20 февраля 2014
Христинек Карл Людвиг Carl Hristinek. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 42 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Христинек Карл Людвиг


Carl Hristinek


(1732 - 1792)

 

 

 

При стремительной европеизации искусства в России начала и середины XVIII века, большим спросом стали пользоваться мастера различных видов искусств, выписанные царем Петром I, а позже – Елизаветой I из европейских стран, либо выученные за границей русские пансионеры.


Таким успешным учеником, а впоследствии довольно популярным художником стал сын осевшего в России мелкого арендатора, Карл Людвиг Христинек.

 


Биография Христинек ( Кристинек ) Карл Людвига Иоганна: молодые годы


Рано осиротевший художественно одаренный юноша был вынужден воспользоваться поддержкой в то время многочисленного немецкого землячества. Одним из основных его наставников, стал работавший в Санкт-Петербурге с 1743 года, немецкий живописец, реставратор и копиист Пфандцельт Лукас Конрад. В Россию по приглашению он прибыл вместе с братьями Гроотами. Пфандцельт долгое время служил первым хранителем и реставратором императорской коллекции. Он и передал юноше суховато-отточенную манеру письма.


Заметили Христинека в начале 1760-х годов, в период его участия в создании одной из 12-ти мозаичных картин, прославляющих деятельность государя Петра I, внутри Петропавловского собора - «Полтавская баталия», в мастерской М.В. Ломоносова. Христинек управлял частью работ, связанных с подготовкой огромного картона размером 6,4 м х 4,8 м.


Примерно в это же время появились его первые портреты. Имея подкупающую манеру передачи образа, мастер вскоре обзавелся приличным количеством заказчиков. Натурами живописца выступали в основном военные, городская интеллигенция, среднее дворянство и за редким исключением, высокие государственные чины или высокородные особы. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779 г.) является редким исключением.


Примером ранних портретных работ художника может служить сравнительно недавно опознанный Б.А. Косолаповым портрет Тишина и портрет Натальи Михайловны Строгановой дочери князя М. А. Белосельского-Белозерского, жены барона С. Н. Строганова, выполненные примерно в начале 1760-х г.г.
Лепка лица, резкое сочетание локальных цветов, бедность колористических переходов, ошибки в анатомическом построении, своеобразная манера выписывания кружев ( с помощью черенка кисти по непросохшей поверхности) – типичные признаки ранних портретных работ немецкого живописца.


Представляя широкую линию россики (россика - творчество российских иностранцев ) XVIII века, Христинек является ярким представителем «русского творческого иностранца» того времени. Он продолжает искать пути контакта русского искусства с искусством соседних стран. Своим творчеством, интуитивно нащупывая точки соприкосновения и методы подачи русской модели мировому сообществу, художник нивелирует стилистические различия в изображении натуры. Мастер западноевропейского камерного и интимного портрета, Христинек оставляет за собой яркую индивидуальность, выражающуюся в почти грубом, резком монохромном мазке, в восковом спокойствии лиц моделей, в некоторой общей статичности фигур и точности прорисовки одежд.


В записках представителя россики, гравера и первого историка русского искусства, Якова Штелина, было замечено: Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист». Смеем предположить, что современник Христинека не был ярым поклонником незаурядного таланта «удачливого портретиста». И тем не менее в 1785 году за представленный в Академию Художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. В тот же период ему была задана программа на звание академика. Итоговой работой стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена». в 1786 году Христинек выполнил конкурсный портрет, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник так и не получил.


Смерть мастера повлекла за собой почти полное его забвение. Тем не менее, до наших дней сохранилось около ста полотен художника, что говорит о высоком спросе его таланта у современников портретиста.

 


Самые известные картины Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна


Самыми известными живописными полотнами Христинека бесспорно являются:
«Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского» (1779 г., ГТГ), выполненного в овале
«Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного.» (1760-е г.)
«Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского» (1769 г., ГЭ)
«Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) работа известна тем, что написана с оригинала художника А. Рослина.
«Портрет Сарры Александровны Грейг» (1775 г., ГРМ), жены адмирала С.К. Грейга, урожденной Кук (1751(52?) - 1793) - происходила из эмигрировавшей в Россию шотландской семьи и приходилась двоюродной сестрой знаменитому первооткрывателю и картографу Джеймсу Куку.
«Портрет князя Г.Г. Орлова» (1768 г.)

 


Принадлежность картин Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна к художественным стилям


Христинек, как представитель смеси двух магистралей портретизма - россики и русского портрета, является интереснейшим явлением в русском искусстве XVIII века. Родившись и прожив всю жизнь в Росси, немец по крови, Христинек являет собой удачный симбиоз практически всех стилей европейского портретного искусства и национальной школы русской парсуны.

 

Музеи и галереи – места выставок картин Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна


Большая часть произведений Христинека постоянно экспонируется и хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и в Государственном Русском музее.

Калужский областной краеведческий музей

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:
«Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского»

Государственный исторический музей в Москве недавно проводил выставку частного собрания, где также присутствовали портреты К.Л. Христинека.

Русский музей передал «Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного.» (1760-е г.) Самарскому областному художественному музею, который сформировал отдел россики и теперь картина хранится там.
________________________________



 

Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (Логгин Захарович) — сын поселившегося в России мелкого арендатора.

Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Одним из его учителей был Л. К. Пфандцельт, немецкий живописец и реставратор. В 1761 году Христинек руководил работой по созданию подготовительного картона для мозаичной картины «Полтавская баталия», исполненной в мастерской М. В. Ломоносова.

Христинек известен главным образом как портретист. Это первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) составляет редкое исключение.

По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. Т.2 – М., 1990. С. 234.). Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина. Одно из лучших произведений художника — Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского.

Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита. Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. (См. Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ)

За представленный в 1785 году в Академию художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. Тогда же ему была задана программа на звание академика — итогом работы стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена» (ГРМ). Христинек исполнил конкурсный портрет в 1786 году, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник не получил.

После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.


 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 42 из этого альбома
"Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного"
"Портрет князя А.А. Вяземского"
"Портрет Адама Васильевича Олсуфьева"
"Портрет графа А.Г.Орлова-Чесменского"
"Женский портрет" 1
"Девочки"
"Женский портрет" 2
"Портрет С.И. Мордвинова"
"Портрет князя Г.Г. Орлова"
"Портрет Тишина"
"Портрет С.А. Грейг"
"Портрет молодой женщины"
"Портрет мальчика"
"Портрет девочки"
"Портрет Шнее Терезы Ивановны"
"Портрет Ю.М. Фельтена"
"Портрет мальчика с флейтой"
"Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского"
"Княгиня Анна Андреевна Муравьева"
"Портрет Екатерины II"
"Граф Федор Григорьевич Орлов"
"Князь Михаил Михайлович Голицын"
"Степан Данилович Ефремов"
"Адмирал Самуил Карлович Грейг"
"Портрет Александры Перфильевой, урожденной графини Толстой"
"Портрет Аграфены Рибопьер"
"Портрет Дарьи Александровны Трубецкой"
"Портрет Николая Мордвинова"
"Портрет Александра Мордвинова"
"Портрет девушки в красном платье"
"Наталья Озерова"
"Портрет Т. Димсдейла"
"Мордвинов Сергей Семенович"
"Портрет неизвестного"
"Портрет пожилого вице-адмирала"
"Портрет неизвестного в красном кафтане"
"Портрет неизвестного в коричневом кафтане"
"Портрет Натальи Михайловны Строгановой"
"Мордвинова Екатерина Семеновна"
"Портрет мальчика"
"Портрет Ивана Козлова"
"Портрет неизвестной в розовом платье с шифром ЕII на Андреевской ленте"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования