21 декабря 2013
Соломаткин Леонид Иванович Leonid Solomatkin. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 114 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Соломаткин Леонид Иванович


Solomatkyn Leonid


(1837 - 1883)

 

 

Родился Л. И. Соломаткин в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, жил у чужих людей, терпел попреки и унижения. С тринадцати лет начал работать - был и погонщиком, и подпаском, и чумаком (торговцем-перевозчиком). Исколесив половину России, он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это отразилось потом в его творчестве.   Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг.

Когда Соломаткин случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий - был бы талант, - он тотчас же отправился в старую столицу. Здесь, взяв под мышку свои рисунки, пошел он на квартиру Н. А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил Соломаткина у себя дома.

В МУЖВ-МУЖВЗ будущий художник поступил в 1855 г. и проучился там пять лет. За это время он приобрел профессиональные навыки, пользуясь уроками А. Н. Мокрицкого.

В 1861 г. Соломаткин отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и представил на академическую выставку 1861 г. картину "Охотник", а в 1862 г. за работу "Именины дьячка" получил малую серебряную медаль.

Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 г. картина "Славильщики-городовые". Жанровая сценка, изображающая показную набожность городовых, пришедших в дом замоскворецкого купца "славить Христа" и получить чаевые, передана художником с юмором. Резкий рисунок композиции сочетается с удивительно теплым, насыщенным колоритом, напоминающим пеструю раскраску народных картинок (это характерно для большинства работ Соломаткина). Картина была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором.

Однако успех не сделал Соломаткина счастливым. Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866 г., получив звание художника третьей степени. В произведениях "У питейного дома" (1867), "Постоялый двор" (1870), "Пирушка", "За пенсией" (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Сам прожив всю жизнь в нужде, он хорошо понимал своих собратьев. Этот чуткий художник, продолживший в русской живописи традиции П. А. Федотова, окончил свои дни в больнице для бедных.

_________________________

 

 

Л.И.Соломаткин – оригинальное и неповторимое явление в русской живописи 1860-х–1880-х годов. Выходец из простого народа, он был наделен редким талантом. Своеобразное дарование художника раскрылось в картинах из окружающей его жизни, которую он переживал как драму и комедию одновременно.
       Соломаткин родился в 1837 году в городе Суджа Курской губернии. Точных сведений о том, кто были его родители, не имеется, известно лишь, что он был малороссом и происходил из мещанского сословия. Рано осиротев, мальчиком работал подпаском, погонщиком скота, подростком сопровождал с чумаками обозы по малороссийским степям в порты Черного и Азовского морей, три года служил у странствующего торговца, с которым объездил многие города, включая Таганрог, Одессу, Феодосию, а также сельские ярмарки Украины и Новороссийского края.
       С юных лет в мальчике пробудилась страсть к искусству. Об этом сам он писал так: «Не знаю, навеяна ли она красотами южной природы, или другой какой причиною, но и в лавке с аршином в руках в Одессе, и на возу чумака, с ящиком разносчика на доках Николаева я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины». По совету художника Меликова, служившего в Морском училище в Николаеве, Соломаткин отправился в Москву и поступил в 1855 году в Московское Училище Живописи и Ваяния, где был определен на бесплатное обучение. Скульптор Н.А.Рамазанов подметил природный талант молодого художника и поддерживал его. Этого все-таки было недостаточно, и Соломаткин работал церковным сторожем и звонарем.
       Учился Соломаткин у А.Н.Мокрицкого и С.К.Зарянко, но, по его собственному признанию, искусство начал понимать только с тех пор, как увидел работы В.Г.Перова, в те же годы учившегося в Училище. Проходя все ступени обучения, он не раз отмечался среди учеников, «показавших хорошие успехи». Уже в стенах Училища у Соломаткина возник интерес к бытописательству, которое позднее в его творчестве приобретет своеобразное преломление. Первая из известных его картин. Созданная в 1860 – «Постой войск» (Солдаты, пришедшие на постой в деревню), хотя во многом еще носила ученический характер и ей присуща некоторая условность в трактовке сцены, обнаруживала черты, свойственные творчеству Соломаткина. Правдивость ситуации сочеталась с юмором, в ней много точно подмеченных «говорящих» деталей, позы, жесты, выражения лиц персонажей остро характерны.
       В 1860 году Соломаткин покинул Училище, и в 1861 был принят в число вольноприходящих учеников Академии художеств в Петербурге. В 1862 на годичной выставке в Академии художеств экспонировалась его картина «Именины дьячка». Она показывала не только возросшее мастерство художника – умение четко и ясно построить сцену в интерьере, наполнить ее предметами и деталями, умело сгруппировать персонажи, но и наделить картину внутренним содержанием. Вся сцена, в которой художник изображает детей, пришедших поздравить дьячка с именинами, так же, как и все персонажи и многие предметы обстановки типичны и ярко обрисованы художником. При общем сентиментально-идиллическом тоне картины в ней присутствует оттенок иронии – то, что будет звучать в последующих работах художника и станет одной из особенностей таланта Соломаткина. За эту картину художник был награжден малой серебряной медалью, что было значительным успехом.
       В 1864 году Соломаткиным была написана полная юмора и острой наблюдательности картина, сделавшая его имя известным – «Славильщики–городовые», бытующая также под названием «Городовые–христославы», в которой занимательна и общая ситуация, и исключительная выразительность характеров, особенно городовых, пришедших поздравить купца с праздником. Удостоенная Академией художеств большой серебряной медали, она была показана на академической выставке, и с восторгом принята критикой. Художественный критик В.В.Стасов, отмечая картины других художников, писал: «Еще лучше, еще талантливее <…> «Славильщики в праздник Рождества Христова» <…>. Во всем, в каждой подробности комнатки, в лицах, позах столько комизма, разнообразной правды, что нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный, свежий отпрыск федотовской школы». Имя Федотова, оказавшего большое влияние на жанристов 1860-х годов, вспомнилось Стасову не случайно. От Федотова, через сатирическую журнальную графику 1850-х–1860-х годов и ее яркого представителя П.М.Шмелькова, протягиваются зримые нити к творчеству Соломаткина. Картина «Славильщики–городовые» стала необычайно популярной, художнику неоднократно заказывались ее повторения, и он повторял ее много раз, варьируя как основную сцену, так и ее детали.
       Мягкий юмор, присущий ранним произведениям Соломаткина, в середине 1860-х годов уступает место сатирической трактовке в картинах «Губернаторша, входящая в церковь» и «Купец, читающий «Апостола» в церкви», где дается острая характеристика деньги и власть имущих. Сцены, подмеченные в жизни, утрируются художником и приобретают характер гротеска, что впоследствии часто будет встречаться в его работах. Эти картины сближают искусство Соломаткина с произведениями обличительного жанра, яркими представителями которого в 1860-е годы были В.Г.Перов, Н.В.Неврев, И.М.Прянишников. Но критика темных сторон жизни, людских пороков и слабостей не имела в искусстве Соломаткина резкого обличительного характера. Она скрашивалась элементами забавности или беззлобного юмора, и тем самым «обличение» переводилось в план «сожаления», сокрушения о несовершенстве человеческой природы.
       В 1866 году Соломаткин подает прошение в Академию художеств о невозможности посещать классы, ссылаясь на необходимость поправить расстроенное здоровье в южных губерниях, и просит удостоить его звания художника «по достоинству». Тогда же «за внимание к хорошим познаниям его в живописи» получил звание художника 3-й степени. Живописное мастерство Соломаткина к этому времени неоспоримо. Мастер композиций, в своих зрелых произведениях 1860-х–середины 1870-х годов он тщательно выписывал и оттачивал детали, для его живописи характерно тонкое лессировочное письмо, незаурядное колористическое дарование, где цвет, освещение несут немалую эмоциональную нагрузку.
       Покинув Академию, Соломаткин жил в основном в Петербурге, возможно, бывая на Украине и в провинции. Хотя в 1860-х годах он экспонировал свои картины на выставках Общества поощрения художеств, помогавшего художникам в реализации их произведений, его имя все реже появлялось в печати. К началу 1870-х, не связанный с какими-либо художественными объединениями, он сам вынужден был продавать свои картины, отдавая их за бесценок. Это состояние художника обнаруживает себя в картинах 1870 года – «Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет. (Скрипач)», где странно одетый и обутый в лапти человек играет на дудочке и приплясывает перед окнами хорошего городского дома, и однофигурной композиции «Торговка», в которой художник изображает, очевидно, самого себя в образе торгующей на улице женщины.
       Дальнейшая его судьба складывалась драматически, он пристрастился к вину, бедствовал, скитался по разным домам. Тем не менее, творчество было для него единственным источником существования. В 1870-е–начале 1880-х годов он пишет множество картин, преимущественно небольшого размера на самые разные темы, зачастую повторяя и варьируя полюбившиеся сюжеты. Сформировавшись как художник в конце 1850-х – начале 1860-х годов среди жанристов московской школы, он жил в 1870-х годах в искусстве в своем особом мире, вне всяких течений и направлений. В эти годы он перестает работать с натуры. Обладая исключительной зрительной памятью и полагаясь на запас впечатлений разного времени, он сочиняет картины, отличающиеся необыкновенной жизненностью ситуаций и множеством достоверных деталей.
       Мир сюжетов и образов картин Соломаткина чрезвычайно разнообразен. В его творчестве можно выделить целый цикл произведений, посвященных бродячим артистам. Это большая и глубоко лирическая тема в его искусстве, в которой воплотились, с одной стороны, наиболее светлые воспоминания его детства и юности, с другой – горькие раздумья о тяжелой судьбе людей творчества, талантов, гибнущих в борьбе за существование. Одна из первых таких картин – «В погребке», написанная еще в годы обучения художника в Академии художеств, изображает старика, играющего на флейте, и девочку–подростка в нарядном платье, развлекающих в кабачке подгулявшего городового. Тонкая поэтическая душа художника раскрывается в картине «По канату. Канатоходка», метафоричной по внутреннему содержанию и напряженно–трагической по эмоциональному звучанию.
       Одна из лучших картин этой темы – «Артисты на привале». В изображении сцены, где в обстановке бездомного ночлега актеры в театральных костюмах вдохновенно репетируют сцену из спектакля, художник с грустью передает всю противоречивость жизни бродячего актера. Такова же картина «Странствующие музыканты». Бродящие по пыльным дорогам от селения к селению, давая представления перед народом и зарабатывая этим себе на пропитание, они вызывают большую симпатию художника. Их образы – худой человек с тяжелой шарманкой за плечами и обезьянкой, юноша с котомкой, толстяк с тюком кукол и имущества, ведущий на привязи трех собачек, обряженных в платья и капоты, – с множеством подробностей охарактеризованы художником. Вся сцена строится на сочетании грустного и смешного.
       Юношеские воспоминания о жизни на Украине, ярмарочные представления и затеи нашли своеобразное воплощение в нескольких ярких и праздничных по цвету работах художника, отличающихся детским радостным взглядом на мир. Бесхитростна и полна забавных подробностей картина «Репетиция в сарае» («Детский праздник»), в которой художник показывает жителей небольшого украинского городка, собравшихся в пристройке дома и с интересом наблюдающих выступления самодеятельных актеров на импровизированной сцене. Таковы же совсем маленькие картинки 1878 года – «Петрушка» и «На ярмарке».
       Продолжателем традиций Федотова с его драматическим ощущением мира, полного противоречий, человеческих страстей выступает Соломаткин в таких картинах, как «Невеста», «Свадьба», и в одной из наиболее пронзительных картин «Ряженые», изображающих события из жизни мещанства и чиновничества. Наделенные чертами метафоричности, они приоткрывают внутренний мир художника, воспринимающего жизнь как театр, в которой он видит фальшь, всеобщее лицедейство. Так радостное событие свадьбы окрашено ощущением какого-то безумия. В картине «Ряженые» хозяева вроде бы благополучного дома, с интересом взирающие на пляски святочных ряженых, оказываются такими же «ряжеными». Характерные для творчества художника черты гротеска, когда в целях наибольшей выразительности искажаются, деформируются чеовеческие лица, фигуры, в этих произведениях проявляются с наибольшей силой. К ним примыкают глубоко ироничные, остро выразительные картины «Открытие памятника Екатерины II» и «Любители изящного».
       Работы второй половины 1870-х – начала 1880-х годов заметно теряют то высокое живописное мастерство, которое отличало Соломаткина в прежние годы. Сложные жизненные обстоятельства заставляли его писать картины быстро, без тщательной отделки, порой небрежно. В его искусстве нарастают черты упрощения, примитива, иногда граничащие с лубком. Мастерски выстраивая композиции своих картин, он в то же время не уделяет должного внимания индивидуальной трактовке персонажей, ограничиваясь условностью в трактовке лиц и жестов. Но, вынужденный работать в невыносимых для художника условиях, он никогда не терял в своем творчестве остроты мысли, удивительной изобретательности в трактовке различных сюжетов, умения изобразить человеческую фигуру в любом ракурсе, придавая ей необходимую выразительность, чувство цвета.
       В конце 1860-х годов в творчестве Соломаткина появляется тема жизни города и городских низов. Уличные сцены нашли свое выражение в таких картинах, как «Угощение сбитнем», «Продавец икон», «Препровождение арестованных». Город с его контрастами в сознании художника, много жившего среди природы и сельских просторов, запечатлевался резкими картинами. «Маленький» человек, сцены у трактиров, уличные музыканты, бедность, бездомность становятся «героями» его произведений. Тема эта вобрала в себя горестные, безотрадные впечатления жизни самого художника, нередко не имевшего даже ночлега. Картина «Шарманщики», однофигурные композиции «Бродячий музыкант», «Кобзарь» 1871 года, свидетельствуют о том, что тяжкая жизнь городских бродяг была Соломаткину хорошо знакома. Особенно пронзительна картина «У забора», в которой изображен покрытый рогожей человек, идущий зимой вдоль забора, окружающего городской особняк.
       Горькой иронией полны картины, изображающие многочисленные сцены у питейного дома («Утро у трактира», «У питейного заведения. Перепляс», «У деревенского кабака. Ночная сцена»). Кабаки, трактиры и их обитатели – это мир, который оказался Соломаткину слишком хорошо знаком. Героев его картин, да и судьбу самого Соломаткина часто сравнивают с судьбой героев писателей–разночинцев А.И.Левитова, автора сборника рассказов «Горе сел, дорог и городов», Николая и Глеба Успенских, рассказывающих о мятущихся и страдающих представителях городских бедняков.
       Своеобразное преломление в творчестве Соломаткина нашла тема Русско-Турецкой войны. В картине «Чтение военной телеграммы» он изобразил трех плотников, пришедших из деревни на заработки и остановившихся перед вывешенной на стене дома телеграммой о взятии Плевны. Нерадостные размышления художника о судьбе инвалидов этой войны находят свое выражение в картинах этого же времени «За пенсией» и «Инвалиды у столовой».
       Не раз художник обращался к деревенской жизни. Им было написано несколько довольно больших картин с изображением деревенских пожаров – сложно композиционно разработанных многофигурных сцен («Пожар ночью в селе», «Пожар в деревне», «Ночной пожар»). Первая из них была отмечена премией Общества поощрения художников. Мастерски изображая стихию огня, всполохи пламени, эффекты ночного освещения, художник раскрывал тему в разных вариантах, показывая различную реакцию людей на бедствие, где трагическое соседствует с комическим.
       В конце жизни больной туберкулезом, оглохший и почти ослепший художник, влачащий жалкое существование написал два варианта деревенских крестных ходов. Последнее известное его произведение – «Крестьянин с сохой», изображающее крестьянина с лошадью, стоящего на краю огромного непаханого поля и испрашивающего у Бога благословения на свой труд.
       Соломаткин умер 4 (16 июня по н.ст.) 1883 года в одной из петербургских больниц. Похоронен на Смоленском кладбище.
      
http://sc.tverobr.ru/dlrstore/95655bfd-309f-4050-86b8-5dc9e9be18cc/Solomatkin_biogr.htm

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 114 из этого альбома
"Свадьба"
"Пирушка" 1
"Петрушка" 2
"Пикник"
"Пожар в деревне. Сцена у парома"
"Автопортрет"
"В погребке"
"Актеры на привале"
"Бродячие музыканты"
"Бродячий музыкант"
"В корчме"
"В трактире"
"В увеселительном саду (Уличная сценка)"
"Вечеринка у приказчика"
"Возвращение с похорон"
"Городовые-христославы" 1
"Губернаторша, входящая в церковь"
"Зима. Метель"
"Игра в карты"
"Именины дьячка" 1
"Кобзарь"
"Крестный ход" 1
"Любители пения"
"На клиросе"
"Невеста"
"Окрестности села Измайлово"
"Открытие памятника Екатерины II"
"Петрушка" 1
"Пирушка" 2
"Пожар ночью в селе"
"Препровождение арестованных"
"Репетиция в сарае (Детский театр)"
"Рыбная ловля острогой ночью"
"Ряженые"
"Свидание"
"Славильщики" 2
"Славильщицы"
"Спевка. Урок пения (Спевка в сторожке церковной)"
"Странствующие музыканты"
"Стряпчий"
"Торговка"
"У забора"
"У трактира" 1
"Утро у трактира"
"Бродячие актеры"
"Еврей-коробейник"
"Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет"
"Пирушка дельцов"
"Славильщики" 3
"Славильщики" 1
"Славильщики-городовые" 1
"Славильщики-городовые" 2
"Художник под дождем"
"Жанровая сценка"
"Портрет художника Ивана Петровича Богданова"
"Постой войск"
"Именины дьячка" 2
"Старый быт"
"Пляшущий монах"
"Купец читает "Апостола" в церкви"
"Купчиха у ворожеи"
"В ожидании приема"
"У питейного заведения"
"У трактира" 2
"Деревня стареет кабак новеет"
"По канату"
"Пожар в деревне" 1
"Пожар в деревне" 3
"Пожар в деревне" 2
"Инвалиды у столовой"
"Шарманщики"
"Крестный ход" 2
"Крестный ход" 3
"Крестьянин с сохой"
"Славильщики-городовые" 3
"Славильщики-городовые" 4
"Городовые-христославы" 2
"Городовые-христославы" 3
"Городовые-христославы" 4
"Городовые-христославы" 5
"Городовые-христославы" 6
"Славильщики" 4
"Славильщики" 5
"Два дурака дерутся, а третий смотрит"
"Угощение сбитнем"
"Лакей с орденом барина"
"Любители изящного"
"Похоронная процессия"
"Шарманщик"
"Продавец икон"
"Чтение военной телеграммы"
"На заработки"
"Благословение. (В бане)"
"Итальянцы-шарманщики"
"Ледоход"
"Свидание у плетня"
"Артист И.Ф. Горбунов (1831–1895) в обществе дам"
"Базар"
"В кухне"
"Жанровая сцена"
"Контрабандисты"
"Нищий"
"Обманутый подпоручик Живновский, Прошка и автор"
"Переезд с дачи"
"На ярмарке"
"Приезд ревизора"
"Пирушка" 3
"Сановник и бедняки"
"Проводы рекрутов"
"Масленица"
"Дорога"
"В погребке на святочной неделе"
"Охотники"
"Питейный дом"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования