10 марта 2014
Экстер Александра Александровна Alexandra Exter. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 179 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Экстер Александра Александровна


Alexandra Exter


(1882 - 1949)

 

 

 

А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства.

 

 

 

Фотопортрет

 

 

 

В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.

В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками.

Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914).


В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи".


В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".

Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.

В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.

Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета.

В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918г. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.


В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др.

В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.

В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.

В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.

______________________________

 

 

В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.


Экстер Александра Александровна (6.1.1882, Белосток, Гродненской губ. - 17.3.1949, фонтене-о-Роз, Франция) - живописец, тетральный художник, педагог. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер; познакомилась с П.Пикассо, Ж.Браком, Г.Аполлинером, М.Жакобом, Ф.Леже. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, где имела мастерскую, путешествовала с мужем по Италии и Швейцарии. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж.Сёра и П.Синьяка, перешла к манере, близкой В.Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я.Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В.Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), «№ 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Дружила с Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой и др. левыми художниками, но, как вспоминал А.Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А.Архипенко, О.Розановой и др.), Познакомившись с А.Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса.

Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В.Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И.Анненского (1916) и «Саломея» О.Уайльда (1917). По словам А.Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А.Коонен, - одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы»; изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э.

создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос).

В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г.Некрасова. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А,Родченко, Л.Поповой, А.Весниным и В.Степановой в выставке «5х5=25» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии.

Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка».

Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921); как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее - роскошны», «ее исконное неистовство... здесь разгулялось». Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э.

«Дама-невидимка» П.Кальдерона, «Интермедии» М.Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина и др. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д.Смолина, но А.Луначарский раскритиковал ее работу. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я.Протазанова (1923). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Много времени уделяла все эти годы преподаванию - в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А.Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910), из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П.Челищев, Н.Шифрин, И.Рабинович, А.Тышлер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин».

В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф.Леже и А.0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы - от античности до А.Рембо и посещения, наряду с Лувром, индустриальных выставок. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б.Нижинской в Лондоне (1925) и Э.Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой.

Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). О парижской выставке режиссер Г.Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы»; оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938).

С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1945 умер Г.Некрасов. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В.Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех..., но в ...пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были...» Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С.Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться - в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971); мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).



« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 179 из этого альбома
"Город ночью"
"Нимфа"
"Дон-Жуан и смерть"
"Менада"
"Натюрморт с вазой и цветами"
"Натюрморт" 1
"Натюрморт" 2
"Морской вид"
"Три женские фигуры"
"Мост (Севр)"
"Берега Сены"
"Город" 1
"Цветовая динамика" 1
"Композиция" 1
"Натюрморт (Ваза с вишнями)"
"Композиция" 2
"Фризовая композиция" 1
"Фризовая композиция" 2
"Динамическая композиция" 1
"Динамическая композиция" 2
"Беспредметная композиция"
"Женский костюм"
"Построение плоскостей по движению цвета"
"Женский костюм для испанского танца" 1
"Женский костюм для испанского танца" 2
"Мужской костюм" 1
"Мужской костюм" 2
"Мужской костюм" 3
"Конструктивный натюрморт"
"Движение цвета по конструкции"
"Цветовая конструкция" 1
"Цветовая конструкция" 2
"Конструкция цветовых плоскостей"
Без названия
"Цветовая конструкция" 3
"Конструкция" 1
"Эскиз костюма" 1
"Кафе"
"Берег моря"
"Натюрморт с пейзажем"
"Орфей и Эвридика"
"Морская маска"
"Эскиз занавеса и портала сцены Московского Камерного театра"
"Динамика цветов"
"Натюрморт с яйцами"
"Дьеп"
"Вино"
"Вакханка"
"Саломея"
"Ирод"
"Танец семи вуалей"
"Эскиз костюмов к спектаклю Ромео и Джульетта"
"Эскиз костюмов к спектаклю Саломея"
"Натюрморт" 3
"Беспредметное"
"Эскиз костюма" 2
"Женский портрет"
"Пейзаж во Франции"
"Натюрморт с фруктами"
"На берегу моря"
"Эскиз костюма" 3
"Маленькая Франция"
"Флоренция"
"Эскиз костюма к постановке "Ромео и Джульетта"
"Композиция" 3
"Вид Парижа"
"Эскиз к постановке "Ромео и Джульетта". Первая маска на балу"
"Эскиз оформления сцены дуэли в спектакле "Отелло"
"Эскиз костюма Ромео"
"Сириец. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея»"
"Иудеи. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея»"
"Иродиада. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея»"
"Первая сцена. Эскиз декорации к трагедии О. Уайльда «Саломея»"
"Джульетта. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира"
"Чиновники. Эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по комедии Сухово-Кобылина"
"Меркуцио. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира"
"Дама на балу. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Бенволио"
"Тибальд. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира"
"Занавес. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира"
"Эскиз костюма женщины в юбке с фижмами к спектаклю по пьесе П. Кальдерона «Дама-Неведимка»"
"Аэлита. Эскиз костюма к кинофильму«Аэлита» по роману А. Толстого. «Межрабпом»"
"Оперетта. Эскиз декорации"
"Цирк. Эскиз декорации"
"Ревю. Эскиз декорации"
"Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»" 1
"Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»" 2
"Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»" 3
"Вакханка. Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифарэд» по пьесе И. Анненского"
"Сатир. Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифарэд» по пьесе И. Анненского"
"Афиша к спектаклю «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского"
"Материнство"
"Экстер А.А. Пикник на пляже"
"Натюрморт" 7
"Натюрморт" 8
"Иллюстрации к "Сафо. Поэмы" 1
"Иллюстрации к "Сафо. Поэмы" 2
"Танцоры на пляже"
"Натюрморт" 4
"Экстер А.А. Натюрморт с грушами"
"Эскиз костюма к постановке "Семеро против Фив"
"Городской пейзаж"
"Эскиз костюма для Московского театра"
"Синий, черный, красный (Синее, черное, красное)"
"Сатанинский балет"
"Венеция"
"Город" 2
"Женщина с птицами"
"Генуя"
"Эскиз костюма" 4
"Семеро против Фив"
"Цветовая динамика" 2
"Футуристическая композиция"
"Натюрморт" 5
"Ваза с цветами"
"Москва. Синтетический город"
"Натюрморт" 6
"Движение плоскостей"
"Композиция" 4
"Эскизы костюмов к спектаклю "Фамира Кифаред" по пьесе И.Анненского – Вакханка" 1
"Эскизы костюмов к спектаклю "Фамира Кифаред" по пьесе И.Анненского – Вакханка" 2
"Эскизы костюмов к спектаклю "Фамира Кифаред" по пьесе И.Анненского – Фавны"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – сцена Иоканаана и Саломеи"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Саломея" 1
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Рабыня с кувшином"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Иоканаан"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Нааман"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Нааман"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Паж Иродиады"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Саддукеи"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Саломея" 2
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Сцена смерти молодого сирийца"
"Эскизы декораций и костюмов к трагедии О.Уайльда "Саломея" – Смерть Саломеи. Финал"
"Композиция" 5
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Площадь в Вероне"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Комната Джульетты"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Первый вариант декорации"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Сцена бала"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Келья Лоренцо"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Синьор Капулетти"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Ромео"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Синьора Капулетти"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Слуга Грегорио"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Первый музыкант"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Второй музыкант"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Женская маска" 1
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Женская маска" 2
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Третья женская маска"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Эскиз костюма"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Мужской костюм"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Четвертая женская маска"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Старик из семьи Капулетти"
"Эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта" по трагедии У.Шекспира – Женский костюм"
"Эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по комедии А.Сухово-Кобылина – Расплюев"
"Эскизы костюмов к спектаклю "Смерть Тарелкина" по комедии А.Сухово-Кобылина"
"Листы из альбома "Александра Экстер. Театральные декорации" – Макет декорации. Освещение"
"Листы из альбома "Александра Экстер. Театральные декорации"
"Листы из альбома "Александра Экстер. Театральные декорации" – Испанская пантомима"
"Композиция" 6
"Эских костюма"
"Современный Хлестаков"
"Оперетта"
"Эскиз костюма в греческом стиле"
"Эскизы костюмов для спектакля Камерного театра "Ромео и Джульетта"
"Кубическая обнаженная"
"Футурист"
"Театральная композиция"
"Конструкция" 2
"Купающиеся мальчики"
?
Сумка
"Две дамы"
"В порту"
"Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»" 4
"Иллюстрации из книги И. Аксенова «Неуважительные основания»" 1
"Иллюстрации из книги И. Аксенова «Неуважительные основания»" 2
"Эскиз костюма к спектаклю Ромео и Джульетта" 1
"Эскиз костюма к спектаклю Ромео и Джульетта" 2
"Эскизы костюмов для спектакля "Ромео и Джульетта"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования