12 января 2014
Степанова Варвара Федоровна Varvara Stepanova. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 21 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Донченко Александр
Степанова Варвара Федоровна
Varvara Stepanova
(1894 - 1958)
Степанова Варвара Федоровна (1894–1958), русская художница, выдающийся мастер русского авангарда первой половины 20 в.
Вырвара Степанова с мужем, Александром Родченко
Родилась в Ковно (ныне Каунас, Литва) 23 октября (5 ноября) 1894 в семье чиновника. С 1910 училась в Казанской художественной школе, где в 1914 познакомилась с А.М.Родченко, своим будущим мужем и соратником по искусству. Не окончив школы, уехала в Москву; в 1915–1917 работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К.Ф.Юона.
Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией. Жила в Москве. В 1917–1919 увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из «заумных» строк (рукописные книги Ртны Хомле, Зигра ар, Глоболкым). В 1919 снабдила своими иллюстрациями книгу А.Е.Крученых Глы-Глы. С годами вошла в число наиболее активных художников-«общественников» авангардного толка. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1919–1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (Инхук; 1920–1923), преподавала в студии Изо Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (1920–1925) и во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1924–1925). Постоянно занималась – как художница и художественный редактор – масс-медийным дизайном: в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923–1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» и др. (1926–1932), «Советская женщина» (1945–1946). В 1933–1934 служила художественным редактором в Партиздате. В 1930–1950-х годах оформила – часто в сотрудничестве с Родченко – много агитационно-политических альбомов (Заветы Ленина женщинам всего мира, Итоги первой пятилетки, Первая Конная, Советская авиация, Совхозы, 25 лет Казахской ССР, Московский метрополитен и др.).
Вольная футуристическая «заумь» последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. Наиболее же причудливо-игровым, анархически-стихийным остался ранний творческий расцвет Степановой, воплотившийся и в визуальной поэзии, и в серии графико-живописных композиций Фигуры (1919–1920) – серии остро-ритмичной и как бы «танцующей», и в рукодельных, не рассчитанных на массовый тираж плакатах и коллажах тех лет.
Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков (для Первой ситценабивной фабрики, 1924–1925), где незримо первенствует легкий и изящный образ артиста, как бы излучающего в геометричных узорах свою творческую энергию. В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.
В поздний период ее редакционная деятельность (в основном для издательства «Искусство») уже всецело доминировала над художественной.
Умерла Степанова в Москве 20 мая 1958 г.
_____________________________
Степанова Варвара Федоровна. 5.11(23.10).1894, Ковно (Каунас) - 20.5.1958, Москва. ■ Училась в Казанской художественной школе в 1910- 1913 (встретила там своего будущего мужа А.М.Родченко), в студиях К.Ф.Юона и М.В.Леблана в 1916-1917 в Москве. ■ На арену художественной деятельности вышла в послереволюционное время. В 1918 становится членом отдела ИЗО Наркомлроса, до 1922 - заместитель заведующего литературно-художественным отделом. В1919 начинает заниматься заумной поэзией (под несомненным влиянием довоенной футуристической поэзии), делает рукописные книги («Гаустчаба», «Ртны холме» и другие), представляющие собой композиции из газетных коллажей и заумных текстов. Иллюстрирует «Глы-Глы» А.Е.Крученых. ■ В1919-1921 исполнила большую серию живописных и графических произведений («Фигуры»), в которых была разложена на плоскости и выявлена конструктивная основа человеческого тела. Эти фигуры, составленные из простых геометрических объемов и подписанные псевдонимом «Варст», стали опознавательным знаком ее творчества. В 1920 член и ученый секретарь Инхука (до 1923), состоит в группах объективного анализа и конструктивистов, где уже вызревают идеи «производственного» искусства, нашедшие наиболее полное выражение на выставке «5x5=25» (Москва, 1921). В каталоге были опубликованы манифесты ее участников (В.Ф.Степановой под псевдонимом «В.Агарых», А.А.Веснина, А.М.Родченко, Л.С.Поповой, А.А.Экстер), отрицающие станковую живопись и призывающие к утилитаризму. ■ В 1922 сделала конструктивистскую сценографию для спектакля «Смерть Тарелкина» в театре В.Э.Мейерхольда. ■ В 1924 стремилась воплотить принципы конструктивизма в конкретных формах: работала вместе с Л.С.Поповой на Первой текстильной фабрике в Москве над созданием тканей и проектов одежды. ■ Участник выставок: Московский салон. Москва, 1914; 5-я и 10-я Государственные выставки картин. Москва, 1919; 1-я Государственная свободная выставка произведений искусства. Петроград, 1919; III выставка картин. Казань, 1920; 19-я Государственная выставка картин. Москва, 1920; 2-я художественная выставка. Советск, 1920; Выставка четырех художников. Москва, 1920; Берлин, 1922; Театрально-декорационное искусство Москвы. Москва, 1923; XIV Международная выставка искусств. Венеция, 1924; Международная выставка художественно-декоративных искусств. Париж, 1925 и другие. Будучи конструктивистом, В.Ф.Степанова после 1921 пришла к отрицанию станковой живописи и работала в самых разных властях оформительского и прикладного искусства. Однако наиболее самостоятельными и интересными кажутся ее «Фигуры». ■ Литература: Антонов Р. К 80-летию Варвары Степановой. -(ИСССР, 1975,№ 7,с.44-45.
Фотопортрет А. Родченко В. Степановой , 1928 г.
Беспредметное творчество
Следующий этап после кубо-футуризма в мировом движении искусства открыло беспредметное творчество, которое нужно рассматривать как новое миросозерцание, а не живописное течение, захватившее все виды искусства и самую жизнь. Это движение есть протест против материализма современности. Восприняли его ранее других живописцы. Попутно отмечаю, что живопись, вопреки «всем отходным», которые поют ей «присяжные критики», захватывает все больше и больше места в мировой культуре. Первые лозунги беспредметного творчества были объявлены в 1913 г. С самого своего начала беспредметное творчество идет путем анализа и пока еще, как движение молодое, не показало своего синтеза. Этим ценно оно в настоящий момент, — момент страшного перелома, когда искусство, утеряв старые традиции, готово впасть в академизм, чтобы дать новый синтез. Но не синтез откроет новый путь, а анализ и изобретательство.
Если обследовать процесс беспредметного творчества в живописи, то найдем два момента: один духовный — борьба предмета и «изобразительности» за свободное творчество и провозглашение созидания и изобретательства, и второй момент — углубление проф[ессиональных] требований живописи. Беспредметная живопись, потеряв литературный сюжет, должна была повысить качество своих произведений, которое у ее предшественников часто выручалось сюжетом картины. Живописцу стали предъявят высокие, я бы сказал, научные профессиональные] требования фактуры, мастерства, техники, чем картина становится в беспредметном творчестве на известный пьедестал живописной культуры.
Конечно, рядовому «культурному» зрителю, медленно эволюционирующему в области понимания новых достижений, трудно поспеть за сдвигом беспредметников, идущих революционным путем завоевания новых открытий и имеющих за собой переходные шаги футуризма и кубизма. Но если взять за аксиому «преемственность», то беспредметное творчество есть логический и законный вывод из предшествующих этапов творчества живописи. Однако тот же зритель, не будучи испорчен сюжетом в картине, не будучи «культурен» настолько, чтобы везде и всегда в искусстве требовать изобразительности, должен понять это творчество своим чувством, своей неиспорченной интуицией, как новую красоту, красоту освобождения живописи от векового заклятия — темы и изображения видимого.
В беспредметном творчестве вы не найдете ничего «знакомого», ничего «понятного», но не возмущайтесь этим, полюбите искусство, поймите положение «жить искусством», а не только его исследовать и разбирать, не только им случайно любоваться, не только искать в нем понятных вам сюжетов, изображения желанных вами тем.
Беспредметное творчество пока еще только зарождение новой великой эпохи, не виданного до сего времени Великого Творчества, которому предназначено открыть двери в тайны более глубокие, чем наука и техника.
Попутно надо заметить, что беспредметное творчество не создало своей доктринерской системы и может быть в отличие от своих предков никогда не создаст, вместив в себя тысячу возможностей и широкий простор для новых и новых достижений.
Из каталога десятой государственной выставки.
Беспредметное творчество и супрематизм. М., 1919, с. 6-8.