29 января 2014
Тюрин Иван Алексеевич Tyurin Ivan. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 14 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Тюрин Иван Алексеевич
Tyurin Ivan
(1824 - 1904)
Перечислим всего лишь небольшую часть из более чем восьмисот портретных работ, принадлежащих кисти Ивана Алексеевича Тюрина (и экспонировавшихся на академических выставках в различные годы.
Портреты: 1867 год — В.И. Мятлева, Т.Б. Потемкиной, К.Ф. Шульца, вице-адмирала Нордмана, светлейшего князя Голицына, П.И. Мятлева; 1868 год — князя Голицына, Прозоровского, г. Набилкина, генерала Баранцова; 1869 год — генерала гр. Баранова, г-жи Барановой, г. Соколова; 1879 год — генерал-адъютанта Кауфмана, А.А. Краевского, князя Абашидзе-Горленко; графа Н.П. Игнатьева, П.С. Ванновского, П.В. Жуковского, генерала Адельсона, Е.И. Зориной.
Большинство из написанных художником портретов фиксируют лица государственных чиновников высокого ранга. Наверное, многие из них написаны без участия души или попросту являются ремесленными поделками мастера.
Но многие — подлинные образцы высокой портретной живописи. Так, звание академика И.А. Тюрин получил за «Портрет профессора санкт-петербургской Духовной академии архимандрита Григория».
Родился художник в селе Галядкино Нижегородской губернии. Учился в Академии художеств в мастерской известного педагога А.Т. Маркова. Свое самостоятельное творчество начинал с пейзажей и жанровых картин. Посвятил же себя портретам и церковной живописи. Его религиозное художество также впечатляет. Иконы и росписи И.А. Тюрина украшали многие из провинциальных церквей того времени, среди них, например, образы для всего воронежского собора. Общее число исполненных художником икон приближалось к двумстам. Сколько россиян благоговейно крестились перед образами И.А. Тюрина — кто ж даст ответ?
_____________________________
Тюрин: фамилия в искусстве
Разговор пойдет о целом ряде имен художников и архитекторов XIX века, чьи творения и по сей день украшают не только дворцовые ансамбли, площади и улицы, но и лучшие музейные собрания России.
Эти имена внесены в юбилейный справочник Императорской Академии художеств, составленный С.Н.Кондаковым в 1915 году.
Справедливо будет начать разговор с наиболее известного представителя этой фамилии, одного из крупнейших московских архитекторов и коллекционеров XIX века Евграфа Дмитриевича Тюрина ( 1792 – 1875 ). Его имя настолько было популярно в московских кругах того времени, что даже при издании Большой Советской Энциклопедии не удалось обойти его вниманием. Благодаря личным качествам, таланту и усердию он стал влиятельной фигурой в архитектурных кругах, академиком Императорской Академии художеств, получил дворянство, чин статского советника, а так же стал кавалером орденов: Святой Анны III степени, Святого Равноапостольного князя Владимира IV степени, Святого Станислава III степени, Святой Анны II степени. Евграф Дмитриевич родился в Москве в семье обер-офицера, помощника архитектора. Получил архитектурное образование в одном из лучших учебных заведении Архитектурной школе Кремлевского строения, у любимого педагога Доменико Жилярди. Молодой архитектор уже на первых этапах творческого пути получал заказы, участвовал в конкурсах. Он разрабатывал проект переделки Кремлевского дворца. По проекту В.П.Стасова участвовал в капитальном восстановлении дворца, за что получил свою первую награду – бриллиантовый перстень. Евграф Тюрин принадлежал к плеяде зодчих после пожарной Москвы. Этот исторический период, когда Москва восстанавливалась после изгнания Наполеона из России и победы русских войск над сильнейшей армией мира, отличается особым патриотическим подъемом всего народа и необычайным творческим всплеском.
Он участвовал в благоустройстве Царицынской усадьбы. За подготовленный собственный проект Кремлевского дворца, получил звание назначенного в академики Императорской Академии художеств. Преподавал в Архитектурной школе Экспедиции Кремлевского строения. Составлял проекты реставрации взорванной французами Арсенальной башни Кремля. Он работал вместе с такими известными архитекторами, как: И.Л.Мироновский, И.Т.Таманский, Д.И.Жилярди, О.И.Бове. Критики отмечали его « неизменный вкус и изящество». Его архитектурный почерк восхищал знатоков. Евграф Дмитриевич был в фаворе, его приглашали на знатные приемы, о его творениях говорили в светских кругах. Его имя было на слуху у граждан Москвы. Он материально состоятельный человек. Сбывается его давняя мечта. Он покупает земельный участок недалеко от Кремля и строит по своему проекту двухэтажный особняк, с целью помимо жилых помещений, создать в нем общественную картинную галерею. В узких кругах он был известен еще и, как выдающийся коллекционер. Его коллекция живописи русских и западноевропейских мастеров составляла около 400 полотен. Среди посетителей его коллекции были: академик А.Сухих, профессор В.Шебуев, великий русский художник Карл Брюллов и другие известные личности того времени. Это здание на ул. Знаменка сохранилось и по сей день, в нем находится Московская Государственная картинная галерея Народного художника СССР А.Шилова.
По приглашению государственного деятеля, дипломата Н.Юсупова он занимался восстановлением и реконструкцией основного корпуса усадьбы, благоустройством парковой архитектуры и строительством дополнительных сооружений в подмосковной усадьбе Архангельское. Выполнял крупную работу – перестраивал заново Коломенский дворец в Подмосковье. Особую известность Евграфу Дмитриевичу принесла работа над сооружением главного до недавнего времени собора Русской православной церкви – Кафедрального собора Богоявления в Елохове (Елоховский собор). Тюрина Е.Д. включили в состав комиссии по строительству храма Христа Спасителя. Он занимался перестройкой Александровского дворца – усадьбы Пашкова для Московского университета. Удивительным творением становится и построенная им церковь Св.Татьяны при университете, а так же ряд других церквей в области. Проектировал церковь Св. Николая в Симоновым монастыре и фасад церкви Св. Николая с колокольней в Домодедово. Мы перечислили только наиболее значительные сооружения, построенные Евграфом Дмитриевичем Тюриным, а сколько не значительных и малых строений – городских и загородных усадеб, военных казарм и манежей и других сооружений?
16 ноября 1875 года Евграф Дмитриевич Тюрин скончался в Туле.
Пять братьев Евграфа Дмитриевича так же занимались архитектурой.
Другой представитель этой фамилии Иван Алексеевич Тюрин ( 1824 – 1904 ), академик Императорской Академии художеств. Его имя было достаточно известно не только в художественных, но и в высших светских кругах. Родился художник в селе Галядкино в Нижегородской губернии в мещанской семье, отставного офицера. Общее образование получил в гимназии в Москве. Учился в Императорской Академии художеств у А.Т.Макарова. Большинство написанных им портретов – это портреты выдающихся государственных деятелей того времени : князей, губернаторов, генералов и адмиралов. Многим хорошо знаком его известный портрет Императора Александра II.
Перечислим часть этих работ, среди которых портреты: светлейшего князя Голицина, П.И.Мятлева, Прозоровского, вице-адмирала Нордмана, генерала Баранцова, генерала гр. Баранова, командующего войсками Туркестанского военного округа, генерал-губернатора Ташкента барона Кауфмана, князя Абашидзе-Горленко, генерала Адельсона, графа Н.П.Игнатьева, П.С.Ванновского, П.В.Жуковского, Орлова-Давыдова и многие другие.
Иван Алексеевич получил звание академика Императорской Академии художеств за портреты профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Григория и госпожи Княжевич. За свою творческую жизнь он написал более восемьсот портретных работ. Его работы находятся в музейных собраниях городов России, Москвы, в том числе в Государственном Русском музее С.Петербурга.
Глядя на ряд написанных портретов значимых людей России, по всей видимости, карьерный успех у этого художника складывался достаточно успешно. К сожалению и из официальных источников нет никакой информации о наградах и поощрениях этого художника. Судя по значимости его работ, для государства российского того времени, он достоин многого.
Иван Алексеевич увлеченно работал и в жанре церковной живописи. Его религиозное художество так же впечатляет. Иконы и росписи художника украшали многие провинциальные церкви того времени, среди них, например, образы для всего Воронежского собора. Общее число исполненных Иваном Алексеевичем икон приближалось к двумстам. Сколько россиян благоговейно крестилось перед его образами.
Далее, Платон Семенович Тюрин (1816 – 1882), и тоже академик Императорской Академии художеств. Родился в селе Архангельском Вологодского уезда. Учился в Императорской Академии художеств в С.Петербурге. Получил аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи. Еще, будучи молодым художником, Платон Семенович участвовал на академических выставках, как портретист. Положительно оценив успехи Тюрина в этом жанре, совет Академии художеств выдал ему диплом академика. Проявляя большую любовь к портретной живописи, тем ни менее Платон Семенович наиболее проявил себя в церковной живописи. Одной из первых крупных работ в этой области у Платона Семеновича стала роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств. Его приглашают для росписи Никольской церкви на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работал в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывал церковь Михаила Архангела в своем родном селе. Тюрин получал множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. Как отмечалось в отчетах Академии, он написал образ Николая Чудотворца и многофигурную икону. П. С. Тюрин сознательно избрал в качестве поприща для своей творческой деятельности провинцию. Подобно многим своим современникам, окончившим Академию художеств и добившимся звания академика, П. С. Тюрин мечтал об искусстве большого нравственного воздействия, о храмовых росписях. К выходу за пределы станкового творчества привела его, вероятно, потребность в выражении духовного идеала, утопическая вера в торжество высшего начала в человеке, желание принести своим искусством не только эстетическую, но прежде всего этическую пользу. Его идеал тесно переплетался с христианской этикой правдоискательства. Успешная деятельность П.С.Тюрина, как монументалиста была замечена и в высших кругах. Он в числе других академиков Академии художеств и профессоров был приглашен к исполнению настенных росписей и икон в храме Христа Спасителя в Москве, где работал вместе с Суриковым, Маковским, Прянишниковым, Виллевальде, Творожниковым, Алтыновым, Фартусовым, Горбуновым и мозаистом Академии художеств, Фроловым. Тюрин не только успешно участвует в создании росписей храма Христа Спасителя, как монументалист, но и специально для этого храма им было написано тридцать четыре иконы. Согласно отчетам П. С. Тюрина в Академию художеств, он исполнил эскизы одиночных святых для храма, написал картоны по упомянутым эскизам и произвел подмалевки на стенах храма. Но, к сожалению, из-за возраста и болезни его творения так и небыли завершены. Последние пять лет своей жизни он тяжело болел. Он умер от чахотки и был похоронен на Горбачевском кладбище в Вологде. Его имя упоминали во второй половине XIX века наряду с прославленными художниками того времени: В.И.Суриковым, В.Е.Маковским, И.М.Прянишниковым, Б.П.Виллевальде и другими.
В юбилейном справочнике Академии художеств С.Н.Кондакова числится еще одно имя Николая Тюрина (1810 – 18..?). Русского живописца, акварелиста. Воспитанника Импера-торской Академии художеств. Сына придворного повара. Получившего вторую и первую серебряные медали и аттестат первой степени на звание художника с правом на чин XIV степени. Николай Тюрин закончил по архитектурному отделению.
Объединяет эти имена не только почетные звания академиков, любовь к искусству и талант, единые духовные ценности и человеческие качества, но и профессиональные почерки, выраженные в огромной любви к классическому наследию и академизму и в то же время практически равновеликое тяготение к церковной живописи и зодчеству.
Один проектирует и строит знаменитые дворцы и усадьбы и в то же время уделяет огромное количество времени проектированию и строительству известных соборов и церквей. Другой, на ряду, с созданием галереи портретов выдающихся личностей России XIX века не только пишет портреты известных священнослужителей того времени, но и создает множество произведений церковной живописи. Третий так же пишет портреты и в то же время посвящает большую часть своего творчества церковному искусству. Четвертый в своих акварелях не обходит стороной и церковные интерьеры.
Пожалуй, эти отличительные качества однозначно указывают на некую общую родовую прививку единого генетического кода.
В XX столетии фамилия Тюрин в искусстве, практически были предана забвению, потому что их творчество и мировоззрение по многим критериям не вписывалось в идеологию Советского государства.
http://www.peoples.ru/art/painter/alexandr_tiurin/history.html