30 января 2014
Тюрин Платон Семенович Tyurin Platon. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 20 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Тюрин Платон Семенович


Tyurin Platon


(1816 - 1882)
 

 

 

О жизни и творчестве Платона Семеновича Тюрина сведений сохранилось немного. Известно, что он родился в семье крепостного. Благодаря велению судьбы сравнительно молодым человеком получил вольную, после чего отправился в Петербург и стал вольноприходящим учеником Академии художеств.

 

 

 

 

 

В 1850 году П.С. Тюрин был удостоен звания неклассного художника. Уже в 1855 году получил звание «назначенного» в академики, а через два года — в 1857 — звание академика портретной и исторической живописи.

В свои работы П.С. Тюрин вносил много лиризма, романтики, наивности и многоцветности колорита. Последние годы жизни художника связаны с городом Вологдой.

Работы Тюрина П.С., хранятся  не только в Вологодской областной картинной галерее, но и в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, а также в ГРМ, Эрмитаже и Череповецком музейном объединении, также известны его фресковые росписи.

Похоронен в Вологде, так как был родом из Вологодской губернии.

_____________________________

 

Платон Семенович Тюрин


 (7.11.1816, с. Архангельское, Бохтюгская волость (ныне – Сокольский р-н) – 6.08.1882, г.Вологда)


В юбилейном справочнике Академии художеств, составленном С.Н.Кондаковым (1915), числится имя нашего земляка Платона Семеновича Тюрина как живописца, удостоенного звания академика.

Платон Тюрин родился 7 ноября (по старому стилю) 1816 г. в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда (ныне Сокольский район Вологодской области) в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина.

Получив в 1843 г. вольную от помещика А.А.Холмова, он уезжает в Петербург и в 1845 уже числится учеником Академии художеств, принятым туда как вольноотпущенный. Из документов Академии известно, что в 1850 г. совет Академии выдает Тюрину аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи.

В последующие годы (1850–1860-е) молодой художник принимает участие в академических выставках, где предстает перед публикой как портретист. Положительно оценив успехи Тюрина в этом жанре, совет Академии художеств выдает ему в 1857 г. диплом академика портретной живописи и утверждает в звании титулярного советника.

С начала 1860-х гг. жизнь и творчество Платона Тюрина – первого на Вологодчине мастера, получившего столичное профессиональное образование и ставшего академиком, – связаны с Вологдой. Он получает заказы на портреты от местных помещиков Межаковых, Брянчаниновых, Зубовых, пишет именитых горожан и священнослужителей, с ним заключают договоры на росписи церквей. Бывшая госпожа художника – В.Н.Холмова – в 1862 г. приглашает его для росписи Никольской церкви в своем родовом имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работает в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывает церковь Михаила Архангела в своем родном селе. Тюрин получает множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. В 1865 г. Платон Семенович женится на крестьянке села Архангельское Агнии Карабановой.

Успешная деятельность П.С.Тюрина как монументалиста была замечена: в 1876–1877 гг. он участвует в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Для этого храма Тюриным были выполнены тридцать четыре иконы. Его упоминают наряду с прославленными художниками второй половины XIX в.: В.И.Суриковым, В.Е.Маковским, И.М.Прянишниковым, Б.П.Виллевальде и другими. Как отмечается в отчетах Академии, он написал поясной портрет императора Александра II, заказанный Вологодским общественным банком, образ Николая Чудотворца и многофигурную икону.

«Надо полагать, – пишет М.Е.Даен, которой удалось раскрыть многие неизвестные страницы его биографии и атрибутировать произведения, – что напряженная физическая работа над росписями церквей подорвала вконец здоровье Тюрина. После 1877 г. имя его в отчетах Академии уже не упоминается. Очевидно, последние пять лет своей жизни он тяжело болел. 6 августа 1882 г. он умер от чахотки и был погребен на Горбачевском кладбище в Вологде».

Творческий путь П.С.Тюрина продолжался чуть более сорока лет. Он поступил в Академию в довольно зрелом возрасте – двадцати восьми лет, закончил ее в тридцать четыре года, а звания академика удостоен, когда ему было уже за сорок. Возможно, он получил первоначальные навыки в живописи у кого-то из местных художников. К началу 1840-х гг. относят исследователи одно из ранних полотен Тюрина «Дети помещика А.П.Межакова », а также портрет супружеской четы А.П. и Ю.Ф.Межаковых (ВГИАХМЗ). Это большое парадное полотно украшало когда-то интерьер усадьбы Никольское и соседствовало с блестящей по живописи картиной английского портретиста Джорджа Доу, изобразившего родителей тогдашнего владельца усадьбы. Благосклонным отношением к молодому художнику можно объяснить то, что он нередко получал заказы на портреты и от дворян соседних имений. К этому времени относят исследователи романтичный портрет С.А.Зубова (ВОКГ), которого автор изобразил с ружьем и охотничьей собакой на фоне природы.

Будучи учеником Академии художеств и живя в Петербурге, Платон Семенович не оставляет занятия портретным искусством, получая заказы от покровителей. Теплыми чувствами пронизан «Портрет дочерей художника И.К.Зайцева» (ГРМ), датированный 1847 г. С отцом изображенных девочек Тюрина связывали теплые дружеские отношения и общность судеб. Иван Кондратьевич до окончания художественного училища в Арзамасе тоже был крепостным. Уезжая в Полтаву для преподавательской деятельности, он увозит с собой и этот портрет. Профессионализм Тюрина как художника совершенствуется, и в «Автопортрете» 1857 г. (ГРМ), за который получил высокое академическое звание, он предстает уже сформировавшимся мастером. Изобразив себя в мастерской в момент творческого раздумья, живописец не боится подчеркнуть свой усталый взгляд, чуть воспаленные веки и аскетическую впалость щек, выражая те реалистические тенденции, что постепенно входят в русское искусство середины XIX в.

Картина творческого наследия Платона Тюрина была бы неполной без рассказа о его монументальных работах. Одной из первых крупных работ в этой области стала роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств в 1857 г. Выполненная по эскизам знаменитого русского живописца В.К.Шебуева под руководством не менее именитого преподавателя Академии Ф.А.Бруни, она была хорошей школой для будущего монументалиста. Его росписи храмов и монастырских церквей в Вологодской губернии тяготели к традициям русского классицизма, характерным для храмовой живописи этого периода.

Усилиями вологодских искусствоведов имя «академика из народа» П.С.Тюрина возвращено в историю культуры нашего края. Найдено и исследовано большинство из его станковых произведений, находящихся в музейных коллекциях Москвы, Петербурга, Орла, Твери, Екатеринбурга, Вологды и Череповца. В Вологде прошли выставки, где экспонировались портреты, выполненные мастером. Принимаются меры для реставрации уникальных росписей храмов в селе Архангельском и в Спасо-Суморином монастыре.

Литература:

1.Мунин А.Н. Академик из народа // Художники-вологжане. – Вологда, 1959.

2.Даен М.Е. Вологодский художник П. С. Тюрин // Панорама искусств-6. – М., 1983.

3.Новые открытия. Ежегодник. 1984. – М., 1986.

4.Вологодский художник Платон Семенович Тюрин: 1816–1882 / Автор-составитель Вороно М. Н. – Вологда, 1986.

5.Даен М.Е. Вологодская история в портретах // Русская галерея. – Вып. 2. – М., 2001.

Источник: Л.Г.Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». —

Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X

    Где учился
    Всероссийская Академия Художеств

    Учредитель обществ
    Художественное общество в Императорской Академии художеств


http://artchive.ru/artists/platon_semenovich_tyurin/biography

___________________________

 

 
Тюрин: фамилия в искусстве


Разговор пойдет о целом ряде имен художников и архитекторов XIX века, чьи творения и по сей день украшают не только дворцовые ансамбли, площади и улицы, но и лучшие музейные собрания России.


Эти имена внесены в юбилейный справочник Императорской Академии художеств, составленный С.Н.Кондаковым в 1915 году.

Справедливо будет начать разговор с наиболее известного представителя этой фамилии, одного из крупнейших московских архитекторов и коллекционеров XIX века Евграфа Дмитриевича Тюрина (1792 – 1875). Его имя настолько было популярно в московских кругах того времени, что даже при издании Большой Советской Энциклопедии не удалось обойти его вниманием. Благодаря личным качествам, таланту и усердию он стал влиятельной фигурой в архитектурных кругах, академиком Императорской Академии художеств, получил дворянство, чин статского советника, а так же стал кавалером орденов: Святой Анны III степени, Святого Равноапостольного князя Владимира IV степени, Святого Станислава III степени, Святой Анны II степени. Евграф Дмитриевич родился в Москве в семье обер-офицера, помощника архитектора. Получил архитектурное образование в одном из лучших учебных заведении Архитектурной школе Кремлевского строения, у любимого педагога Доменико Жилярди. Молодой архитектор уже на первых этапах творческого пути получал заказы, участвовал в конкурсах. Он разрабатывал проект переделки Кремлевского дворца. По проекту В.П.Стасова участвовал в капитальном восстановлении дворца, за что получил свою первую награду – бриллиантовый перстень. Евграф Тюрин принадлежал к плеяде зодчих после пожарной Москвы. Этот исторический период, когда Москва восстанавливалась после изгнания Наполеона из России и победы русских войск над сильнейшей армией мира, отличается особым патриотическим подъемом всего народа и необычайным творческим всплеском.

Он участвовал в благоустройстве Царицынской усадьбы. За подготовленный собственный проект Кремлевского дворца, получил звание назначенного в академики Императорской Академии художеств. Преподавал в Архитектурной школе Экспедиции Кремлевского строения. Составлял проекты реставрации взорванной французами Арсенальной башни Кремля. Он работал вместе с такими известными архитекторами, как: И.Л.Мироновский, И.Т.Таманский, Д.И.Жилярди, О.И.Бове. Критики отмечали его « неизменный вкус и изящество». Его архитектурный почерк восхищал знатоков. Евграф Дмитриевич был в фаворе, его приглашали на знатные приемы, о его творениях говорили в светских кругах. Его имя было на слуху у граждан Москвы. Он материально состоятельный человек. Сбывается его давняя мечта. Он покупает земельный участок недалеко от Кремля и строит по своему проекту двухэтажный особняк, с целью помимо жилых помещений, создать в нем общественную картинную галерею. В узких кругах он был известен еще и, как выдающийся коллекционер. Его коллекция живописи русских и западноевропейских мастеров составляла около 400 полотен. Среди посетителей его коллекции были: академик А.Сухих, профессор В.Шебуев, великий русский художник Карл Брюллов и другие известные личности того времени. Это здание на ул. Знаменка сохранилось и по сей день, в нем находится Московская Государственная картинная галерея Народного художника СССР А.Шилова.

По приглашению государственного деятеля, дипломата Н.Юсупова он занимался восстановлением и реконструкцией основного корпуса усадьбы, благоустройством парковой архитектуры и строительством дополнительных сооружений в подмосковной усадьбе Архангельское. Выполнял крупную работу – перестраивал заново Коломенский дворец в Подмосковье. Особую известность Евграфу Дмитриевичу принесла работа над сооружением главного до недавнего времени собора Русской православной церкви – Кафедрального собора Богоявления в Елохове (Елоховский собор). Тюрина Е.Д. включили в состав комиссии по строительству храма Христа Спасителя. Он занимался перестройкой Александровского дворца – усадьбы Пашкова для Московского университета. Удивительным творением становится и построенная им церковь Св.Татьяны при университете, а так же ряд других церквей в области. Проектировал церковь Св. Николая в Симоновым монастыре и фасад церкви Св. Николая с колокольней в Домодедово. Мы перечислили только наиболее значительные сооружения, построенные Евграфом Дмитриевичем Тюриным, а сколько не значительных и малых строений – городских и загородных усадеб, военных казарм и манежей и других сооружений?

16 ноября 1875 года Евграф Дмитриевич Тюрин скончался в Туле.

Пять братьев Евграфа Дмитриевича так же занимались архитектурой.

Другой представитель этой фамилии Иван Алексеевич Тюрин (1824 – 1904), академик Императорской Академии художеств. Его имя было достаточно известно не только в художественных, но и в высших светских кругах. Родился художник в селе Галядкино в Нижегородской губернии в мещанской семье, отставного офицера. Общее образование получил в гимназии в Москве. Учился в Императорской Академии художеств у А.Т.Макарова. Большинство написанных им портретов – это портреты выдающихся государственных деятелей того времени : князей, губернаторов, генералов и адмиралов. Многим хорошо знаком его известный портрет Императора Александра II.

Перечислим часть этих работ, среди которых портреты: светлейшего князя Голицина, П.И.Мятлева, Прозоровского, вице-адмирала Нордмана, генерала Баранцова, генерала гр. Баранова, командующего войсками Туркестанского военного округа, генерал-губернатора Ташкента барона Кауфмана, князя Абашидзе-Горленко, генерала Адельсона, графа Н.П.Игнатьева, П.С.Ванновского, П.В.Жуковского, Орлова-Давыдова и многие другие.

Иван Алексеевич получил звание академика Императорской Академии художеств за портреты профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Григория и госпожи Княжевич. За свою творческую жизнь он написал более восемьсот портретных работ. Его работы находятся в музейных собраниях городов России, Москвы, в том числе в Государственном Русском музее С.Петербурга.

Глядя на ряд написанных портретов значимых людей России, по всей видимости, карьерный успех у этого художника складывался достаточно успешно. К сожалению и из официальных источников нет никакой информации о наградах и поощрениях этого художника. Судя по значимости его работ, для государства российского того времени, он достоин многого.

Иван Алексеевич увлеченно работал и в жанре церковной живописи. Его религиозное художество так же впечатляет. Иконы и росписи художника украшали многие провинциальные церкви того времени, среди них, например, образы для всего Воронежского собора. Общее число исполненных Иваном Алексеевичем икон приближалось к двумстам. Сколько россиян благоговейно крестилось перед его образами.

Далее, Платон Семенович Тюрин (1816 – 1882), и тоже академик Императорской Академии художеств. Родился в селе Архангельском Вологодского уезда. Учился в Императорской Академии художеств в С.Петербурге. Получил аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи. Еще, будучи молодым художником, Платон Семенович участвовал на академических выставках, как портретист. Положительно оценив успехи Тюрина в этом жанре, совет Академии художеств выдал ему диплом академика. Проявляя большую любовь к портретной живописи, тем ни менее Платон Семенович наиболее проявил себя в церковной живописи. Одной из первых крупных работ в этой области у Платона Семеновича стала роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств. Его приглашают для росписи Никольской церкви на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работал в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывал церковь Михаила Архангела в своем родном селе. Тюрин получал множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. Как отмечалось в отчетах Академии, он написал образ Николая Чудотворца и многофигурную икону. П. С. Тюрин сознательно избрал в качестве поприща для своей творческой деятельности провинцию. Подобно многим своим современникам, окончившим Академию художеств и добившимся звания академика, П. С. Тюрин мечтал об искусстве большого нравственного воздействия, о храмовых росписях. К выходу за пределы станкового творчества привела его, вероятно, потребность в выражении духовного идеала, утопическая вера в торжество высшего начала в человеке, желание принести своим искусством не только эстетическую, но прежде всего этическую пользу. Его идеал тесно переплетался с христианской этикой правдоискательства. Успешная деятельность П.С.Тюрина, как монументалиста была замечена и в высших кругах. Он в числе других академиков Академии художеств и профессоров был приглашен к исполнению настенных росписей и икон в храме Христа Спасителя в Москве, где работал вместе с Суриковым, Маковским, Прянишниковым, Виллевальде, Творожниковым, Алтыновым, Фартусовым, Горбуновым и мозаистом Академии художеств, Фроловым. Тюрин не только успешно участвует в создании росписей храма Христа Спасителя, как монументалист, но и специально для этого храма им было написано тридцать четыре иконы. Согласно отчетам П. С. Тюрина в Академию художеств, он исполнил эскизы одиночных святых для храма, написал картоны по упомянутым эскизам и произвел подмалевки на стенах храма. Но, к сожалению, из-за возраста и болезни его творения так и небыли завершены. Последние пять лет своей жизни он тяжело болел. Он умер от чахотки и был похоронен на Горбачевском кладбище в Вологде. Его имя упоминали во второй половине XIX века наряду с прославленными художниками того времени: В.И.Суриковым, В.Е.Маковским, И.М.Прянишниковым, Б.П.Виллевальде и другими.

В юбилейном справочнике Академии художеств С.Н.Кондакова числится еще одно имя Николая Тюрина (1810 – 18..?). Русского живописца, акварелиста. Воспитанника Импера-торской Академии художеств. Сына придворного повара. Получившего вторую и первую серебряные медали и аттестат первой степени на звание художника с правом на чин XIV степени. Николай Тюрин закончил по архитектурному отделению.

Объединяет эти имена не только почетные звания академиков, любовь к искусству и талант, единые духовные ценности и человеческие качества, но и профессиональные почерки, выраженные в огромной любви к классическому наследию и академизму и в то же время практически равновеликое тяготение к церковной живописи и зодчеству.

Один проектирует и строит знаменитые дворцы и усадьбы и в то же время уделяет огромное количество времени проектированию и строительству известных соборов и церквей. Другой, на ряду, с созданием галереи портретов выдающихся личностей России XIX века не только пишет портреты известных священнослужителей того времени, но и создает множество произведений церковной живописи. Третий так же пишет портреты и в то же время посвящает большую часть своего творчества церковному искусству. Четвертый в своих акварелях не обходит стороной и церковные интерьеры.

Пожалуй, эти отличительные качества однозначно указывают на некую общую родовую прививку единого генетического кода.

В XX столетии фамилия Тюрин в искусстве, практически были предана забвению, потому что их творчество и мировоззрение по многим критериям не вписывалось в идеологию Советского государства.

http://www.peoples.ru/art/painter/alexandr_tiurin/history.html

 

 

« вернуться

Рейтинг 6 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 20 из этого альбома
"Мужской портрет"
"Портрет С.А. Зубова"
"Портрет девочки в голубом платье"
"Тюрин Платон Семёнович с семьей"
"Портрет А.Г. Высоцкой"
"Портрет Л.А. Зубовой"
"Портрет детей А.П. Межакова"
"Портрет Евгении и Екатерины Зайцевых"
"Портрет М.А. Зубова"
"Портрет Августина Бетанкура"
"Фрески" 1
"Портрет Межаковых Александра Павловича и Юлии Францевны"
"Ангел"
"Портрет Н.А. Годейн"
"Фрески" 2
"Фрески" 3
"Портрет А. Клейнмихеля"
"Портрет великого князя Константина Николаевича"
"Фрески" 4
"Фрески" 5
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования