрогаться. Но искусство уже звало". В непростое для себя время Шмаров знакомится с художником Львом Григорьевичем Соловьевым. Как пишет Шмаров, Соловьев "вдохнул жизнь, заставил подняться". Занятия в школе посещали будущие знаменитые художники М. Федоров, А. Бучкури, В. Епифанова, Е. Киселева, и многие другие воронежцы. С ними  Шмаров будет поддерживать отношения в разные периоды своей жизни. Творческая атмосфера, царившая в школе, страстное увлечение искусством подталкивали Павла и других учеников без устали заниматься живописью: "Громадный ящик фунтов 20 весом я тащил за 7 верст, вставал до службы часа в 2,5 - 3 и работал до 6, затем уже в 8 отправлялся на работу и работал до 3, затем отдых, а вечерние зори меня заставали где-нибудь в лесу. Много воспоминаний из этого чудного времени". На первой выставке школы, которая проходила с 25 декабря 1893 года по 4 января 1894 года в Мариинской женской гимназии, были представлены более 400 работ. В обзоре этой выставки корреспондент "Воронежского телеграфа" отмечал жанровые картины А. Бучкури, пейзажи Т. Буйнова, "портрет девочки с умным и живым личиком г. Шмарова и много других этюдов его же". Именно в газетных статьях фамилия художника пишется "Шмаров", а не "Шмырев". Много лет спустя Шмаров вспомнил об этой выставке: "Мы устраивали выставки. Нас было трое: Бучкури, Буйнов и я. В моих карманах, уходя, я находил конфеты, апельсины. Это был первый подарок и так дорог". К 1893 -- 1894 годам относится ряд работ Шмарова в собрании Воронежского художественного музея.
Члены Кружка любителей рисования видели успехи Павла. Материальная помощь, которую оказали М. Веневитинов, Е. Марков, М. Пономарев и другие члены кружка, помогла Шмарову вместе с другим учеником школы, Митрофаном Семеновичем Федоровым, поехать в Петербург. Осенью 1894 года они поступили в Академию художеств в качестве вольнослушателей. Первый успех: на ученической выставке 1895 года - работа "Разборка плотов" была отмечена денежной премией (75 рублей). Лев Григорьевич Соловьев особо подчеркивал, что картина П. Шмарова, признанная лучшей на выставке ученических работ в Академии художеств, "работана здесь в Воронеже, в тесном кружке товарищей живописного класса нашей школы в конце летних каникул текущего года с натуры, на берегу реки Воронежа". Шмаров каждое лето приезжал в Воронеж. Здесь внимательно следили за его работой и поддерживали стремление создавать крупные произведения. Не просто складывалась судьба художника ему даже пришлось эмигрировать из страны. Но Память об учителе оставалась с ним всегда. Шмаров считал, что без участия в его жизни Льва Григорьевича, он возможно и не выжил бы.
 
Художница Елена Андреевна Киселёва (дочь знаменитого математика) получила  первые навыки в изобразительном искусстве под руководством  Л. Соловьёва. В 1896 году Киселёва окончила Воронежскую Мариинскую гимназию с золотой медалью, а в 1898 году в Петербурге, оставив математическое отделение Бестужевских курсов, поступила в высшее художественное училище при академии художеств. С 1900 года она занималась в мастерской профессора-преподавателя И.Е. Репина, который высоко оценивал одарённость своей ученицы. Направил ее к Илье Репину, Соловьев.
В 1907 году Киселёва окончила Академию художеств и за картину «Троицын день»  получила не только звание художника, но и пенсионерство от Академии художеств для работы за границей. Такой награды не удостаивалась ни одна из выпускниц Академии художеств. Её произведения появились на выставках в Академии художеств, Нового общества художников, «Союза русских художников» и других периодических выставках, привлекали внимание прессы и быстро раскупались любителями искусства. Они репродуктировались в престижных журналах «Нива», «Солнце России», «Столица и усадьба» и других периодических изданиях. Её талант отмечали искусствоведы В.Прахов и С. Маковский, писатели Л. Андреев, П. Щеглов, К. Чуковский. М. Горький приобретал с выставок её работы для своей коллекции. В числе других её произведений представляли достижения русского искусства на зарубежных выставках в Мюнхене (1909) и в Риме (1911).
Летние месяцы Киселёва часто проводила в Воронеже. Здесь, ещё в ученические годы она написала картины «Невесты», «Женщина в красном», «Воронежские крестьянки» и эскизы к конкурсной программе «Троицын день». С 1921 года Киселёва жила в Югославии. В 1967 году, когда возобновилась её связь с Родиной, родными, все сохранившиеся у неё картины она прислала в Воронеж в дар Воронежскому художественному музею им. И.Н. Крамского. В музее родного города Киселёвой были устроены три её персональные выставки в 1969, 1974, 1980 гг. из произведений, хранившихся в ленинградских музеях и в части коллекций Москвы. Со временем в нашем музее, имевшем только один портрет работы Киселёвой «Маруся», сложилась большая, уникальная коллекция в произведении Киселёвой, обогатившая собрания раздела художников-земляков.
 

Заключение.

Действительно, иконописец, художник, бессеребренник Л. Г. Соловьев был уникальным человеком. Он считал, что в любом возрасте человек может начать занятия живописью о чем свидетельствует тот факт, что под его руководством  начинал свою учебу в школе 23-летний Бучкури.
В Воронежском музее изобразительных искусств есть два небольших этюда маслом, выполненных Бучкури во время его учебы у Соловьева. Они показывают, что начинающий художник получил в школе довольно хорошие навыки как в рисунке, так и в живописи. Тематика этих работ взята прямо из жизни. На  этюде изображен деревенский двор и сидящие на траве крестьянские женщины.
 Часто можно услышать, что талантливый человек талантлив во всем. Именно таким человеком и был  Лев Григорьевичем. Он всегда был в гуще событий общественной жизни Воронежа. Состоял в переписке со многими знаменитыми современниками. Самых талантливых своих учеников отправлял заниматься  к своему другу великому русскому художнику И.П.Репину. Потеряв жену, не испытав, радость отцовства он нашел утешенье в вере, в своих учениках и бескорыстном служении людям. Для его учеников стал большой бедой его уход из жизни в 1919 году. Похоронен художник в селе Усманские Выселки.
Не каждый человек может выдержать груз ответственности. Пример жизни и учительского служения Льва Григорьевича, когда он не разделял время на рабочее и личное, к своим ученикам относился по-отечески, является   образцом  для тех, кто выбирает для себя педагогическую деятельность. Мне очень запомнилось одно из поздравлений учителей   митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергея. Он сказал: «Самоотверженность и жертвенность педагогического труда соединяет поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее любого государства, придавая ему устойчивость и гарантируя его развитие. Ни развитие науки, ни информационный бум не заменят личности учителя. Педагогический процесс возможен только тогда, когда возникает общение между учеником и педагогом. Главным результатом обучения должно стать совершенствование учащегося. А это в свою очередь налагает большую ответственность на учителя». Я уверена, Лев Григорьевич с достоинством справился со своим учительским долгом.


Литература.
 
1.      Воронежская историко-культурная энциклопедия.
Воронеж 2006 год.
2.      Историко-культурное наследие Воронежа.
Воронеж 2002 год.
3.      П.Попов. Воронеж история города в названиях улиц.
Воронеж 2003 год.
4.      А.Акиньшин. Храмы Воронежа. Воронеж 1998 год.
5.      Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах. Том 3-й, Составление, комментарии и научная подготовка текста А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой. "Традиция", Москва, 1995г.
6.      Воронежский Курьер 12 сентября 2010
Номер выпуска: № 101 (3047).
7.       Журнал "ПОДЪЕМ» N 6 2003 год .
8.      «Коммуна» № 97 (25331) 09.07.09г.
9.      Газета «Дон» май- июль 1898 г.
10.   П.Попов, Б.Фирсов Старинный Воронеж. Воронеж 2010 год.


Руководитель:

учитель истории и обществознания
Пушкина Светлана Васильевна


http://www.abitur.vsu.ru/?q=conference/1291

 

 

« вернуться

Рейтинг 11 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 2 из этого альбома
"Монахи. Не туда заехали"
"Сапожники"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования