30 января 2014
Удальцова Надежда Андреевна Udaltsova Nadezhda. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 75 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Кубизм
Разместил: Донченко Александр
Удальцова Надежда Андреевна
Udaltsova Nadezhda
(1886 - 1961)
Творчество Н. А. Удальцовой представляет как бы умеренное крыло радикального авангарда 1910-х гг. Испытав влияние В. Е. Татлина и К. С. Малевича, она не стала адептом ничьей веры; внимание к чисто живописным проблемам, к станковой форме как таковой помогло ей впоследствии органично и достойно выйти из ситуации растворения авангарда в прикладной сфере, сохранив и в натурных холстах цветовую и фактурную энергетику.
Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой (1923)
Удальцова посещала московские студии К. Ф. Юона (1906; здесь ее первым авторитетным учителем был Н. П. Ульянов) и К. Киша (1909-11), работала в студии В. Е. Татлина; затем продолжила образование в парижской академии "Ла Палетт" у А. Ле Фоконье и Ж. Метсенже (1912).
Отсюда ее пристрастие к кубизму: вариации хрестоматийных кубистических мотивов ("Скрипка", "Музыкальные инструменты", "Кухня", "Бутыль и стакан", все 1910-15) обнаруживают абсолютное владение методом, конструктивный напор и напряженность цвета.
Даже увлекшись супрематизмом (а Удальцова была членом общества "Супремус" и ассистентом Малевича во Вхутемасе), она продолжает параллельно создавать кубистические композиции, дорожа скрытым в них началом картинности и живого ощущения красочного материала ("Живописное построение", 1916; "Красная фигура", 1919, и др.).
Именно привязанность к картине предопределила уход Удальцовой и ее мужа, художника А. Д. Древина, из Инхука (1921) в знак протеста против засилья производственников; по существу, это было и их уходом из авангарда. Но уход в данном случае не оказался концом пути. Долгосрочный натурный период - натюрморты, пейзажи Алтая, Казахстана и Армении - предельно выявил поразительное цветовидение Удальцовой. "Меня обвиняют в формализме, а по существу я работаю над цветом", - писала она в дневнике. Такие обвинения естественно вытесняли "обвиняемого" из художественной жизни.
С 1934 г. работы Удальцовой не выставлялись (за исключением камерного показа в театре "Ромэн" в 1945 г.). Тем не менее, обреченная на одиночество, пережившая арест и гибель мужа, художница не утратила уверенности в правильности своего пути, и, питаясь этим сознанием, ее живопись не теряла внутренней глубины.
______________________________-
Удальцова Надежда Андреевна
(1885/1886, Орел - 1961, Москва). Живописец, график.
Н.А. Прудковская (фамилию Удальцова она носила после первого брака) родилась в семье офицера. В 1892 году в связи с новым назначением отца семья переехала в Москву. Детство будущей художницы прошло в традиционной атмосфере дворянской семьи: домашние спектакли, рисование, фортепьяно, затем частная женская гимназия. После окончания гимназии Надежда собиралась поступать на исторический факультет Московского университета, однако поступить ей не удалось, поскольку вовремя не было подано прошение. Чтобы не терять год, Надежда решила позаниматься рисованием и вместе с младшей сестрой Людмилой начала посещать рисовальную школу К.Ф. Юона. Там она училась работать с натуры, но будущей художнице было скучно. Все же, чувствуя необходимость в систематическом образовании, она продолжала занятия.
Открытием «настоящего творчества» стало для Удальцовой знакомство с коллекцией современного французского искусства Щукина. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что неудачная попытка поступления в МУЖВЗ не вызвала у нее огорчения. Удальцова перешла в московскую студию Кароля Киша — ученика знаменитого мюнхенского педагога Шимана Холлоши. Здесь преподавали конструктивный рисунок. Удальцова приобрела «школу», однако очень тяготилась работой над графическими листами и стремилась в своем творчестве к цвету. Дальнейшее художественное образование она планировала продолжить за границей в Академии Холлоши, но под впечатлением от выставки объединения «Бубновый валет» (1911) отправилась в 1912 в Париж и остановила свой выбор на студии кубиста Ле Фоконье — сказались уроки Киша, где также преподавали Жан Метценже и Поль Сегонзак. Удальцова изучала искусство кубистов и знакомилась с наследием «старых мастеров» в Лувре, стремилась усвоить по их работам искусство композиции и формы. Особый интерес у художницы вызывали картины Тициана, Веронезе и Пуссена. По возвращении в Москву Удальцова посещала студию В.Е. Татлина, в которой вместе с Л.С. Поповой организовала «Кубистический кружок». В это время художница много работала над композицией, вводя в композиционный строй произведений цвет, однако ее кубистические построения были основаны на впечатлениях от натуры («КОМПОЗИЦИЯ», 1914; «КУХНЯ», 1915; «КРАСНАЯ ФИГУРА», 1914-1915; «СИНИЙ КУВШИН», 1915; «РЕСТОРАН», 1915). В 1915 Удальцова приняла участие в «Последней футуристической выставке картин 0,10» («АВТОПОРТРЕТ», «БУТЫЛКА С РЮМКОЙ», «СИНИЙ КУВШИН») и там познакомилась с супрематизмом К. Малевича.
Удальцова ненадолго увлеклась этим искусством и стала членом общества «Супремус». В 1916-1917 годах она писала супрематические композиции под общим названием «Живописные построения» («КОМПОЗИЦИЯ С ОРАНЖЕВЫМ ТРЕУГОЛЬНИКОМ», 1916; «СУМКА», 1916-1917). Революционные события Удальцова восприняла как освобождение от буржуазного мира и утверждение свободы художественного творчества. «Продавать свои картины богатым унизительно, картины не должны быть собственностью, должны быть музеи и собрания». Художница стала одним из организаторов Левой федерации Московского Союза художников, стремилась разрушить «буржуазный мир в картинах», однако в то же время она всегда выступала против насилия. В 1918 году в революционные жернова попала ее семья: отец Удальцовой, генерал жандармерии в отставке, был расстрелян. В первые годы после революции Удальцова активно участвовала в культурном строительстве. Она работала во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств, в Пролеткульте, принимала участие в оформлении Москвы к праздникам. В 1919-м произошло важное событие в личной жизни художницы: она стала женой художника А.Д. Древина. С 1920-го года Удальцова Преподавала в Первых Государственных свободных художественных мастерских, затем во Вхутемасе, где вела предмет «Объект в пространстве», работала также в Инхуке.
В творчестве Удальцовой в первые послереволюционные годы произошли изменения. Она отказалась от беспредметного искусства и вновь обратилась к предметной форме: Цвет — он реален. Предметы — они окрашены и занимают определенное место цветом и формой...» («НАТЮРМОРТ», 1919; «АВТОПОРТРЕТ», 1923). В 1921-м, когда руководство Инхука объявило о переходе к производственному искусству, Удальцова, А.Д. Древин и их единомышленники покинули институт. В 1923-м они приняли участие в «Выставке картин» вместе с членами объединения «Бубновый валет». Однако традиции этого союза показались им устаревшими, и сотрудничество не получило продолжения.
В середине 1920-х Удальцова обратилась к искусству пейзажа, изучала натуру, чему способствовала их совместная с А.Д. Древиным поездка на Урал в 1926-1928. На выставке 1928 года в Русском музее она представила суровые, темного колорита, обобщенные пейзажи («УРАЛ. ПЕЙЗАЖ», 1927; «РЕКА ЧУСОВАЯ», 1927). В 1928-1933 годах художники путешествовали по Алтаю («АЛТАЙКА НА ЛОШАДИ», 1931; «АЛТАЙ. ОКОЛО КУЗНИЦЫ», 1930; «СКАЧКИ», 1931; «ПЕЙЗАЖ С ПОВОЗКОЙ», 1932; «СЕЛЕНИЕ В ПРЕДГОРЬЕ АЛТАЯ. СУМЕРКИ», 1932). Главное внимание Удальцова уделяла натурным впечатлениям и цвету. Во время путешествий по Алтаю она занималась не только живописью, но и выполнила большое количество графических работ. С ними художница получила приглашение принять участие в 1931 году в последней выставке «Группы 13». В 1933 Удальцова и Древин побывали с творческой командировкой в Армении. Художница писала работы, посвященные теме гармонии человека и природы («У КОЛОДЦА», 1933; «СБОР ПЛОДОВ», 1934).
В 1938 Надежду Андреевну настигла очередная беда: был арестован и расстрелян А.Д. Древин. Она ждала мужа до 1956 и даже отказалась уехать в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. Удальцова посещала воинские части вместе с бригадой художников, работала на аэродроме. В мае 1945 в Москве была открыта выставка военных работ художницы («ПОРТРЕТ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА», 1942; «ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ ПОД МОСКВОЙ», 1942), а в 1946-м Удальцова была награждена медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну». Однако уже в 1948-м художница подверглась нападкам «за формализм». Несмотря на это она не сдалась, не отчаялась. Ее взгляд на судьбу художника — это взгляд истинного философа и мудрого человека: «Что такое жизнь — это жизнь с природой и борьба за нее. Это сотворение через труд нового мира. Труд, доведенный до творчества». В начале 1950-х Удальцова снова работала. Художница обратилась к опытам своей юности и изучению природы предвоенных лет («ФОНАРИКИ», 1952; «ПРИДОРОЖНЫЕ ЦВЕТЫ», 1956). В 1958 году Надежда Андреевна приняла участие в выставке Московского Дома художников, а в 1959-м вместе с сыном Андреем подготовила выставку работ реабилитированного в 1957 году Александра Древина.
http://www.20art.ru/Nadezhda_Udalcova