09 марта 2014
Шухаев Василий Иванович Vasily Shukhaiev. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 62 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Шухаев Василий Иванович


Vasily Shukhaiev


(1887 - 1973)

 

 

 

В. И. Шухаев родился в семье сапожника, рано осиротел. Однако сумел поступить в СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (1906-12), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев.

 

 

 

 

 

Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление - неоклассицизм.

Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. Дипломная работа художника "Вакханалия" (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем.

Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского общества в Риме". Вскоре к нему присоединился Яковлев. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный "Арлекин и Пьеро". Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины", поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге; оба художника принимали участие в постановке. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, нарочито симметричная композиция этого полотна были своеобразной реакцией на эксперименты и новшества, отличавшие искусство тех лет.

На живопись прошлых эпох ориентированы и другие произведения Шухаева. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения; портрет Е. Н. Шухаевой (1917) - старинные парадные портреты. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров "Мира искусства", в выставках которого художник принимал участие.

Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и "Цех живописцев святого Луки", одним из организаторов и участников этого творческого объединения Шухаев стал в 1917 г. Многие произведения Шухаева тех лет не дошли до наших дней, однако сохранилось большое количество натурных зарисовок, в которых художник показал себя великолепным рисовальщиком. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Они были приглашены для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел - роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916).

После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера "Золото Рейна" для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского "Четыре сердцееда" для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена).

 

 

Александр Яковлев. Портрет Василия Шухаева в его студии 1928 г. Холст, масло 131 x 97

 

 

 

В 1920-х гг. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1921-35 гг. он жил в Париже. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой ("Русская академия"). У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ.

В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ.

 

 

 

 

 

 В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять лет. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам - энкаустике, работе по золоту. "Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии.

 

« вернуться

Рейтинг 255 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 62 из этого альбома
"Хлебы. Нормандия"
"Портрет Е.Н. Шухаевой"
"Обнаженная с тазом"
"Ротмистр Г.А. Сухин"
"Горный пейзаж"
"Голова старика"
"Лжедмитрий и боярин Пушкин"
"Автопортрет вместе с Александром Яковлевым в образе Пьеро и Арлекина"
"Портрет С.Н. Андронниковой"
"Портрет жены В.Ф. Шухаевой"
"Автопортрет"
"Финская деревня. Крыши"
"Портрет Владимира Мейерхольда"
"Портрет Пушкина к циклу «Пиковая дама»"
"Иллюстрация к циклу «Пиковая дама»" 1
"Иллюстрация к циклу «Пиковая дама»" 2
"Женский портрет"
"На юге Франции"
"Портрет композитора Игоря Стравинского"
"Портрет Федора Шаляпина"
"Портрет грузинской певицы Надежды Харадзе"
"Портрет Сталина"
"Масленица"
"Натюрморт с цветами" 1
"Корнет Светланов"
"Портрет Ларисы Рейснер - красная роза революции"
"Портрет Р. Монтенегро"
"Полк на позициях. Группа офицеров 4-го Мариупольского полка на Рижском фронте"
"Ротмистр Вольский"
"Портрет С. Андронниковой"
"Солнечный день"
"Эскиз театральной декорации"
"Портрет Дарьи Каменка"
"Тройной портрет. Александр Яковлев, Василий и Вера Шухаевы"
"Портрет Анны Павловой"
"На Волге"
"Натурщица со спины"
"Метла и совок"
"Натюрморт с цветами в глиняном кувшине"
"Портрет девушки"
"Натюрморт с цветами" 2
Без названия
"Портрет Варвары Григорьевны Стахеевой"
"Поргтрет пожилой грузинки"
"Предгорья Альп"
"Фантастический пейзаж"
"Воин с луком"
"Деревенская сцена"
"Мужской портрет"
"Дом в Нормандии"
"Портрет А. Вепхвадзе"
"Натюрморт с цветами"
"Радуга"
"Спектакль "Великий государь" по пьесе В.А. Соловьева"
"Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 1
"Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2
"Две сценографии для Le Grand Souverain"
"Сирень"
"Иллюстрация к "Борис Годунов"
"Золото Рейна", опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Альберих"
"Золото Рейна», опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Вотан"
"Золото Рейна", опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Фро"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования