16 февраля 2014
Фирсов Иван Иванович. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 5 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Бытовой жанр
Разместил: Донченко Александр
Фирсов Иван Иванович
Ivan Firsov
(1733 - 1785)
Фирсов Иван Иванович родился около 1733 года в семье потомственных резчиков по дереву московских купцов Фирсовых. Дед и отец Фирсова слыли золотых дел мастерами, передав по наследству художественный талант, Иван Ивановичу. В четырнадцать лет поступает на обучение к художникам – декораторам в Канцелярию от строений, занимающуюся вопросами архитектуры и декорации зданий. Во время работы в Канцелярии учителями и руководителями юного таланта были многие мастера декоративной живописи, в том числе и итальянский художник–декоратор Валерьяни. На этой работе проработал до 1756 года.
Все чаще и чаще Фирсов–младший выступает оформителем сложных театральных постановок. Его имя стоит в постановке первой русской оперы «Альцеста» (автор Сумарков) в 1758 году, так же в представлении Ораниенбаумского дворца. Позже Фирсов переходит в штат Дирекции императорских театров.
От Канцелярии Фирсов–младший направляется из Москвы в Санкт–Петербург для выполнения государственного заказа по украшению города и царских дворцов. Талант юного мастера замечают, и в 1756 году по личному распоряжению Екатерины второй Фирсов–младший отправляется в качестве пенсионера в Париж в Королевскую академию живописи и скульптуры. Он посетил мастерскую Вьена, желая усовершенствовать и отточить свое мастерство в такой сложной области искусства, как декоративная живопись и изображение натуры, работал над эскизами на мифологические сюжеты.
В Париже Фирсов впервые смотрит на живопись как на область духовной жизни человека. В Париже или же сразу по приезду на Родину (примерно в конце 1768 года) художник по зову души, то есть вне своих заказов, пишет единственную дошедшую до нас картину "Юный живописец".
С конца 1750-х гг. назначен Екатериной второй придворным художником. После возвращения из Франции полностью посвящает себя оформлению спектаклей, поставленных в России. Сведения и какая-либо информация о периоде жизни Фирсова в зрелом возрасте и до смерти очень скудные, а о последних годах и днях до нас не дошло вообще никакой информации. Поэтому на основании косвенных данных историки и искусствоведы ставят примерную дату смерти не ранее 1785 года.
Известно, что примерно около 1771 года Фирсов выполнил ряд заказов по написанию икон и различных декоративных росписей, которые к сожалению не сохранились до нашего времени. Также есть данные, что в 1784 году художник начал страдать психическим расстройством и был помещен в смирительный дом. Картина «Юный живописец» оставалась все это время в его мастерской, так как общество было не готово принять новое веяние в искусстве.
Самые известные картины Фирсова Ивана Ивановича
Искусствоведы считают, что во время пенсионерства в Париже Фирсов попал под очарование работ Шардена (ведущий мастер жанровых сцен во Франции XVIII века). За эту теорию говорит созвучие мотивов и общей техники, по которой выполнены картины. По своему стилю, изобразительной форме и содержанию картина «Юный живописец», единственная из дошедших до нас картин Фирсова, не имеет аналогов в российской живописи 18 века. В небольшом списке русских художников 18 века, работавших в сфере бытового жанра, входят, кроме Ивана Ивановича Фирсова, художник–портретист Шибанов (написал картины"Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора") и исторический живописец Ерменев (работа над акварельной серией, посвященной изображению русских крестьян).
До 19 века работа «Юный живописец» считалась работой русского художника Лосенко, так как на картине была поддельная надпись «A. Losenko 1756». В конце 18 века ни у одного искусствоведа или художника уже не оставалось ни капли сомнения в том, что авторство картины принадлежит совершенно другому художнику, так как ни стиль исполнения, ни содержание картины никак не подходили Лосенко. Поэтому в 1913 году по инициативе Грабаря лигой художников России эта надпись была удалена с картины, а под ней обнаружилась другая: «I. Firsove», указывающая уже на авторство Фирсова.
Кроме шедевра «Юный живописец» до нас дошла еще одна картина, автором которой предположительно является Фирсов, – «Цветы и фрукты» (1754 год). Но это декоративное панно, когда-то украшавшее собой Екатерининский дворец, по общему стилю работы и технике исполнения настолько разительно отличается от «Юного живописца», что даже неопытный искусствовед поставит под сомнение руку одного и того же мастера.
Также в число известных произведений Фирсова входят иконы и декоративные росписи, к сожалению не дошедшие до нашего времени.
Принадлежность картин Фирсова Ивана Ивановича к художественным стилям
Фирсов на протяжении своей творческой деятельности писал иконы, декоративные картины и панно, расписывал обои, выполнял театральные декорации в духе рококо. Это мы знаем по записям, сделанным современниками живописца. Стиль работы Фирсова в современности мы можем оценить только по одной картине «Юный живописец». По ней можно отметить первоклассность художника, безупречное владение средствами живописного выражения. Картина выполнена под влиянием французской реалистической живописи.
Музеи и галереи – места выставок картин Фирсова Ивана Ивановича
Картина «Юный живописец» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
http://www.art-kartina.ru/jiv-firsov.html