08 марта 2014
Штеренберг Давид Петрович David Sternberg. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 105 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Модернизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Штеренберг Давид Петрович


David Sternberg


(1881 - 1948)

 

 

 

Д. П. Штеренберг - одна из узловых, определяющих фигур русской живописи конца 1910-х - начала 1930-х гг., времени ее бурного и противоречивого развития. Среда, в которой он начинал жизнь, не способствовала творчеству, поэтому он начал учиться поздно.

 

 

 

 

 

Был учеником фотографа, увлекся революционными идеями, в 1906 г. эмигрировал в Вену, в 1907-м - в Париж. Здесь, в Школе изящных искусств, а затем в академии А. Витти учился живописи. Нищий художник поселился на окраине, в круглой башне, прозванной "Ульем" и населенной такими же бедными молодыми художниками. Вскоре многие из них станут знаменитыми. Их общество было не менее важной школой, чем студии. Штеренберг участвует в выставках, ищет свой путь, впитывая новейшие тенденции французского искусства. Впрочем, его парижские работы еще очень неоднородны, противоречивы. Свой особый художественный мир он формирует лишь к концу парижского периода жизни.

Когда в России происходит революция, Штеренберг возвращается на родину. Здесь политическое прошлое и парижский творческий опыт неожиданно делают его руководителем художественной политики страны: нарком просвещения А. В. Луначарский, знавший художника еще во Франции, назначает его заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса.

Рядом со Штеренбергом - самые решительные новаторы. Именно они, отвергавшиеся прежде официальным искусством, охотнее всех сотрудничают с новой властью. Конечно, Штеренберг тоже новатор, - картины, которые он начинает выставлять, не похожи на привычную старую живопись. Но они строго изобразительны и очень конкретны. Почти всегда это натюрморты, изображения простых вещей. Ничего специально красивого: губка и мыло. Керосиновая лампа. Нож. Бутылка. Две селедки на блюде и полбуханки черного хлеба... Одна, самое большое - три вещи, грубые и бедные, на голой пустоте холста, подчеркнуто плоскостного, лишенного и пространственной глубины, и объединяющей, обволакивающей предметы атмосферы. Зато подчеркнут материал, структура поверхности вещей: гладкий фаянс и шероховатая хлебная корка, слоистая доска и скользкая рыбья чешуя.

Художник прибегает даже к рельефу - некоторые изображения выступают из поверхности холста. Обращаясь к зрению, такая живопись возбуждает скорее осязательные, материально-конкретные ощущения. Одинокие предметы будто просятся из нее наружу, в живые человеческие руки. Простейший натюрморт насыщен драматическим напряжением, говорит нам об элементарных, но необходимых человеческих ценностях. "Вся его живопись есть рассказ о хлебе насущном, которого надо припасти так немного, чтобы прожить, но над которым надо помучиться так много, чтобы достать", - сказал о Штеренберге проницательнейший художественный критик А. М. Эфрос. И в портрете художник соединяет максимальное обобщение с осязательной конкретностью образа-типа: крестьянская девочка ("Аниська", 1926) с таким же, "голодным", натюрмортом на столе за ее спиной; суровый старик крестьянин, величественный в холодной пустоте снежного поля ("Старое", 1925-26).

Таковы и крестьянские образы в его картине "Агитатор" (1927) - возвышенно-строгие, замкнутые, сосредоточенные. Художник достиг в ней спокойного величия древней фрески.

Главным делом Штеренберга была живопись, но он также оформлял спектакли, работал в графике - гравировал, рисовал книжки-картинки, используя принципы схематичного и плоскостного детского рисунка, во многом близкого к его "взрослому" почерку.

В 1920-х гг. Штеренберг - видный деятель художественной жизни страны. Он преподает, возглавляет ОСТ, организует международные выставки, участвует в художественных советах. Но с середины 1930-х гг. его творчество резко расходится с изменившейся государственной политикой в области искусства. Нападки критики тяжело отразились на его поздних работах. Лишь в самом конце жизни в эскизных "Библейских мотивах" (1947-48) у художника наметился какой-то новый живописный язык, стали проявляться новые драматические интонации. Развить их он уже не успел.


« вернуться

Рейтинг 399 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 105 из этого альбома
"Айва"
"Актер японского театра "Кабуки"
"Аниська"
"Бал в Бюиллье"
"Балкон"
"Бананы и апельсины"
"Белая ваза на красном фоне"
"В порту"
"Ветер"
"Вид из окна"
"Губка и мыло"
"Двор гостиницы. Киев"
"Деревья в цвету"
"Дикие розы"
"Дровосек"
"Женщина на балконе"
"Женщина на диване. Н.Д. Штеренберг"
"Завтрак"
"Засохшее дерево"
"Земля и травы"
"Из цикла "Библейские мотивы" 1
"Из цикла "Библейские мотивы" 2
"Из цикла "Библейские мотивы" 3
"Из цикла "Библейские мотивы" 4
"Иллюстрация к книге О. Гурьян "Галу и Мгату"
"Колокольчики"
"Красная чашка на мраморном столе"
"Красный стол"
"Крыши"
"Кусты и трава"
"Лестница в мастерскую. Ля Рюш"
"Лето"
"Мальчик с грушами"
"Мария в шубке"
"Масло и краски"
"Меловые горы"
"Мужской портрет (поэт Мадзин)"
"Натюрморт с бисквитами"
"Натюрморт с голубой вазой"
"Натюрморт с гранатами"
"Натюрморт с капустой"
"Натюрморт с конфетами"
"Натюрморт с корзинкой"
"Натюрморт с лампой и селедкой"
"Натюрморт с лампой"
"Натюрморт с лимоном"
"Натюрморт с рюмкой и яблоком"
"Натюрморт с селедкой"
"Натюрморт с синим кофейником"
"Натюрморт с сыром"
"Натюрморт с цветной капустой"
"Натюрморт с чайником"
"Натюрморт с черным подносом"
"Натюрморт" 1
"Натюрморт" 2
"Наш двор"
"Небо и травы"
"Незабудки"
"Обнаженная"
"Окно"
"Окраина Житомира"
"Оранжевый натюрморт"
"Папоротники под Москвой"
"Париж"
"Пароходы на Сене"
"Пейзаж с поездом (Улочка в Париже)"
"Печка"
"Пирожное"
"Письменный стол"
"Под Кисловодском"
"Поля. Юг Франции"
"Портрет К.М. Асеевой"
"Портрет Н.Д. Штеренберг"
"Портрет Н.Д. Штеренберг, жены художника"
"Портрет Эдгара"
"Портрет Эллы"
"Портрет дочери, художницы Ф.Д. Штеренберга"
"Портрет отца и сестры"
"Предместье Парижа"
"Пруд"
"Рабочий у печки"
"Розовая ваза с фруктами"
"Селедки"
"Семья художника"
"Серый день"
"Синяя кружка с вербой"
"Старик"
"Стол (Натюрморт с рогаликом)"
"Стол с лампой и белой вазой"
"Стол художника"
"Стол"
"Столик и елка"
"Стул и натюрморт"
"Тетя Саша"
"Танец"
"Травы"
"У Сены"
"У реки. Житомир"
"Утро"
"Хлеб и рюмка"
"Хлебница и солонка"
"Цветок у окна"
"Цветы в стакане"
"Цветы и гипс"
"Юг Франции. В горах"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования