20 февраля 2014
Христинек Карл Людвиг Carl Hristinek. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 42 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Христинек Карл Людвиг
Carl Hristinek
(1732 - 1792)
При стремительной европеизации искусства в России начала и середины XVIII века, большим спросом стали пользоваться мастера различных видов искусств, выписанные царем Петром I, а позже – Елизаветой I из европейских стран, либо выученные за границей русские пансионеры.
Таким успешным учеником, а впоследствии довольно популярным художником стал сын осевшего в России мелкого арендатора, Карл Людвиг Христинек.
Биография Христинек ( Кристинек ) Карл Людвига Иоганна: молодые годы
Рано осиротевший художественно одаренный юноша был вынужден воспользоваться поддержкой в то время многочисленного немецкого землячества. Одним из основных его наставников, стал работавший в Санкт-Петербурге с 1743 года, немецкий живописец, реставратор и копиист Пфандцельт Лукас Конрад. В Россию по приглашению он прибыл вместе с братьями Гроотами. Пфандцельт долгое время служил первым хранителем и реставратором императорской коллекции. Он и передал юноше суховато-отточенную манеру письма.
Заметили Христинека в начале 1760-х годов, в период его участия в создании одной из 12-ти мозаичных картин, прославляющих деятельность государя Петра I, внутри Петропавловского собора - «Полтавская баталия», в мастерской М.В. Ломоносова. Христинек управлял частью работ, связанных с подготовкой огромного картона размером 6,4 м х 4,8 м.
Примерно в это же время появились его первые портреты. Имея подкупающую манеру передачи образа, мастер вскоре обзавелся приличным количеством заказчиков. Натурами живописца выступали в основном военные, городская интеллигенция, среднее дворянство и за редким исключением, высокие государственные чины или высокородные особы. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779 г.) является редким исключением.
Примером ранних портретных работ художника может служить сравнительно недавно опознанный Б.А. Косолаповым портрет Тишина и портрет Натальи Михайловны Строгановой дочери князя М. А. Белосельского-Белозерского, жены барона С. Н. Строганова, выполненные примерно в начале 1760-х г.г.
Лепка лица, резкое сочетание локальных цветов, бедность колористических переходов, ошибки в анатомическом построении, своеобразная манера выписывания кружев ( с помощью черенка кисти по непросохшей поверхности) – типичные признаки ранних портретных работ немецкого живописца.
Представляя широкую линию россики (россика - творчество российских иностранцев ) XVIII века, Христинек является ярким представителем «русского творческого иностранца» того времени. Он продолжает искать пути контакта русского искусства с искусством соседних стран. Своим творчеством, интуитивно нащупывая точки соприкосновения и методы подачи русской модели мировому сообществу, художник нивелирует стилистические различия в изображении натуры. Мастер западноевропейского камерного и интимного портрета, Христинек оставляет за собой яркую индивидуальность, выражающуюся в почти грубом, резком монохромном мазке, в восковом спокойствии лиц моделей, в некоторой общей статичности фигур и точности прорисовки одежд.
В записках представителя россики, гравера и первого историка русского искусства, Якова Штелина, было замечено: Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист». Смеем предположить, что современник Христинека не был ярым поклонником незаурядного таланта «удачливого портретиста». И тем не менее в 1785 году за представленный в Академию Художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. В тот же период ему была задана программа на звание академика. Итоговой работой стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена». в 1786 году Христинек выполнил конкурсный портрет, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник так и не получил.
Смерть мастера повлекла за собой почти полное его забвение. Тем не менее, до наших дней сохранилось около ста полотен художника, что говорит о высоком спросе его таланта у современников портретиста.
Самые известные картины Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна
Самыми известными живописными полотнами Христинека бесспорно являются:
«Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского» (1779 г., ГТГ), выполненного в овале
«Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного.» (1760-е г.)
«Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского» (1769 г., ГЭ)
«Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) работа известна тем, что написана с оригинала художника А. Рослина.
«Портрет Сарры Александровны Грейг» (1775 г., ГРМ), жены адмирала С.К. Грейга, урожденной Кук (1751(52?) - 1793) - происходила из эмигрировавшей в Россию шотландской семьи и приходилась двоюродной сестрой знаменитому первооткрывателю и картографу Джеймсу Куку.
«Портрет князя Г.Г. Орлова» (1768 г.)
Принадлежность картин Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна к художественным стилям
Христинек, как представитель смеси двух магистралей портретизма - россики и русского портрета, является интереснейшим явлением в русском искусстве XVIII века. Родившись и прожив всю жизнь в Росси, немец по крови, Христинек являет собой удачный симбиоз практически всех стилей европейского портретного искусства и национальной школы русской парсуны.
Музеи и галереи – места выставок картин Христинек ( Кристинек ) Карла Людвига Иоганна
Большая часть произведений Христинека постоянно экспонируется и хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и в Государственном Русском музее.
Калужский областной краеведческий музей
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:
«Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского»
Государственный исторический музей в Москве недавно проводил выставку частного собрания, где также присутствовали портреты К.Л. Христинека.
Русский музей передал «Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного.» (1760-е г.) Самарскому областному художественному музею, который сформировал отдел россики и теперь картина хранится там.
________________________________
Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (Логгин Захарович) — сын поселившегося в России мелкого арендатора.
Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Одним из его учителей был Л. К. Пфандцельт, немецкий живописец и реставратор. В 1761 году Христинек руководил работой по созданию подготовительного картона для мозаичной картины «Полтавская баталия», исполненной в мастерской М. В. Ломоносова.
Христинек известен главным образом как портретист. Это первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) составляет редкое исключение.
По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. Т.2 – М., 1990. С. 234.). Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина. Одно из лучших произведений художника — Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского.
Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита. Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. (См. Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ)
За представленный в 1785 году в Академию художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. Тогда же ему была задана программа на звание академика — итогом работы стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена» (ГРМ). Христинек исполнил конкурсный портрет в 1786 году, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник не получил.
После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.