27 декабря 2013
Стенберг Владимир Августович и Георгий Августович. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 49 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Плакат
Разместил: Донченко Александр
Стенберги, братья Владимир Августович (1899–1982) и Георгий Августович (1900–1933), русские художники, представители русского авангарда первой половины 20 в., классики киноплаката. Родились в Москве: Владимир – 23 марта (4 апреля) 1899, Георгий – 7 (20) октября 1900 в семье шведского художника А.Стенберга, приехавшего в Россию в 1898 для декоративно-оформительских работ на Нижегородской ярмарке.
Учились в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917) и Государственных свободных художественных мастерских (1917–1920). Были членами творческих объединений «Обмоху» («Общество молодых художников», 1919–1920) и «Октябрь» (с 1928).
Уже в студенческие годы примкнули к конструктивизму, создавая беспредметные «цветоконструкции» из стекла, металла и лески, индустриальные модели. Активно участвовали в революционном агитпропе, оформляли массовые празднества.
Внесли выдающийся вклад в авангардную сценографию, работая для Камерного театра А.Я.Таирова: Вавилонский адвокат А.Б.Мариенгофа, 1924; День и ночь Ш.Лекока, 1926; Косматая обезьяна, Любовь под вязами (оба спектакля – 1926) и Негр (1929) Ю.О'Нила; Опера нищего Б.Брехта и К.Вайля (Трехгрошовая опера, 1930). «Вырабатывая макет» постановки, стремились ритмически и даже образно предопределить (по их собственным словам) «всю структуру мизансцен и движений актеров».
Однако вошли в историю прежде всего как основоположники киноплаката. Приступив к работе в Совкино в 1923, создали около 300 рекламных постеров к фильмам С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, Д.Вертова, Ч.Чаплина и других режиссеров. Кинематограф впервые обрел здесь вполне адекватное выражение в изобразительном искусстве, претворяясь в броские монтажные композиции, дающие символическую квинтэссенцию фильма. Задачи утилитарного агитпропа зримо отступили здесь перед стихией драматического гротеска или своего рода современного карнавала (недаром мастера подписывали свои работы «2-Стенберг-2» – на манер цирковых афиш).
Г.Стенберг погиб в автомобильной катастрофе 15 октября 1933. Владимир Стенберг служил главным художником Всероссийской сельскохозяйственной выставки (с 1935) и Музея В.В.Маяковского (с 1941). Основным же руслом его деятельности стал дизайн демонстраций по достаточно строгим – уже не допускающим никаких «карнавальных» вольностей – программам соцреализма (в 1932–1962 он был главным художником Красной и Советской площадей в Москве).
Много работал также как оформитель выставок, перейдя здесь от беспредметных конструкций к живописным диорамам и панно (для музея М.В.Фрунзе в Шуе, 1949; и др.). В 1968–1980 занимался воссозданием ранних абстрактных конструкций, а также театральных макетов. Умер В.Стенберг в Москве 1 мая 1982.
___________________________
Интереснейшим явлением советского рекламного искусства стало творчество братьев Георгия и Владимира Стенбергов.
Стенберг Владимир Августович 1899—1982 г.г., родился в Москве.
Стенберг Георгий Августович 1900—1933г.г., родился в Москве.
Они начинали как “чистые” конструктивисты, но затем отошли от него и в середине 20-х годов выработали свой собственный оригинальный стиль.
Кажется, что их плакаты - фотомонтажи. Но это - рисованное изображение.
Начиная с 1925 г. Стенберги выполнили около 300 киноплакатов.
Именно в плакатах Стенбергов прослеживается много прямых совпадений с арт деко, видимо, сам предмет рекламы - кинофильм - наталкивал на те же художественные решения. Можно вспомнить и один из первых агитационных плакатов советской власти, посвященный охране памятников культуры и сделанный по заказу А.В. Луначарского. Он вполне мог бы быть включен в любой альбом по арт деко.
Но решающим в формировании художественного языка Стенбергов был, видимо, характер целевой аудитории их киноплакатов. Кино было тогда любимым развлечением городского жителя, начинавшего, после разрухи и голода “гражданки” опять входить во вкус жизни. Не в меньшей степени, чем в буржуазной Америке, кино было в СССР “фабрикой грез”, любимцами Москвы стали ненадолго приехавшие в столицу голливудские звезды Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Огромным успехом пользовалась и оперетта, А.В. Луначарский с юмором признавал, что большевики смогли победить белых и Антанту, но не этот жанр. Герой пьесы В. Маяковского “Клоп” Пьер Присыпкин - “бывший партиец, ныне жених” - сатирическое преувеличение, но отнюдь не выдумка, люди действительно хотели жить “культурно” в меру своего понимания этого слова.
Соответственно, массовый зритель был настроен увидеть на афише фильма, с одной стороны, что-то соответствующее духу нового времени, с другой - приятное для глаза, с третьей - более понятное, чем авангардные треугольники и зигзаги. Творчество Стенбергов на очень высоком художественном уровне воплощало эти желания. Ориентация на целевую аудиторию и объясняет прежде всего близость их стиля к визуальным константам арт деко. Несмотря на все различия, желания людей “времени перемен” в чем-то совпадали.
В конце 20-х гг. в Москве почти повсюду можно был увидеть киноплакаты с подписью «2 Стенберг 2». Стенберги обладали богатейшими знаниями в области литографии. Поскольку типографская технология в то время не позволяла качественно воспроизводить фотографии или кадры из кинофильмов, братья изобрели способ имитации фотоснимков (нужно очень внимательно всматриваться в их плакаты, чтобы отличить репродукцию рисунка от фотографии).
С 1927г. братья всегда работали вместе, пока в 1933г. Георгий Стенберг не погиб в автокатастрофе. Киноплакаты, созданные Владимиром после гибели брата, значительно отличаются от тех, которые они создавали совместно.
Источник: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/ART/ART.HTMhttp://images.google.com/imgres?imgurl=http://www.ljplus.ru/img3/a/s/asyasolovyeva/354_1_.jpg&imgrefurl=http://www.livejournal.com/go.bml?journal=cinemaposter&itemid=7854&dir=prev&usg=__kHm8j0aJl2CQ312g8Zrs0KCDBZg=&h=584&w=400&sz=134&hl=ru&start=2&um=1&tbnid=WAo69k0pS5FlRM:&tbnh=135&tbnw=92&prev=/images?q=братья+Стенберги&hl=ru&lr=&client=opera&rls=ru&sa=G&um=1
Стенберги обладали богатейшими знаниями в области литографии. Поскольку типографская технология в то время не позволяла качественно воспроизводить фотографии или кадры из кинофильмов, братья изобрели способ имитации фотоснимков (нужно очень внимательно всматриваться в их плакаты, чтобы отличить репродукцию рисунка от фотографии).
Братья Стенберги постоянно находили новые возможности для изображения на бумаге динамики фильма: плакат к фильму «Папашин сынок» вызывает у зрителя почти физическое ощущение падения с высоты; на плакате к фильму «Одиннадцатый» глубину пространства передают концентрические круги, пересеченные двумя уходящими в перспективу рядами фотографий. Стенберги любили экспериментировать с необычными сочетаниями цветов (интересно, что кинематограф в это время был черно-белым).
http://eng.davno.ru/articles/kino-plakat.html
Стенберг Георгий Августович
Georgy Stenberg
(1900 - 1933)
Стенберг, Георгий Августович [7(20).10.1900, Москва, - 14.10.1933, там же], советский график, дизайнер, мастер оформительского искусства, театральный художник. Учился в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище (1912-17) и Свободных художественных мастерских (1917-20).
В первые годы Советсткой власти Стенберг участвовал в оформлении массовых празднеств. Член Инхука, общества молодых художников (Обмоху). Представитель конструктивизма, участник движения производственного искусства, Стенберг стремился сделать оформительское искусство действенным средством агитации и эстетического воспитания масс.
Стенберг - одни из создателей советского киноплаката; для его плакатов характерно соответствие динамике и монтажному принципу фильма, сочетание перерисовки эффектного кадра с крупными цветовыми плоскостями и броским шрифтом.
Произведения: оформление спектакля "Опера нищих" Б. Брехта и К. Вейля (1930, московский Камерный театр), интерьеров Дворца культуры автозавода (1930) в Москве, праздничное оформление Красной площади (1928-34).
___________________________
Стенберг, Георгий Августович (1900, Москва – 1933, Москва)
Советский рекламный художник времён авангарда и театральный художник, один из оформителей Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923) и главный – Красной площади (с 1928) и Днепрогэса (1928 – 1932). Как правило, со своим старшим братом-погодком Владимиром (1899 – 1982).
В 1912 – 1919 учился в московском Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (с 1918 – Первые Свободные государственные художественные мастерские), где среди преподавателей был В.Е. Егоров, с 1915 работавший в кинофирме «Тимман, Ренгардт, Осипов и К°». Привнесение в декорации «фильмы» графического лаконизма и театральной эскизности было развито учениками-братьями (на практике и словах) в конструктивизме.
Практика, поддающаяся сегодняшнему учёту – в киноплакатах – более 300 работ. (Только у Длугача больше – порядка 500). Для большинства агит-фото-работ братьев Стенбергов характерна симметрия, раскадровка, конфликтующий цвет, непривычный ракурс, динамика композиции, коллаж. Концепты «конструкция», «оформлять», «строить», «делать» заменили (но не вытеснили) профессиональные слова – «композиция», «писать», «творить».
Участвовал в выставках «ОБМОХУ» («Общество молодых художников», 1919 (Первая) и 1921 (Третья)), в 1-ой Дискуссионной от Группы Конструктивистов (1924), международных в Париже (1925) и Токио (1927), плакатов в 1926, 1932, 1933 (все – Москва), театральных макетов и эскизов в 1929 (Москва).
Георгий Стенберг погиб в автомобильной катастрофе 15 октября 1933 г.
Стенберг Владимир Августович
Vladimir Stenberg
(1899 - 1982)
Плакатист. Член Союза художников СССР.
23 марта 1899 (Москва) — 1 мая 1982 (Москва)
Родной брат Георгия Стенберга. Отец братьев, Август Стенберг — по национальности швед; художник, осевший в конце 19 века в России.
В 1912 г. поступил в Строгановское училище, которое в 1918 г. было преобразовано в Первые государственные свободные художественные мастерские (Первые ГСХМ).
В 1917 г. без отрыва от учебы в Строгановском училище посещал военно-дорожные курсы, готовивших прапорщиков инженерных войск.
В 1919 г. закончил Первые ГСХМ в составе выпуска первых советстких "красных художников".
Был одним из организаторов Обмоху - Общества молодых художников
До 1923 творил в тесном контакте с братом Георгием и К.Медунецким (нередко обозначали себя: "СМС", а с 1923 г. по 1933 г. лишь с братом Георгием (подписывались: "2 Стенберг 2" ).
В 1922 г. Стенберги поступили на службу в Камерный театр А. Таирова в качестве художников-декораторов и проработали там в течение восьми лет.
Cо второй половины 20-х годов Стенберги начали заниматься плакатом и, прежде всего, киноплакатом.
Помимо плакатов и работы в театре В. Стенберг занимался также книжной и архитекурной графикой, а также художественно-оформительской работой.
В. Стенберг оформлял первомайские и октябрьские праздники на Красной плащади вплоть до 1963 г.