31 января 2014
Ульянов Николай Павлович Nikolai Ulyanov. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 31 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр
Ульянов Николай Павлович
Nikolai Ulyanov
(1875 - 1949)
В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством.
Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова").
Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947).
Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.
Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.
Литература:
Леняшин В.А. Н.П.Ульянов. Л., 1976
О. Лаврова, Н. П. Ульянов, 1875-1949, М., 1953
Мастера сов. изобразит. иск-ва, М., 1951, с. 536; Ройтенберг О., Н. П. Ульянов. Альбом, М., 1953, с. 27
Сочинения:
Мои встречи (1952)
Мои встречи. [Воспоминания, 2 изд.]. М., 1959.
Награды и премии:
Сталинская премия третьей степени (1948) — за картину «К. С. Станиславский за работой» (1947)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932)
Орден Трудового Красного Знамени (1945)
Известные ученики:
Ромас, Яков Дорофеевич
Тутеволь, Клавдия Александровна