01 марта 2014
Чирин Прокопий Иванович Chirin Procopius. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 18 файлов)

Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Чирин Прокопий Иванович


Chirin Procopius


(? - 1621/23)

 

 

 

Cамый значительный мастер Строгановской школы, «государев иконописец». Почти все известные работы Прокопия Чирина связаны с заказами семейства Строгановых.

 Творческая манера Прокопия Чирина — это почерк миниатюриста, с тяготением к уменьшенным формам и каллиграфической тонкости письма; это сдержанная, склонная к монохромности, колористическая гамма; стремление к особой одухотворенности образов. Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы. Не случайно мастер предпочитал однофигурные изображения с всегда сосредоточенным выражением острохарактерных ликов, рассчитанные на индивидуальное восприятие, любование с близкого расстояния, не в храме, а дома, не среди людей, а в молитвенном уединении, в котором пребывают и его персонажи.

Такова например, икона «Никита-воин» (1593-ГТГ). Она отличается, кроме прочего, красочным колоритом, основанным на глубоком голубом фоне, характерном для иконописи годуновского периода. Слегка подогнув колени и преклонив голову, святой обращается с молитвой к Богоматери, изображенной в верхнем углу иконы. Хрупкий, слабый, одинокий в пустоте темного фона, Никита Ч. совсем не похож на героические образы святых древнерусской иконописи — он предельно «очеловечен», его переживания близки и понятны простому верующему.

 Работая в соавторстве с Никифором Савиным, Прокопий Чирин в начале XVII в. исполнил левую часть триптиха — «Деисуса» (ГТГ). Здесь четко очерченные контуры изображения дополнительно подчеркнуты золотой обводкой. Колорит, основанный на сочетании контрастных зеленого, красного и лиловато-коричневого, в целом построен в глухой темноватой гамме. Также совместно Савиным написан и «образ Владимирской Божией Матери небольшого размера с деяниями вокруг», в котором «знамя и пробела... и середина вся Прокопья Чирина письмо».

Приписываемая Прокопию Чирину икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (первая треть XVII в.) наглядно подтверждает, что иконопись XVI в. открыла дорогу пейзажу. Пустыня Иоанна Предтечи у Прокопия Чирина — это уже не обычные «декорационные» «горки», а многообразный  ландшафт с холмами, оврага, реками и растениями, среди которых обитают люди, животные и птицы. На этом многообразном фоне выделяется крупная фигура святого. Тем острее в иконе звучит тема трагического одиночества человеческой души в мире.

_________________________________

 

 

Чирин Прокопий Иванович - хотя Прокопий Чирин был одним из прославленных царских иконописцев к. XVI – н. XVII вв., документальных сведений о его жизни и деятельности сохранилось крайне мало. Документы сообщают, что иконописец Чиринов Прокопий получил жалованье (сукно) в июне 7123 (1615) г. (Викторов 1877). Это первое известие о нем. Затем его имя встречается в списке царских иконописцев (в “оружейном и иконописном списке мастеровых людей”) — 7129 (1620–1621) г. Он уже состоит жалованным иконописцем, получая в год 20 руб., 20 четв. ржи и столько же овса (Успенский 1910).

В 1621 г. Прокопий Чирин вместе с другими известными иконописцами  украшает “знаменьем и письмом” новые царские хоромы: Столовую избу и Постельную комнату. Вместе с ним работали: Назарий Савин, Иван Паисеин, Осип Поспеев, травник Лука Трофимов и другие (Забелин 1918 /1990/:82).

В 1627 г. имя Прокопия Чирина встретилось в документах Печатного двора, он приглашен выполнить рисунки евангелистов для печатного евангелия (Румянцев 1870). Следующее известие носит случайный характер: 20 ноября 1627 г. в расходной книге Патриаршего приказа написано: “К иконному делу Прокофью знаменщику куплено 10 яиц свежих” (МАМЮ. Кн. № 10. Л. 149об) (Успенский 1917). Имя Прокопия Чирина отсутствует в списке мастеров, расписывавших в 1642 г. Успенский собор Московского Кремля. По всей вероятности, это означает, что его уже не было в живых. Об интересе к творчеству мастера свидетельствует такая запись: 11 апреля 1644 года “по патриархову указу, троицкаго попа Прохора, что на Старых полях, поподье Фетинье” дано было 6 руб. “за образ Живоначальныя Троицы штилистовый, письмо Прокофья Чирина, что взят к государю патриарху в келью” (Там же. Л. 161об) (Успенский 1917).

Место Чирина в Оружейной палате было занято лишь со 2 января 1650 г. Степаном Резанцем (Стлб. № 89 158 г. и по Оп. 32 № 883 160 г.) (Успенский 1910).

Остальные сведения о художнике узнаем из многочисленных надписей на иконах, содержащих его имя. Надпись на иконе “Никита воин” называет художника “Прокопий новгородец” и сообщает о написании им иконы в 1593 г. в Москве (см. список сохранившихся произведений). Эта самая ранняя из подписных и датированных произведений Прокопия Чирина является вместе с тем одной из лучших его работ. Следовательно, его стиль сложился не в Москве, а в каком-то другом центре. В. Г. Брюсова предполагает, что новгородцами были его родители, а сам он связан с Великим Устюгом (Брюсова 1985:17–18). Однако этому противоречат сведения об ученике мастера Иване Соболе, который был вызван из Новгорода в Москву в 1572 г. Вызов в Москву означает, что учение было закончено. Следовательно, Иван Соболь учился у Прокопия Чирина в Новгороде в 1560-е гг. Другим учеником Прокопия был Первуша.

Большинство подписных икон Прокопия Чирина написано по заказам Строгановых (прежде всего, Никиты Григорьевича Строганова). Икона “Избранные святые” с изображением святых покровителей членов семьи Бориса Годунова написана, вероятно, по заказу царя (Антонова, Мнева 1963:331).

 

В дореволюционной литературе упоминается несколько подписных икон Прокопия Чирина, которые не дошли до нас.



1. Сергий Радонежский. Собрание К. Т. Солдатенкова. Внизу подпись: “Письмо П. Чирина” (Успенский 1902/2).

2. Богоматерь Владимирская, с чудесами от иконы. 1605 г. Собрание И. В. Стрелкова. Размер небольшой. Писана для Никиты Григорьевича Строганова. “Знамя и пробела и середина вся Прокопья Чирина письмо, а лица [и] деянье Никифорова письмо”.

“В этой иконе лица Божией Матери и Спасителя совершенно светлые, с легкими тенями, оживкой и подрумянкой, которые стенены вместе мельчайшими точками, как самая превосходная миниатюра на кости. Губы тронуты слегка кармином. Риза Иисуса Христа — вохра с киноварью, разделана чертами накладным золотом. Риза Богородицы — багор, прописана твореным золотом. Свет крыт светлою празеленью. Деянье, состоящее из 12 отделов, изображает бегство Темир-Аксака, явление, сретение и чудеса иконы Владимирской Божией Матери. Она написана в 1602 г. Лица… и доличное с пробелами… представляют образец мелочного письма” (Ровинский 1903). [Современное местонахождение неизвестно. Е. А. Гра ошибочно указывает, что икона находится в ГРМ (Гра 1983). — Ред.]

3. Два Деисуса, — один в собрании Молошникова (облачного письма), а другой у Алексеева, — довольно большого размера.

4. Вмч. Дмитрий Солунский, на зеленом коне, поражающий копьем дьавола (в виде воина на белом коне), — у гр. Строганова. (Там же).

Кроме них Чирину приписывалось множество других икон (без подписи мастера). Среди них — Богоматерь Владимирская с праздниками и избранными святыми, весьма сходная с иконой Владимирской Богоматери с чудесами. Икона принадлежала Ер. Афанасьеву (Ровинский 1903). Н. П. Кондаков относил к творчеству Прокопия Чирина еще две иконы: 1) Спас Нерукотворный (в Никольском единоверческом монастыре в Москве); 2) Спас на престоле, с предстоящими: Иоанном Воином и Максимом Исповедником (в ризнице Рогожскаго кладбища в Москве) (Кондаков 1905).

В Сийском иконописном подлиннике есть несколько переводов, сделанных с произведений Прокопия Чирина. Здесь имеются надписи типа: “Знамя Прокопья Чирина, государева иконописца”, “Прокопьевская, мудрейшего иконописца”, Знамя Прокопия Чирина, зри полезно”  (Покровский 1895–1898).

 

Сохранившиеся произведения:



1.   Никита Воин. 1593 г. ГТГ. Инв. ДР 1190. 29 х 22 см. Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске (построен 1560–1584 гг., расписан в 1600 г.). Она служила средником трехстворчатого складня, на створках которого написано житие Никиты. Клейма жития, несомненно, написаны другим художником. Они сближаются по стилю со стенописью собора, выполненной в 1600 г. Федором Савиным и Стефаном Арефьевым. Пост. из ГИМ в 1933 г. Раскрыта в 1926 г. в ГИМ М. И. Тюлиным. (ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 147).  Золотой чеканный оклад иконы и клейма хранятся в ГИМ.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись скорописью: “Лета 7101 го (1592/1593) году написал сии образ на Москве иконник Прокопей наугородец. А обложен сий образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги 107 го (1598) году сентября в 15 ден строением Никиты Григорьева сына Строганова”. На верхней шпонке клеймо дома Строгановых (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:329–330).

2. Богоматерь Казанская. 1606 г. ГТГ. Инв. 14228. 31 х 24 см. Собр. С. П. Рябушинского. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте между шпонок надпись: “Лета 7115 (1606) декабря в де 15 написася сии святый образ пресвятыя Богородицы по обещанию Никиты Григорича Строганова, а знамя Прокопья Чирина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:333–334; Чудотворный образ 1999).

3. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. 37 х 31 см. Пост. от А. Г. Желудковой.

На обороте надпись: “…образ … Андрия да Петра Строгановых Прокопево писмо Чирина” (Каменская 1971).

4. Богоматерь Тихвинская. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 14224. 37 х 32 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте клеймо дома Строгановых и надпись: “Писмо Прокопия Чирина” (Успенские 1900; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:331).

5. Избранные святые: князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 12878. 37 х 31 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись: “Писмо Прокопия Чирина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:331).

6. Дмитрий Солунский и Дмитрий царевич. Н. XVII в. ГТГ. Музей-квартира П. Д. Корина. 32 х 27 см. Происходит из Николо-Коряжемского монастыря Архангельской губ. Находилась в 1-й пол. XIX в. в собр. Ерофея Афанасьева, затем в колл. Л. Зубалова.

На верхней шпонке надпись: “Писмо Прокоя Чирина”. Под верхней шпонкой посредине надпись: “18 в 3 (1675) году генваря в 11 день. Великий господин, преосвященный Александр, епископ Вятьский и Великопермыский, поставил сию икону в свое обещание в Коряжемский монастырь” (Антонова 1966:98–99).

7. Прокопий Чирин и Никифор Савин (?). Деисус. Н. XVII в.

Спас. ГТГ. Инв. 14240. 32 х 27 см.

Богоматерь. ГТГ. Инв. 14239. 32 х 27 см.

Иоанн Предтеча. ГТГ. Инв. 14238. 32 х 27 см.

Собрание А. В. Морозова. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте надписи: у Богоматери — “Писмо Проко[пия] Чирина” и клеймо дома Строгановых; у Иоанна такая же надпись и клеймо дома Строгановых; у Спаса следы утраченной надписи (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:332–333).

8. Никифор Савин и Прокопий Чирин. Деисус. Складень трехстворчатый. К. XVI – н. XVII в. Собр. С. П. Рябушинского. Пост. из ГИМ в 1930 г.

Отечество. Средник. ГТГ. Инв. 14233. На обороте иконы, под верхней шпонкой надпись: “Писмо Никифорово”.

Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел. Правая створка. ГТГ. Инв. 14235. 49 х 36 см. На обороте, под верхней шпонкой, надпись: “Писмо Никифорово”.

Богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр. Левая створка. ГТГ. Инв. 14234. 40 х 36 см. На обороте иконы плохо сохранившаяся надпись: “Чирин” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:322–323).

9. Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых. Складень трехстворчатый. Н. XVII в. ГТГ. Инв. ДР 20. Средник 44Ѕ41 см; створки по 44 х 20 см. Происходит из Великого Устюга. Пост. из Северо-Двинского музея в 1930 г.

На обороте створок, под верхними шпонками надпись: “Пр[окопий] Чирин…” (далее надпись утрачена) (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:334–335; Богоматерь Владимирская 1995).

10. Богоматерь на престоле, с предстоящими Григорием Богословом и Никитой Воином и припадающими Марией и Евпраксией. К. XVI – н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве. 36,5 х 31,7 см.

На обороте надпись: “Прокопиево писмо Чирина” и монограмма (Древние иконы Рогожского кладбища 1956:23).

11. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. Н. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2559. 39,9 х 16,5 см (боковые створки); 39,9 х 33,6 см (центральная створка). В ГРМ пост. в 1917 г. из колл. М. С. Олив. Реставрирован Г. О. Чириковым в 1913 г. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1982 г. И. В. Ярыгиной и С. И. Голубевым.

В среднике между шпонками в круге, очерченном чернилами двойным контуром, просматриваются в инфракрасном свете остатки надписи, из которой удалось прочесть только нижнюю строчку: “…Чирина”. Выше круга, под верхней шпонкой, в свете видимой люминесценции читаются еще две надписи: “Мише от матери 1895” и “К. Яко[ва] Ивановича” (Искусство строгановских мастеров 1987).

12. Богоматерь из чина. ВУМЗ. Инв. 8738. Подпись: “письмо Прокопьево” (Брюсова 1984:144).

13. Никита Воин. К. XVI – н. XVII в. СМИИ. Инв. 6930. 35 х 28 см. Врезок. Реставрация: ВХНРЦ, 1963, М.Романова.

 

Приписываемые произведения:



1. Богоматерь Владимирская. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 14236. 40 х 33 см. Находилась в Никольском Единоверческом монастыре в Москве (на обороте выжженная печать монастыря). Пост. из ГИМ в 1930 г. (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:335).

2. Никита Воин. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 12109. 38 х 30 см. Собр. И. С. Остроухова. Пост. из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова.

На верхней шпонке, на древней ее части, плохо сохранившаяся надпись: “Си образ… Семена М…” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:335–336).

3. Избранные святые: князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Мария Магдалина и Ксения Римляныня. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 24821. Собр. Е. Е. Егорова. Пост. из РГБ в 1939 г. (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:332).

Приписана Прокопию Чирину Н. Е. Мневой на основании сходства с подписной иконой на тот же сюжет (ГТГ. Инв. 12878)

4. Дмитрий царевич и князь Роман Угличский. 1-я пол. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2053. 29,5 х 22,9 см. Пост. в 1912 г. от Г. О. Чирикова (дар Николая II).

На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами две надписи: “Василья Егор…” (XIX в.) и более ранняя неразборчивая надпись в две строки (Искусство строгановских мастеров 1987; 1000-летие русской художественной культуры 1988:352–353).

5. Прокопий Чирин и Никифор Савин Деисус. Складень трехстворчатый. Средник — “Отечество”, левая створка — “Богоматерь, арх. Михаил и ап. Петр”, правая створка — “Иоанн Предтеча, арх. Гавриил и ап. Павел”. Н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве. Из моленной К. Т. Солдатенкова. 39,7 х 35,7 см каждая доска. Атрибуция на основании сходства с аналогичным по композиции деисусом из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) (Древние иконы Рогожского кладбища 1956:22). [Автор текста (М. И. Тюлин) утверждает, что ранее деисус находился в собрании Г. Т. Молошникова, о котором упоминает Д.А.Ровинский. Этому противоречит то обстоятельство, что складень Г. Т. Молошникова имел авторскую подпись и облачный фон (Ровинский 1903:37). — Ред.]

6. Антипа. ГРМ. Инв. ДРЖ 1048. 40,2 х 33,7 см. В ГРМ пост. в 1913 г. из колл. Н. П. Лихачева. Реставрирована до поступления в ГРМ. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1980–1982 гг. Р. А. Кесаревым и в 1982 г. С. И. Голубевым. Икона выведена из круга призведений строгановских мастеров (Искусство строгановских мастеров 1987:83–85).

7. Богоматерь Умиление Владимирская. 1-я пол. XVII в. (?) ГРМ. Инв. ДРЖ 1045. 40 х 33,5 см. Пост. в 1934 г. из ЦГРМ. Реставрирована до поступления в ГРМ, при этом живопись была полностью переписана. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1980–1982 гг. А. Т. Дедненковым.

8. Иоанн Воин, в рост. XVII или XIX в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2145. 40,1 х 32,9 см. Пост. в 1913 г. из колл. Н. П. Лихачева. Реставрирована до поступления в ГРМ. Реставрационное исследование произведено в ГРМ в 1982–1983 гг. А. Т. Дедненковым и С. И. Голубевым.

Под верхней шпонкой чернилами по левкасу в две строчки полууставом надпись (не ранее XVIII в.): “Сий образ Максима Яковлева сына Строганова благословил сына своего Ивана писма Прокофия Чирина”. Икона традиционно приписывалась Прокопию Чирину (Лихачев 1906. Ч. 2; Каргер 1928). Исследование иконы в ГРМ заставило усомниться в авторстве и даже поставить под сомнение датировку иконы XVII в. (Ср. Искусство строгановских мастеров 1987).

9. Спас на троне, с припадающими Максимом Исповедником и Иоанном Воином. К. XVI – н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве, Покровский собор (Кондаков 1905:89; Древние иконы Рогожского кладбища 1956).

10. Никита Воин. К.XVI – н. XVII в. СМИИ. 25,5 х 20,5 см. Реставрирована в 1959-1963 гг. в ГЦХРМ М.В.Романовой. Выставки: IV выставка «Реставрация и консервация произведений искусства». Москва, 1963. Атрибуция Н.А.Гагмана.
Библиография:

Румянцев 1870: Б5; Викторов 1877:128 (Чиринов Прокопий); Покровский 1895–1898:  143–144, 146–147, 153–155, 180, 193–194, 198; Успенские М. И. и В. И. Материалы для истории русского иконописания: Переводы из собрания И. В. Тюлина. СПб., 1900. Табл. XLVI; Успенский 1902/2. № 63:104 и № 91:116; Ровинский 1903:31–33, 170; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905:81, 89 и табл. 9, 38; Лихачев 1906. Ч. 1. № 312; Ч. 2. № 495; Успенский 1910:292–296; Лихачев 1911:82, 86, рис. 179; Выставка древнерусского искусства 1913. № 87; Муратов 1914: 370, илл. на с. 376; 379, 380; Успенский 1917:98;  Забелин 1918 /1990/:82; Сычев 1923. № 63, 64; Kondakov N. P. The russian icon. Oxford, 1927. Pl. LIV, 1, 2; Каргер 1928:135; Кондаков Н. П. Русская икона: Альбом. Прага, 1928. Табл. LXIII; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951:176–182; Древние иконы Рогожского кладбища 1956:22–23; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:321, 329–330, 332–333; Антонова 1966:92–94, 98–100; Каменская Е. Ф. Каталог новых поступлений ГТГ. М., 1970; Каменская Е. Новое приобретение галереи — икона Прокопия Чирина “Иоанн Предтеча” // Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций. Январь-март 1971 г. Вып. 1. М., 1971:40–45; ГЦНРМ. Новые открытия советских реставраторов. М., 1973;

ГЦНРМ. VII выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственными Центральными научно-реставрационными мастерскими имени академика И.Э.Грабаря. (1944-1974). Каталог. М., 1975: с. 34;

Такташова Л. Е. “Строгановская школа” иконописи // Искусство. 1981. № 4:64–69; Гра 1983:44, 48, 57; Брюсова 1984:9, 11, 17, 144; Искусство строгановских мастеров 1987:14–15, 55–59, 83–90; Турцова 1987:98–101; 1000-летие русской художественной культуры 1988:352–353; Логвинов 1991:19, 20, 24–26; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 г.: Сборник материалов. Каталог выставки. М., 1995. Кат. 19; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 90, 137; Чудотворный образ. 1999. Кат. 13; Иконы строгановских вотчин 2003: 52


http://bestobshenie.su/artists/ch/chirin_pi/index.shtml?adm=6f9a53590c6ca2a37107b617ce81e910

 

« вернуться

Рейтинг 1 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 18 из этого альбома
"Избранные святые"
"Никита Воин" 3
"Никита Воин" 1
"Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией"
"Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми"
"Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич"
"Никита Воин" 2
"Дмитрий царевич и князь Роман Угличский"
"Богоматерь Казанская"
"Богоматерь Тихвинская"
"Богоматерь"
"Иоанн Предтеча"
"Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых" 2
"Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых" 3
"Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых" 1
"Богоматерь на престоле, с предстоящими Григорием Богословом и Никитой Воином и припадающими Марией и Евпраксией"
"Отечество"
"Избранные святые: князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования