15 января 2014
Сычков Федот Васильевич Sychkov Fedot. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 304 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Сычков Федот Васильевич


Sychkov Fedot


(1870 - 1958)

 



В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

 

 

 

 

 

Детство родившегося в одном из сел Пензенской губернии Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.

В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны". Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.

_________________________

 

Федот Васильевич Сычков

1870-1958

 

 

 

Одной из крупных и уникальных частей музейного собрания является коллекция произведений (около 600 картин, этюдов, эскизов) народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР Федота Васильевича Сычкова (1870-1958), талантливого, самобытного, художника-бытописателя деревни, стоявшего у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края.

Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать  красоту, неповторимость деревенского бытия, которые   чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку  вышел из этой среды и никогда  не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

В противоречивую эпоху социальных потрясений и сложных идейно-эстетических исканий Ф.В. Сычков оставался верным продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи ХIХ века. Художественному мировоззрению мастера оказались чужды авангардистские тенденции, стремление к конструктивистским формам, не имевшим отношения к реальному миру, а затем и ложная патетика искусства сталинской эпохи. Тональностью своего мировосприятия как художника радости бытия  ближе к эстетике второго поколения «Мира искусства» с их культом красоты, торжествовавшим над социальным реализмом передвижников.

Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротел. Общее образование получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика. Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Среди ранних произведений  - картина «Закладка станции Арапово» (1892), которая была выполнена по заказу петербургского генерала И.А.Арапова, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева. Создание картины стало своеобразным экзаменом, проверкой способностей, которые Сычков достойно выдержал. Картину генерал показал директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е.А.Сабанееву. Отметив талант Сычкова, тот посоветовал привезти юношу в Петербург. В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского.

Эволюция Сычкова от художника-самоучки до профессионала проходила стремительно. В стенах школы он получил начальные знания в области рисунка и живописи, и уже через год занятий его мастерство становится уверенней, свободней, рисунок бо­лее точным. К числу наиболее удачных ранних произведений   можно  отнести «Портрет младшей сестры художника Екатерины Васильевны Сычковой» (1893). В том, как живописными средствами передана фактура ткани, как согласованы цвета, видна колоссальная работа, которую проделал Сычков за год учебы. В это же время он начал писать заказные портреты. Это было связано с трудностью его материального положения, но перед ним был  и блестящий пример работы в заказном портрете ведущих мастеров того времени. Постоянная работа в этом жанре оттачивала мастерство молодого художника.

В 1895 году в качестве вольнослушателя он  поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского, придерживавшихся в своей педагогической практике демократических принципов передвижничества.

Ко времени учебы в АХ относится "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника" (1898), созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется  задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

В годы учебы Сычков написал несколько автопортретов.  Ранний среди них 1893 года относится ко времени учебы в школе Общества поощрения художеств. Художник внимательно изучает собственное лицо, психологически точно и тонко выражая через внешний облик свое внутренне состояние - страстное желание постичь окружающий мир, найти свое место в художественной среде. Совсем иной, более светский, репрезентативный характер, имеет "Автопортрет",  написанный за год до окончания АХ. Крупная голова с темными коротко стрижеными волосами моделирована четко, уверенно. Высокий, чистых линий лоб, спокойный взгляд глубоко посаженных глаз, в которых читается уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Как многие молодые живописцы того времени, Сычков мечтал учиться в мастерской Репина, с которым был знаком через генерала Арапова еще с той поры, когда только приехал в Петербург и поступил в Школу Общества поощрения художеств. Генерал показывал Репину работы своего талантливого протеже, которого называл не иначе как «мой Рафаэль». Во время вступительных экзаменов в АХ Репин узнал Сычкова, сделал несколько полезных замечаний. Еще не раз обращался он к Репину за советами, в частности, при создании  выпускной работы «Вести с войны» (1900). Несмотря на то, что  во время обучения в АХ Сычков изучал батальную живопись, после окончания учебы он нашел свое призвание как портретист и жанрист.

Окончание АХ Сычковым в 1900 году пришлось на рубеж веков,  с его фейерверком художественных течений и направлений, целой плеядой гениальнейших в своих дерзновенных авангардистских поисках творцов. В контексте сложной эпохи рубежа веков творчество Сычкова кажется традиционным. Он не испытал душевного смятения и растерянности перед наступлением нового. Его отличала четкая жизненная позиция, твердая уверенность в избранном раз и навсегда пути художника-бытописателя русской деревни. В своих художественных исканиях он близок к группе таких живописцев как С.А.Коровин, Ф.А.Малявин, А.Е.Архипов.  Картины того времени, а Сычков был активным участником многих всероссийских и зарубежных выставок, привлекали внимание зрителей  жизненностью сюжетов, той мерой реалистичности, что удачно сочеталась с лирическим звучанием народных образов. Это достигалось не просто глубоким знанием крестьянской жизни, а именно постоянным существованием в этой среде - привычной, понятной, любимой. После окончания учебы в Петербурге Сычков возвратился на родину, ставшую для него живительным источником творческого вдохновения. Влюбленный в красочную стихию полнокровного народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить поэтично,  не тяготея к чрезмерной литературности в сюжетах. Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось  передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей («С гор»(1910), «Катание на масленице» (1914) и др.) атмосферу непринужденного веселья, жизнелюбия.

Однако было бы ошибочно сводить все творчество Сычкова к «вечному» празднику. Собственные впечатления детства и юности, сопряженные со временем нищеты, унижений, определили демократизм Сычкова,  умение сопереживать, тонко понимать суть жизненного уклада русского крестьянства. 1900 - 1910-е годы – время творческой зрелости Сычкова. Тогда им были созданы полотна - «Возвращение с ярмарки», «Деревенская свадьба», «Водосвятие», «Христославы», «Трудный переход» и ряд других, где мастер стремился рассказать о разных сторонах деревенского бытия, выступая внимательным наблюдательным рассказчиком, не приукрашивая реалии, но и не делая акцента на социальных противоречиях деревенской общины.   Бытовые полотна Сычкова  слагаются в целостный образ народа-труженика, живущего на земле по своим законам мирного бытия. Они написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста.   В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Размеренный трудовой ритм жизни деревни  просто и правдиво он показал в картинах «Мяльщицы льна»(1905), «Возвращение с сенокоса» (1911). Художник не драматизирует, не строит сложной сюжетной завязки, кажется,  ему не стоило особого труда и усилий перенести сцены труда на холст. Но  в этой непринужденности и естественности построения композиции, предстающей живой реальной действительностью, его самобытность и сила дарования. Способность Сычкова показать каждодневное будничное явление в художественной опоэтизированной форме - свидетельство большого знания, любви и понимания деревенской жизни.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом. Сычков был в это время необычайно популярным портретистом в Петербурге. Заказчиков, вероятно, привлекало его умение писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых. Среди его «моделей» - банкиры, чиновники, светские дамы.  Прекрасным образцом парадного портрета является "Портрет в черном" (1904), где сам интерес к модели – это жена художника Лидия Васильевна - позволил смягчить салонную красивость и в репрезентативную по своему характеру композицию внести ноты определенного психологизма и декоративной утонченности. Л.В. Сычкова открыто позирует, художник берет точку зрения снизу, придав ей величественность, что типично для парадного портрета, но данный мотив не умаляет естественного, что передано в живой и правдивой трактовке лица. В портрете раскрыто богатство внутреннего мира человека: мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была  значительна и неоценима. В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца  жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова. Ее миловидное лицо с прозрачными голубыми глазами можно узнать на многих картинах мастера. В «Женском портрете» (1903), она изображена прогуливающейся по аллее с кружевным зонтиком в руках. Поразительно смело сочетание ярко-красного платья с цветущей зеленью.  Пожалуй,  это одна из немногих работ мастера, где он стремился в  импрессионистической   манере передать движение воздуха, рефлексов зелени, гармонично оттеняющих меланхолически-спокойное  состояние модели.  Часто Лидия Васильевна позировала художнику в одеждах русской крестьянки и выглядела в этой роли столь же естественно, как и в роли светской дамы.  Она предстает  в облике крестьянской девушки в работе «Лето» (1909).

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка. В них привлекает подкупающе искреннее в своей безыскусной простоте и ясности умение передать душевный мир детей. "Приятели" (1911), "Подружки. Дети" (1916), "Гринька" (1937)  принципиально отличаются от портретов крестьянских детей, написанных поздними передвижниками. В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма.

Жизнь Сычкова не была богата внешними событиями. Одним из самых  ярких  его жизненных впечатлений стала поездка за границу в 1908 году. Знакомство с шедеврами западно-европейского искусства стало мощным импульсом для дальнейшей творческой деятельности живописца, подняло ее на качественно новый художественный уровень. Он привез из Италии и Франции много пейзажей- это марины, архитектурные пейзажи Рима, Венеции, Ментоны. Грандиозные сооружения Древнего Рима - арка Константина, Форум, Колизей предстают в них символами былого величия античной империи. Цветовая гамма, построенная на сочетаниях светлых желто-зеленых и голубых тонов, передает знойное марево южного воздуха, в котором словно плавятся  очертания памятников древности. Однако при несомненных художественных достоинствах этих пейзажей, душа художника полнее всего раскрывается в работах, посвященных родным местам. Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы, весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах. В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.

Творческий диапазон Сычкова был достаточно широк. Помимо портретов, пейзажей, жанровых полотен, на протяжении всей жизни он писал  натюрморты: от классически ясных по манере исполнения, как, например, «Натюрморт. Фрукты», созданный в 1908 году во время поездки по Италии, до более характерных для него натюрмортов с пейзажным подходом - «Клубника» (1910), «Огурцы»(1917), и др., в которых в несколько ином преломлении  звучит все та же тема жизни и быта деревни. Сычков любил поработать в саду, в огороде. С гордостью говорил: «Я - мужик деревенский!». Знание  жизненного уклада деревни помогало ему создавать такие  свежие, красочные натюрморты.

Октябрь 1917 года он встретил признанным сложившимся мастером. Однако для него, как и для большинства творческой интеллигенции того времени, это событие стало непростым испытанием. В Петрограде была разграблена его мастерская, погибли многие работы. И все-таки он принял новую власть как истинно народную, участвовал в оформлении революционных праздников, писал плакаты, портреты вождей.

Конец 1910-1920-х гг. – время, когда Сычков создавал, в основном, варианты или повторения своих ранних работ,  продолжая разрабатывать любимую и характерную для него тему праздников,  варьируя  сюжеты дореволюционных картин - «Подружки» (1920) , «Праздничный день» (1927), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929) и ряд других. Его живописный стиль эволюционировал в это время в сторону большей колористической яркости. Эмоциональному настрою полотен соответствовал открытый темпераментный мазок. Но эпоха не могла не проявиться в творчестве этого художника-реалиста. «Портрет председателя Кочелаевской партячейки К.И. Чижикова»(1919) можно рассматривать, как попытку  создать образ героя нового времени. Однако художника не слишком вдохновляли социальные изменения, происходившие в это время в селе. Он всегда стремился быть независимым и ни от кого не зависящим. Такой характер сформировали многие обстоятельства его жизни - привычка рассчитывать только на свои силы, свой талант, убежденность в праве  творческой личности быть независимой. «Художник…должен быть не стеснен ни от кого, и тем более от власти. Власть же, в особенности теперь Советская власть, должна хранить и защищать таланты», - это строки из прошения Сычкова, которое он был вынужден отправить в 30-е годы в Саранск, когда в Кочелаеве новые власти пытались его раскулачивать, причислив к  единоличникам. Это было трудное время в жизни Сычкова. Время мучительных размышлений о том, нужен ли он  и его искусство Родине. Возможно тогда, в порыве отчаяния, он обратился к своему другу со времени учебы в АХ  К. А. Вещилову, который эмигрировал из СССР  в 1920-е годы, с просьбой помочь устроиться в Париже. Вещилов развил бурную деятельность, в письмах рисовал радужные перспективы, как они вместе в творческом тандеме будут писать картины, как комфортно будет существование Сычковых за границей. И кто знает, как далее сложились бы обстоятельства, если бы тогда не произошел неожиданный поворот в  судьбе мастера. Сычков продолжал в это время активно участвовать в выставочной жизни Москвы и Ленинграда, но в Мордовии его мало кто знал. В 1937 году в Мордовии  был  создан Союз художников.  В  организации Союза принял участие директор АХ И. И. Бродский. Он  приехал  в Саранск и был крайне удивлен тем, что в республике не знали творчество известного русского художника Ф.В. Сычкова, обосновавшегося неподалеку от мордовской столицы. Живописец был приглашен экспонентом республиканской выставки  в Саранск. Картины Сычкова произвели настоящий фурор. На фоне полусамодеятельных работ мордовских художников – яркие, технически совершенные сычковские полотна смотрелись как шедевры. Именно тогда Сычков, переживший настоящий триумф, был удостоен правительством республики звания заслуженного деятеля искусств МАССР. Вот, пожалуй, тогда-то окончательно отпали сомнения, где его место, на Родине или вдали от нее. Такой поворот в судьбе несколько изменил  отношения Сычкова с властями. В одном из писем художнику из Чувашии  Н. Каменьщикову он писал: «…я не мордвин, а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь вот за последние двадцать лет заинтересован мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы …Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема. Впрочем, обращение к этой теме нельзя рассматривать как реверанс в сторону властей, поскольку   мордовская этно-культура давно вызывала интерес у мастера, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии из архива Сычкова. В отличие от русских крестьянок, мордовки продолжали носить национальную одежду и в советский период. Десятки набросков, этюдов  мордовского национального костюма, предшествовавших созданию таких известных картин как  «Учительница-мордовка» (1937), «Трактористки-мордовки» (1938), -  визуальное подтверждение основательности творческого метода художника, в основе которого лежал кропотливый труд, стремление к глубокому постижению интересовавшего его материала. Вместе с тем, в  произведениях, посвященных представительницам коренной национальности, живописцу удалось, гармонично сочетая красочность мордовского национального костюма с чертами типизации и обобщения в характеристиках героинь, создать полнокровные в своем  поэтическом звучании образы женщин «новой формации».

Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности. Созданные им в это время полотна «Выходной день в колхозе» (1936) «Колхозный базар» (1936) и др. отличает мастерство компоновки многофигурных композиций, умение выделить среди массы персонажей индивидуальные яркие характеры.  Вышеназванные произведения по своей идейной направленности были вполне в русле официозного сталинского искусства. Определенные следы влияния распространенных в то время приемов, во внешне помпезной форме прославляющих советского человека-труженика, можно видеть в заказных панно «Праздник урожая» (1938) и «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938). Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Помимо того, что автор писал их в сжатые сроки, над ним довлел диктат со стороны выставкома, который требовал создания типажей пропагандистской и публицистической направленности, на которую были ориентированы в своем творчестве многие мастера живописи той эпохи. Вместе с тем, творчество Сычкова, если вычленить откровенно заказные вещи, удивительно цельно. Его произведения своей открытой ликующей радостью человеческого бытия оказались вполне созвучны пафосной линии социалистического реализма  сталинской эпохи. Однако, несмотря на это, органичное соотношение с эстетикой того времени,  позиция Сычкова  как свободной независимой личности была иной. Об этом он открыто заявляет в  письме художнику Е. М. Чепцову: «Известно теперь и мне, чтобы писать картины о прошлом и настоящем близком советской жизни, не следует забывать идеи, которые высказали Ленин, Сталин. Ну, что же, пусть молодежь, новые советские художники, пишут то, что им близко, а мы устарели. Нам как-никак дорого по привычке старое». «Старое» для Сычкова - это прежде всего народный портрет, блестящим мастером которого он был еще в дореволюционный период. Все самое светлое и прекрасное в жизни ассоциировалось у мастера с женщиной, ставшей главной героиней большинства его не только жанровых произведений, но и целого ряда прекрасных портретов. Излюбленный сычковский типаж - крепко сбитые, улыбчивые крестьянки, смело смотрящие на зрителя, с некоторым кокетством и задором, с подкупающей искренностью и открытостью. Уверенно Сычков моделирует их жизнерадостные лица бликами света и тени, выразительны рефлексы, вносящие особую трепетность и живость в раскрытие образов. Его мазок  точен, свободен,  он  виртуозный мастер  лессировочной живописи. Это сычковский идеал, который, возможно, далек от совершенной красоты, но сколько в нем искрометной живости, жизненной трепетности, поэтичности. Любимый ракурс мастера - поворот три четверти, срез фигуры либо поколенно, либо по пояс. Наиболее характерной для него стала однофигурная или двухфигурная композиция.  Несмотря на схожесть типажа решались портреты по-разному. Это может быть чистый портрет, где модель изображена на нейтральном фоне. Но большее развитие получает у Сычкова портрет - картина, где он вводит элементы жанра. Главным в них было естественное сосуществование человека с миром природы. В его портретах-картинах всегда отводится большая эмоциональная роль пейзажу. Состояние природы находится в гармонии с душевным состоянием героинь или контрастно оттеняет его. В работах Сычкова не так уж много композиционных находок. Известно его пристрастие к одним и тем же мотивам, которые проходят через все творчество мастера, например, - у изгороди, катание с гор. Вместе с тем, его нельзя упрекнуть в однообразии и шаблоне. В этих произведениях он достигал свободы и подлинного живописного артистизма. Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели. И хотя Сычков не считается большим психологом, но в лучших его портретах можно найти и глубину, и одухотворенность образов. Женские образы Сычкова несут в себе определенные черты  символа народной красоты и нравственной чистоты.

Феномен Сычкова как творческой личности - в приверженности критериям, обретенным им  в начале творческого пути, верности одной теме - теме жизни и быта русской деревни, пропущенной через призму его художнического видения крестьянского бытия как устоявшихся вековых традиций. Они ломались на его глазах в советский период, но он не желал живописать тот усредненный тип советской колхозницы в фуфайке или сереньком пиджачке, в которых ходили как мужчины, так и женщины, и что было визуальным олицетворением равенства полов. В его архиве сохранился большой фотодокументальный материал. На фотографиях 1940-х годов женщины пляшут под гармошку, одеты в серые платки, кирзовые сапоги, мешковатые пиджаки. Лица те же, что и на полотнах мастера более раннего периода - открытые, задорные, смешливые. Художник активно использовал в своей работе, как вспомогательный материал, фотографии. Но изображал свои модели традиционно в русских сарафанах, ярких платках, бусах. Ему претила казенщина в одежде советского времени. Он хранил в мастерской в сундуке ворох  павловских платков, пестрых юбок, кружевных кофточек, в которые наряжал свои модели. Им создана галерея блестящих портретов русских крестьянок.

Произведения 40-50-х годов можно рассматривать и как результат настоящего подвижничества мастера. Известно, что в это время он имел серьезные проблемы со зрением. Для него – художника - это было подлинной трагедией. Но, несмотря на это, с духовным стоицизмом, отвергая  недуг, он продолжал  работать. «Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он   работал по-прежнему  много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» -  строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.

БИБЛИОГРАФИЯ

Сычков Ф. В. Нужен художественный техникум // Красная Мордовия.—1937.—6 февр. Сычков Ф. В. Творить для народа // Советская Мордовия.—1952.—6 нояб. Сычков Ф. В.  Счастье жить и творить в сталинскую эпоху //  Советская Мордовия.— 1952.—19 дек.
Храбровицкий А. Певец родного села: (Ф. В. Сычков в Мордовии) // Огонек.—1951.— № 7.Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР и Мордовской АССР Федота Васильевича Сычкова: Каталог / Предисловие Костиной Е. М. Составитель Лоба­нова Ю. В.—1952.
Герасимов А. Выставка работ Ф. В. Сычкова // Известия.—1952.—3 сент. Сокольников М. П. Ф. В. Сычков (К 80-летию со дня рождения) // Искусство.—1952.— № 6.
Храбровицкий А. Жизнерадостный талант // Вечерняя Москва. —1952.—22 авг. Костина Е. М. Федот Васильевич Сычков. Старейший русский живописец.— Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1954.—79 с.
Сокольников М. П. Федот Васильевич Сычков.— М.: Советский художник, 1954.—87 с.
Сокольников М. П. В родном краю // Советская культура.—1956.—15 нояб.
Костина Е. М.  Изобразительное искусство Советской Мордовии.  Саранск: Мордов.  кн.
изд-во, 1958.—С. 5—6, 18—21.
Хмара В. Певец Мордовии: О Ф. В. Сычкове // Советская Россия. —1958.—5 авг.
Сокольников   М.   П.   Певец  народной   жизни.   Очерк   о   жизни   и   творчестве   художника
Ф. В. Сычкова.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962.—47 с., ил.
Костина Е. М. Художественное наследие Ф. В. Сычкова // Искусство. —1970.— № 2.
Молчанов В. Звонкие краски (О юбилейной выставке Ф. В. Сычкова на Кузнецком мосту) // Правда.—1970.—27 июля.
Островский Д. В даль заглянувший человек // Литературная газета.—1970.—22 июля. Петровичева Н. П. Истинно народный художник: (Из воспоминаний) // Московский ху­дожник.—1970.—30 июля.
Попова Э. Н. Федот Васильевич Сычков: Очерк жизни и творчества.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970.—188 с., ил.
Федот Васильевич Сычков: Каталог выставки произведений к 100-летию со дня рождения / Автор вступительной статьи Н. Кружков. Сост. Горина Г., Дорфман Н.— Л.: Художник РСФСР, 1970.—47 с., ил.
Тамручи В. Дарите людям радость // Художник. —1970.— №    12.
Художники Мордовии: Библиографический справочник / Составитель Горина Г. С.— Са­ранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.— С. 64—73.
Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР.— М.: Искусство, 1978.— С. 5—6.
Изобразительное искусство Мордовии: Альбом / Составители Шибаков Н. И., Косинец А. А.—Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.— С. 5—6.
Простые лики красоты. Образ мордовской женщины в изобразительном искусстве: Альбом /Составители  Шибаков  Н.  И.,  Федосеенко Л.  Б.— Саранск:  Мордов.  кн.  изд-во,   1985.—С. 14—15.
Федот Васильевич Сычков: Альбом / Автор вступительной статьи Сурина М. И. Сост.: Су-
рина М. И., Букина Л. А.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.—136 с., ил.
Лариса Бабиенко. Трудный переход: Воспоминания о Сычкове / / Восхождение. Лит.-ху-
дож.  сб./   Сост.:  В.  С.  Ионова,  Н.  М.  Мирская.— Саранск: Мордов.  кн.  изд-во,   1993.—С. 221—262.
Федот Васильевич Сычков.Воспоминания. Переписка: Альбом / Автор вступительной статьи Сурина М. И. Сост.: Сурина М. И., Букина Л. А.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.—136 с., ил.
Сычковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф., Саранск. Изд-во Мордовского университета. 2005.-73 с., ил.


Л.А.Букина – заведующая. сектором учета
МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, старший
научный сотрудник
Fedot Sychkov

Fedot Vasilyevich Sychkov (1870 – 1958) is a famous Russian artist, a painter of a village life. He was the real founder of the professional fine arts in Mordovia. The art of the master differs with optimism, cheerfulness and rare integrity; it is devoted to one theme – to portray an everyday life of Kochelaevo – his native village. He lived almost all his life here. We can see bright, national images on Sychkov’s canvases.

Sychkov was born in 1870 in Kochelaevo that then belonged to Narovchat District of Penza Province (nowadays it belongs to Kovylkino District, Republic of Mordovia). He became an orphan in his early childhood and knew the poverty well. The teacher of drawing at Kochelaevo local three-year school was the first person to notice the artistic gift of the boy and began to encourage him drawing. Due to protection of the local landowner general I.A. Arapov the young painter obtained an opportunity to enter the Drawing School of the Imperial Association for Painters Encourage in Petersburg, and then to be a student of the Academy of Fine Arts. He became stronger in professional skills of the future painter; his artistic manner shaped here.

The main theme of Sychkov became a life of a village, its traditions, and people. After Academy, he lived in Petersburg, and worked much. In the best works of 1910’s – «Women Breaking Flax» 1905, «Returning after Haymaking» 1911, «Mountain Snow Driving» 1910, «Glorifies for Christ» 1910, «Difficult Crossing» 1912 – he has managed to tell with a great love about a life of simple people and to put his own part to the development of Russian genre art.

Sychkov has met October revolution, being widely known artist. He continued to develop the themes that defined his art still in pre-Revolutionary years. The pictures of this period – «Young» 1925, «Holiday» 1927, «Girl-mates» 1930, etc. - represent episodes of folks’ festivals and a rural life. The canvases devoted to mountains driving marked with special ingenuity, invention and beauty.

One of the favorite Sychkov themes was the image of country children. He had found set of the motives allowed showing the great variety of their characters, their restlessness («After Tobogganing» 1920, «Among Hollyhocks» 1924, «Girl-mates» 1930, «Under a Rowan-tree» 1935, «Grin’ka» 1937, «After School» 1945).

During all his artistic life, the painter paid the great attention to creation of portraits that varied typologically. There were official-representative portraits («Lydia Vasiljevna Sychkova. A Portrait in Black» 1904) and genre-portraits («Summer» 1909, «A Girl at a Fence» 1910, Nastya. Knitting» 1925, «Young Woman» 1928, «Reaper» 1931, «The Folk-dancer Sonya» 1932, etc.).

Fedot Sychkov was the first among our local artists to create the bright images of the mordovian women: «The Mordovian Teacher» 1937, «The Schoolgirl» 1934, «Mordovian Tractor She-drivers» 1938, «The Erzian Woman» 1952. During 1930’s he also made portraits of the well-known Soviet artists I.I. Brodsky and I.S. Gorjushkin-Sorokopudov.

Besides the portraits and genre pictures, the rich creative heritage of the painter includes also set of landscapes and still lives. Sychkov’s landscapes show him as a thin lyricist and excellent colorist. His still-lives are the same images of the nature, but approached to a person. The painter put them to the house, and filled it with bright aromas of a garden, a wood, a field, a kitchen garden. Many of them made on an open air: «Strawberry» 1910, «Cucumbers» 1917, «Poppies» 1925, «A Rowan-tree» 1941, «Tomatoes» 1948, etc. These works differ with composite integrity and color harmony.

Sychkov's art has a great popularity and love of a wide auditorium. We can see his works in many art museums of Russia, including world famous assemblies of the Russian State Museum and the Tretyakov Gallery. Nevertheless, the largest collection of the artist is stored in the Mordovian Republican S.D. Erzia Museum of Fine Arts (it has about 600 pictures, etudes, sketches).

http://www.erzia-museum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=6

__________________________

 

Дом-музей Федота Васильевича Сычкова
в селе Кочелаево Ковылкинского района Республики Мордовия

 

 

Адрес: 431310, Республика Мордовия, с. Кочелаево, Ковылкинский район.

Проезд: Маршр. авт. от станции Ковылкино до с. Кочелаево; маршр. авт. "Саранск- Ковылкино" до с. Кочелаево.

Режим работы: ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Внимание: только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

Справки по телефону: 8(834-53) 2-45-37

Входная плата: для детей (от 7 до 16 лет) - 5 руб., для студентов - 10 руб., для остальных - 20 руб.


Старинное село Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Мордовии) – родина Федота Васильевича Сычкова, место жизни и творчества выдающегося художника. Расположенное в 15 км от районного центра Ковылкино, село имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. Первое упоминание о заселении Кочелаева встречается в писцовых книгах 1615-1617 г.г. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) сказано, что в селе насчитывалось 546 дворов, имелись почтовая станция, ярмарка, базар, пристань, четыре поташных завода, две маслобойни. Это большое село широко раскинулось на невысоких холмах на живописном берегу реки Мокши.


Здесь Федот Васильевич Сычков родился 1 (13) марта 1870 года в крестьянской семье и прожил большую часть своей жизни. Отсюда в 1892 году он уехал в Санкт – Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И.А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника – самоучку. В летнее время, учась в Рисовальной школе (1892 – 1895), а затем в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, Федот Васильевич приезжал в родное село. После окончания учебы художник вернулся на родину.


Именно в Кочелаеве были задуманы и написаны многие из его замечательных полотен. Впечатления жизни родного села и любимой природы дали богатейший материал для творчества талантливого живописца и получили многообразное отражение в его произведениях. Творчество Федота Васильевича Сычкова – это своеобразная художественная летопись жизни родного села.

 

 


До 1933 года Сычков и его жена, Лидия Васильевна (урожд. Анкудинова), жили в доме, построенном на месте курной избы, оставшейся после смерти матери. Но случившийся на их улице большой пожар уничтожил несколько домов, в числе которых был и дом Сычковых. К сожалению, пожар оставил лишь мастерскую, располагавшуюся в саду, и некоторые хозяйственные постройки: сарай и баню. К мастерской с верхним светом, спроектированной самим Федотом Васильевичем, была пристроена жилая комната. В этом доме Сычковы жили до переезда в Саранск, который они осуществили в 1956 году.


В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея, который стал филиалом Мордовского республиканского музея изобразительных искусств.


Дом-музей Ф.В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года после некоторой реконструкции помещений. Планировка дома и внутреннее убранство были восстановлены по воспоминаниям вдовы художника, фотографиям, письмам.

 



 

Общая площадь пятистенного рубленного дома с невысоким крыльцом - 82,78 кв.м. С восточной стороны расположена мастерская под четырехскатной крышей стропильной конструкции. Перед домом, как и при жизни Федота Васильевича, цветут, сменяя друг друга, пионы, георгины, пышные астры, которые так любил писать Сычков.


Экспозиция музея состоит из мемориального и художественного разделов. Первый расположен в интерьере жилой комнаты, где представлены подлинные вещи художника. В быту Ф.В. Сычков был скромен и непритязателен. Он жил с Лидией Васильевной в одной небольшой комнате с двумя окнами, служившей и столовой, и спальней.


Значительное место в комнате занимала традиционная в русских деревенских домах беленая печь, возле которой на скамье - медный самовар и другая кухонная утварь. Напротив - высокий комод, рядом - саквояж, с которым супруги Сычковы в 1808 году путешествовали по Германии, Франции и Италии.


Возле окна стоит круглый столик на трех резных ножках. По обеим сторонам от которого - старинные кресла, обитые цветным гобеленом. Долгими зимними вечерами Сычковы много читали. Поэтому в пристенной витрине посетители музея видят книги из личной библиотеки художника: "Мастера крепостной России", "Карло Росси". Слушали музыку, заводили граммофон или патефон. Они собрали большую коллекцию пластинок, среди которых и народные песни, и цыганские романсы, и арии из опер, и танцевальные мелодии.

 


 

Лидия Васильевна любила шить. Часто позировала она мужу в крестьянских сарафанах, которые шила сама на швейной машинке "Triumf". В правом переднем углу деревянная кровать, покрытая белым покрывалом. Над дверью висят массивные часы в круглом корпусе, свидетели той несуетной жизни, которой жили обитатели этого дома.


На стенах жилой комнаты размещены стенды с подлинниками и копиями писем и документов, фотографиями, рассказывающими о жизни и творчестве Федота Васильевича Сычкова. Среди них особый интерес представляет подлинное свидетельство об окончании рисовальной школы Общества поощрения художеств, полученное Ф.В. Сычковым в 1895 году. Привлекают внимание фотопортреты учителей Федота Васильевича в рисовальной школе и Академии художеств, генерала И.А. Арапова, друзей и коллег художника.

 

В биографическом разделе представлены также правительственные награды, которыми был отмечен труд художника: указы о присвоении ему почетных званий заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, народного художника Мордовии, удостоверение и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", орденская книжка и орден "Знак Почета".

 

 

Воссоздан интерьер и мастерской живописца. Здесь его мольберт, этюдник, кисти, палитры. Мастерскую украшает плетенная мебель, привезенная супругами с юга, где они часто отдыхали в 1940-е годы. На диване с валиками, накрытом ярким ковром, любила сидеть Лидия Васильевна, наблюдая за работой мужа, просматривая журналы, газеты и письма.


Самое почетное место в мастерской всегда принадлежало картинам, этюдам и эскизам, которыми некрашеные бревенчатые стены мастерской были завешаны до самого потолка.


И теперь в мастерской висят картины Федота Васильевича Сычкова из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи - обладателя самой большой коллекции его живописных и графических работ (около 600 произведений, включая этюды и эскизы мастера). И на каждой картине изображен уголок любимого села: кочелаевские холмы, избы, красавица Мокша в весеннем разливе или на зимнем отдыхе, жердяные изгороди. А главное, - жители родного села Федота Васильевича, с сияющими улыбками, румянощекие, светящиеся радостью.


В одной из газетных публикаций начала 50-х годов, подводя творческие и жизненные итоги, Федот Василевич писал: «Свое творчество я посвятил изображению простого народа. Героями моих картин являются, главным образом, жители села Кочелаева Мордовской республики. Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее…».

 

(Текст подготовлен: научным сотрудником Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи Вишняковой Еленой, г. Саранск)



http://kovilkino.e-mordovia.ru/content/view/1570





 

 

« вернуться

Рейтинг 1128 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 304 из этого альбома
"Христославы"
"Женский портрет" 2
"Крестьянская девушка"
"Няня (Сестра художника)"
"С гор"
"Тройка"
"У хаты"
"Портрет женщины в белом платье. Пель Александра Дмитриевна"
"Девочка, собирающая полевые цветы"
"Среди подсолнухов"
"Крестьянская девочка"
"Девушка в синем платке"
"Блондинка-кокетка"
"Возвращение из школы"
"Гринька"
"Девичья улыбка"
"Возвращение с сенокоса"
"Деревенская красавица"
"Катание с гор"
"Подруги"
"Подружки" 1
"У изгороди. Зима"
"Учительница-мордовка"
"Автопортрет" 2
"Пригожая"
"Русская девушка"
"Ранняя весна"
"Подружки" 2
"Цветы" 2
"Портрет художника И.И. Бродского"
"Рим. Колизей"
"Рим. Арка Константина"
"Эскиз картины «Возвращение с ярмарки"
"Рим. Форум Романум"
"У окна"
"Жница"
"Старик. Этюд для картины «Водосвятие»"
"Кладбище. Этюд для картины «Осиротел»"
"Астры" 1
"Зима" 1
"Помпеи. Дворик"
"Головка бабы. Этюд для картины «Возвращение с ярмарки»"
"Старик" 1
"Весна" 1
"Цветы" 1
"Мадонна с младенцем"
"Портрет художницы Н.П. Петровичевой"
"Цветущая яблоня"
"Зима" 2
"Осиротел"
"Натюрморт с ларцом"
"Эскиз картины «Нарзанная галерея в Кисловодске»"
"Девушка" 2
"У сирени"
"На отдыхе"
"Эскиз картины «Снежный ком»"
"Зима" 3
"Ягоды"
"Зима" 4
"Зимний вечер"
"В поле" 2
"Девочка" 1
"Праздник урожая. Панно"
"Зимняя дорога"
"Мордовка" 1
"Девушка у плетня. Девушка в оранжевом платке"
"Подружки" 3
"Алма-атинские яблоки"
"Колхозный базар"
"Весна" 2
"Зимой" 3
"Зима" 5
"В фонд обороны"
"Весна" 5
"На сенокосе"
"Полоскальщицы"
"Переправа на лошадях через реку"
"Таня"
"После катания"
"Дом художника в Хосте"
"За водой"
"Натюрморт. Фрукты"
"Портрет Кляйкиной"
"Васелька"
"Соня"
"Пионерский хор"
"Свидание"
"В цветущем огороде"
"Молодуха"
"Голова девушки"
"Мужик"
"Девушка в синем"
"Зимний этюд. Девушка"
"Кокетка. У зеркала"
"Черемуха"
"Встреча героя"
"Девочка в красном платке"
"В гостях"
"Капри. Арка Форальони"
"Помпеи"
"Капри"
"Девочка с рябиной"
"Девушка" 1
"Гармонист" 2
"Праздничный день" 2
"Зимой" 4
"Шиповник"
"Эскиз картины «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело»"
"В мальвах"
"Кот"
"Праздничный день. Подруги. Зима"
"Девочка" 2
"Проска"
"Зима" 6
"Натюрморт. Вина и фрукты"
"Сбор вишни"
"Первый снег. Цветы"
"Осенний лес"
"Астры" 2
"Закат"
"На посиделки"
"Ледоход"
"Эскиз картины «На мосту»"
"Пионер"
"Таня в красном"
"Мальчик" 1
"Маки"
"Герой из Троицка. Портрет А.Г. Котова"
"Рим. Фонтан Треви"
"Пейзаж с гусями"
"Портрет женщины в красной шали"
"Подружки" 4
"Валя"
"Село Кочелаево"
"Гагры"
"Девушка с капустной рассадой"
"Пионеры"
"На гулянке. Голова девушки в оранжевом платке"
"Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника" 2
"Зима" 7
"Хоста. Декабрь"
"Девушка-итальянка"
"У плетня" 1
"Летний день"
"Девушка" 5
"Настя за вязанием"
"У колодца"
"На изгороди"
"В поле" 1
"Одуванчики"
"Гурзуф. Пляж"
"По воду"
"Зимой" 2
"Выходной день в колхозе"
"Весной"
"Девушка-эрзянка"
"Мордовка" 2
"Весна" 4
"Отдых на полевом стане"
"Катание с горы"
"В окрестностях Ментоны"
"Вера. Портрет В.М. Власовой"
"За работой. Подруги"
"Полевые цветы"
"В поле" 3
"С вишнями"
"У изгороди. Лето"
"Под рябиновым кустом"
"Дети" 1
"Мать"
"Девушка в оранжевом платке"
"На салазках"
"Переход ребят через болото"
"Натюрморт с барабаном"
"Девочка с салазками"
"Портрет жены художника"
"Эскиз картины «Встреча героя»"
"Плясунья Таня"
"Водосвятие"
"Женщина в зеленом платке"
"Эскиз картины «Вручение акта на вечное и бесплатное пользование землей»"
"Дом в Кочелаеве"
"Дети в мальвах"
"Девушка в желтом платке"
"Гурзуф"
"Девочка с цветами"
"Луг"
"Разлив"
"На лодке"
"Школьница-отличница"
"Лунная ночь"
"Гармонист" 1
"Зима. (Зимний вечер)"
"Голова мордовки"
"Старик" 2
"Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова"
"Зимой" 1
"Дети на берегу Мокши"
"Праздничный день" 1
"Девочка среди одуванчиков"
"Натюрморт. Цветы"
"Цветы" 3
"Школьница"
"Бычок"
"Девушка" 3
"Мокша разлилась"
"Помидоры"
"Ментона. Франция"
"Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника" 1
"Трактористки-мордовки"
"Собираются в гости"
"Весна" 3
"Девочки в саду"
"Эскиз картины «Переезд через болото»"
"Подруги. Праздничный день. Зима"
"Девочка" 3
"Девушка" 4
"Натюрморт с крестом"
"Портрет Л.В. Сычковой"
"Женский портрет (Вера Михайловна Власова)"
"Соты"
"Мужской портрет"
"Сирень"
"Эскиз картины «Отдых на полевом стане»"
"Эскиз картины «Катание на масленице»"
"Мужчина с трубкой"
"Старуха"
"Портрет мальчика"
"Ветка яблони"
"Праздник"
"Эскиз картины «Трудный переход»"
"Цветы" 4
"Головка"
"Обнаженная девочка"
"Мальчик" 2
"Зимний день"
"Старик" 3
"Дети в цветах"
"Березы"
"Подружки" 5
"Девушка в саду"
"Головка Шуры (Портрет актрисы Александры Дмитриевны Пель)"
"Головка в красном (Блондинка-кокетка)"
"В цветущем огороде"
"Женщина с ребенком. Портрет сестры"
"Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры"
"Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника"
"Автопортрет" 1
"Приятели"
"Подружки. Дети"
"Венеция. Рабочий поселок"
"Рим. Храм Весты"
"Клубника"
"Огурцы"
"Женский портрет" 1
"Девочка в огороде"
"Мяльщицы льна"
"Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены"
"Битки"
"Игра в кучки"
"Катание яиц"
"На качелях в праздник"
"Пляска"
"Праздничная забава"
"Сенокос"
"Страда"
"Танец"
"Трепание льна"
"Сбор трав на Троицын день"
"У церкви на Пасху"
"Зимние игры"
"Маша"
"Прасковья"
"Пряха"
"Русская красавица"
"У плетня" 2
"Дети" 2
"Боярыня"
"Девочка" 4
"Молодая"
"Вброд"
"Пушкина Наталья Николаевна"
"Девушка в платке"
"Трудный переход"
...
"Бой-баба"
"Две девушки на снегу"
"Портрет девочки"
"Женский портрет" 3
"Ледоход"
...
...
...
...
...
...
...
"Девушка в цветах"
...
...
...
"Смеющаяся девушка"
...
"Акулька"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования