19 января 2014
Таннауэр Иоган Гонфрид Johann Tannauer. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 18 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм
Разместил: Донченко Александр
Таннауэр Иоган Гонфрид
Johann Tannauer
(1680 - 1737)
После манифеста Петра I о привлечении в Россию иностранцев особенно усилился наплыв немецких художников. В маленькой Германии работы для них не было, поэтому художников привлекала работа в неизвестной и далекой России.
Одним из самых популярных немецких художников петровского времени был Иоганн Готфрид Таннауэр . Он был один из первых мастеров, принявших приглашение Петра и заключил контракт о поступлении в русскую службу в Вене, в октябре 1710 года.
В марте 1711года уже приехал в Смоленск, сопровождал Петра в Прутском походе, после чего поселился в Петербурге, где и жил до самой своей смерти в 1737 году.
Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф.Черкасов. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: “Петр I в Полтавской битве” 1710-х годов.
__________________________
Таннауэр, Иоганн Готфрид — живописец-портретист в службе Петра І, сын живописца, родился на 1680 г. в Саксонии; занимался сначала часовым мастерством и музыкой в Швабии, отсюда отправился для усовершенствования в своем ремесле в Венецию, но, познакомившись здесь с Себастиано Бомбелли, стал учиться у него живописи. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра І в Прутском походе. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T.: Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы); царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже); Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах); А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове); граф П. И. Ягужинский (там же); Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств); он же, конный (у Н. Д. Быкова); Петр I ІІ Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате); царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже); крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: "это были портреты императора, императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины, и один лучше другого. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора — совершенная натура". У графа Шереметева в Кускове имеется также собственный портрет T., гравированный черной манерой Купецким. Портрет этот принадлежит к сюите пяти чувств и представляет слух: Т. изображен на нем играющим на скрипке. Умер Т. в 1737 г.
А. Сомов, "Картинная галерея Имп. академии художеств. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. 1872, вып. I, стр. 1—2 и 143. — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. 90, 117, 172, 173, 249. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. 1, стр. 247, 291—292, 626—627; т. II, стр. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869; доп., стр. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. 3 и 28. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. 1872, стр. 4—5. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца", изд. Аммона, Москва 1858, изд. 2-е, ч. II, стр. 303—304. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. Russischen Akademie der Künste, in Petersb.", СПб. 1886, стр. 30. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. 1875, т. I, стр. 56, 107 и 423; т. II, стр. 111—132. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. в Москве", СПб. 3870, стр. 36, 222.
___________________________
Таннауер (Таннауэр) Иоганн Готфрид
1680 - 1737
Художник, гравер
Биография (Tanauer, Danhauer, Danauer, в дореволюционной литературе чаще именуется Дангауэром) — родом, предположительно, из Саксонии. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Затем жил в Голландии, где копировал Рубенса.
Петр I во время одного из своих путешествий пригласил Таннауера в Россию по рекомендации художника Я. Купецкого. 1 октября 1710 года в Вене с ним был заключен контракт о поступлении на русскую службу в качестве живописца. В марте 1711 года он приехал в Смоленск и сопровождал Петра I в неудачном Прутском походе, в котором художник даже потерял свое имущество.
Поселившись в Петербурге, Таннауер становится «гофмалером», то есть придворным живописцем. Он писал портреты, исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы.
Таннауер познакомил русских мастеров с приемами позднего европейского барокко. В его стилистике ощущается новая для России барочная динамика, глубина пространства, светотеневые контрасты. Живопись его построена на интенсивных цветовых сочетаниях. Картины Таннауера в высшей степени импозантны, величественны и репрезентативны.
Портреты Екатерины I, «светлейшего князя» А. Д. Меншикова, его дочерей, графа П. А. Толстого, Ф. М. Апраксина, царевича Алексея отличаются конкретностью и убедительностью характеристики.
В России Таннауер весьма преуспевал, исполняя многочисленные заказные портреты. Камер-юнкер Берхгольц, посетивший мастерскую художника, писал в своем дневнике от 32 октября 1722 года: «После обеда Его Высочество со мною ездил к Императорскому Придворному живописцу Данненгауэру (который родом саксонец) и смотрел сделанные им здесь портреты, с которыми он скоро отправляется в С.-Петербург. Это были портреты императора, императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меншиковых — все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако ж всех похожее был портрет императора — совершенная натура» (Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721—1725. В 4 частях. – М., 1860. Ч. 2. С. 304.).
Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I, из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). Ф. К. Фридебург в 70-е годы XIX века насчитал по крайней мере шесть портретов Петра I работы Таннауера (Фридебург Ф. К. Вступительная статья // Портреты и другие изображения Петра Великого: Памяти 30 мая 1872 года / Собрано Ф.К. Фридебургом. Просмотрено и дополнено А.А. Васильчиковым, Г.Н. Геннади и В.В. Стасовым. — СПб., 1872. С. 4.).
О художнике есть ценное упоминание в книге Я. Штелина «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом»: «В последние свои лета Петр Великий имел в своей службе искусного портретного живописца Данненгауэра, который совершенно на италианский вкус прекраснейшими красками и с отменным расположением света и тени совершенно подобные изображения сего Монарха и Его Супруги написал в различном положении» (Штелин Я. Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом. — М., 1788. С. 120.).
После смерти Петра I Таннауер не покинул Россию, он лишь в 1728 году съездил ненадолго в Польшу. Умер он в 1733 или 1737 году в Петербурге. У Таннауера были, по-видимому, многочисленные русские ученики, среди них — Иван Никитин, первый русский портретист, П. Еропкин, впоследствии известный архитектор, и живописец Ф. Черкасов, уехавший в 1716 году в Италию.
Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук.
Автор статьи - Пелевин Ю. А.
_____________________________
Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/
(1680 - 1737)
Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Юноша рано выучился часовому ремеслу, которое на протяжении всей жизни давало ему солидный приработок. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере, именуемом Бомбелли я обучался пять лет». Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с.159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
Однако к тому времени Таннауер уже перебрался в Вену, где первого октября 1710 года подписал договор, заключенный с ним по поручению русского двора бароном Урбихом. Художник соглашался "службу его царского величества принять и его величеству живописью портретов больших и малых в миниатюре имея искусство в обеих наилучшим моим художеством служить". При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». Согласно условиям контракта, немецкий мастер в качестве придворного живописца должен был получать 1500 гульденов или 750 ефимков и право содержать за казенный счет одного служителя. Материалы - краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. Контракт оговаривал право мастера покинуть Россию в случае, если "его работа не будет угодна или обычай земли и воздух не позволят ему далее оставаться".
В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе. В результате неудачных военных действий русские войска потерпели поражение, а художник потерял все свое имущество, в том числе и произведения, привезенные с собой. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России.
Живописец Таннауер умело воплотил пафос петровской эпохи, создав галерею образов «команды» Петра Великого. Таковы портреты графа П.А. Толстого (1719, Гос. музей Л.Н. Толстого, Москва), «светлейшего князя» А.Д. Меньшикова и адмирала Ф.М. Апраксина (1710-е годы, оба – Павловский дворец-музей).
Одним из первых образцов искусства мастера на русской земле следует считать портрет царевича Алексея Петровича Романова (1690 – 1718).
Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г.). Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. Небольшое погрудное изображение, исполненное с натуры, могло служить образцом для создания последующих экземпляров (например, известно, что художник Н.Н. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера).
Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что "после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л.М.) 21 ноября 1711 года… решено было в память этого повесить портрет. Через три дня было куплено полотно 26 футов, стоявшее три талера тридцать грошей, за сшивку его было уплачено 45 грошей». 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени.
Позднее немецкий живописец еще дважды удостоился чести писать изображение Петра I с натуры: в 1714 году и осенью 1722 года. Таннауэр стал истинным хроникером жизни и деятельности великого реформатора. Он создал самые разнообразные его изображения — парадные и камерные. В них художник сумел передать волю и активность, сильный характер и буйный нрав Петра I — великого государственного деятеля и храброго полководца, отличавшегося гибким умом и личным мужеством.
Кисти Таннауэра принадлежит знаменитое полотно «Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии» (1724-1725, ГРМ). Существуют многочисленные экземпляры профильных изображений Петра I работы неизвестных художников, в основе которых лежит оригинал кисти Таннауера.
Как и другие западноевропейские мастера, приглашенные в Россию для распространения новой светской живописи, И. Г. Таннауэр стремился ввести в русскую живопись традицию парадного портрета. Яркое тому подтверждение - «Портрет Петра I на фоне морского сражения» (1716, Музей-заповедник «Московский Кремль»). Картина кисти Таннауэра наполнена пафосом и звучностью, передает патриотизм Петра I, его ликование по поводу военных «викторий» России.
На протяжении десяти лет Таннауер оставался единственным "гофмалером" при русском дворе и оставил заметный след в русском искусстве, который до сих пор еще не оценен по достоинству. Хотя художник не принадлежал к числу значительных западноевропейских мастеров, его искусство было необходимо в России, живо воспринимающей все новое. Портретам кисти Таннауера свойственны черты стиля барокко: пышность и подчеркнутая репрезентативность, динамика форм и контрастные, напряженно звучащие цветовые сочетания. По свидетельству Я.Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны, и его колорит выдержан в горячем, истинно рубенсовском вкусе».
В России И. Таннауер был загружен работой. Сохранилось свидетельство камер-юнкера Берхгольца о посещении мастерской живописца в Москве 31 октября 1722 года и виденных там произведениях: "портреты императора, императрицы, обеих принцесс, князя и княгини Меньшиковых - все оригинальные, одинаковой величены и один лучше другого. Хотя каждый из них отличается необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако же, всех похожее был портрет императора - совершенная натура. Так как они в Петербурге будут изготовлены во весь рост, но живописец сделал покамест одни только головы, остальное будет доделано там".
О разнообразной деятельности И. Таннауера в России свидетельствуют выдержки из "Спецификации", составленной самим художником 1 июля 1725 года. Он с гордостью писал, что "привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны, императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей»; «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи».
И. Г. Таннауер принял участие в погребальной процессии императора. Он исполнил изображение Петра Великого "в усопшем виде" (до марта 1725, ГЭ). Таннауер объективно фиксирует черты смерти: бледное лицо, заострившийся нос. Однако изображение Петра на смертном одре, несмотря на трагизм, подчеркиваемый горячей красновато-коричневой гаммой, остается величественным.
После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. При императрице Екатерине I придворному живописцу нерегулярно выплачивали из казны причитающееся жалованье. Срок контракта с Таннауером к тому времени истек и художник, не получивший деньги "пришел в немалое разорение". Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: "Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно, иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. Ибо при таком случае я не намерен болши здесь оставаться, но желаю щастия своего в иных местах искать".
В октябре 1726 года Таннауер подал прошение об отставке, которое было принято и «дан ему апшид сего генваря 15 дня». Однако, отпуская первого гофмалера домой, Екатерина I издала специальный указ (20 января 1727), согласно которому «у нево Дангоуера есть казенные картины, также и персоны оригинальные всей фамилии их величества, оные извольте у него отобрать и хранить с протчими".
Кабинет выплатил мастеру триста рублей на дорогу до Вены. В конце апреля 1727 года бывший придворный живописец получил паспорт на себя, жену Кристину и пятерых сыновей (Готфрид, Карл, Петр, Яган, Карл Фридерик) и вскоре отплыл в Любек. Дальнейшие сведения о живописце встречаются в "Записках" Якоба Штелина, по сведениям которого, покинув Россию весной 1727 года, гофмалер тяжело заболел в Польше. Не добравшись до Вены, он возвратился в Россию. Не застав в живых Екатерину I, Таннауер не получил поддержки у нового двора и умер в бедности в 1737 году.
http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/6ea83c29-b8a9-45f8-97b2-8cbeb1c472a6/Tannauer_biogr.htm