16 марта 2014
Яковлев Александр Евгеньевич Alexander Yakovlev. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 98 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Яковлев Александр Евгеньевич


Alexander Yakovlev


(1887 - 1938)

 

 

 

А. Е. Яковлев был сыном морского офицера. Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905-13), в мастерской Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Уже тогда Яковлев увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет как художник-график. Его рисунки появлялись в "Аполлоне", много рисовал он для "Сатирикона", а впоследствии - для "Нового Сатирикона" и "Нивы".

 

 

 

 

 

Художник рано, с 1909 г., начал участвовать в выставках. Его большой групповой портрет "На Академической даче", показанный на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё (Швеция), заслужил одобрительный отклик А. Н. Бенуа.

В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество Яковлева с В. И. Шухаевым; современники в шутку называли их художниками-близнецами.

Миновав в ученический период кратковременное увлечение импрессионизмом, Яковлев обратился за вдохновением к классическому искусству. Его конкурсные работы "Купание" и "В бане" (обе 1913) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров. Уже в них обозначилось его тяготение к "неоклассицизму". За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. 1913-15 гг. он провел в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка.

Наряду с огромным количеством натурных этюдов художник выполнил в Италии свой автопортрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Яковлев изобразил себя в театральном гриме и ярком костюме, придуманном художником Н. Н. Сапуновым. Театральности портрета как нельзя лучше соответствуют средства из арсенала старого искусства: точный рисунок, почти скульптурная лепка формы, локальный цвет, некоторый примитивизм, идущий от русского лубка. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине "Скрипач" (1915).

Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Яковлев показал на выставке "Мира искусства" по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника. Во второй половине 1910-х гг. Яковлев занимался портретной живописью и рисунком, достигнув больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся "Портрет Казарозы (жены художника)" (1916) и "Автопортрет" (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.


Одновременно художник попробовал себя в монументально-декоративном искусстве. Часть из его проектов (росписи церкви в Бари, Казанского вокзала в Москве) осталась неосуществленной. Совместно с В. И. Шухаевым он расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформлял артистическое кабаре "Привал комедиантов" в Петрограде.

Занимался Яковлев и педагогической работой: преподавал на женских архитектурных курсах, а также в Новой художественной мастерской и Институте истории искусств.

В 1917 г. наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания "Цеха живописцев святого Луки".
Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей.

Яковлева всегда привлекала экзотика. В 1924-25 гг. он принимал участие в экспедиции в Северную и Центральную Африку, организованной фирмой "Ситроен". Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех.

В 1926 г. он был награжден орденом Почетного Легиона. В 1931-32 гг. художник вновь отправился с экспедицией в страны Востока - посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. И вновь итогом его поездки стала целая серия художественных работ, в основном этнографического характера, но неизменно отмеченных виртуозной техникой рисунка.

В 1920-х гг. работы Яковлева часто экспонировались в Европе и Америке, его искусство пользовалось большим успехом, хотя по-прежнему вызывало противоречивые оценки. Не порывалась и связь художника с Россией: в 1928 г. выставка его произведений прошла в залах АХ.

Яковлев занимался станковой живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством. В 1934 г. Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне. До 1938 г. он жил в США. Умер Яковлев в парижской больнице, после неудачной операции.
 

« вернуться

Рейтинг 269 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 98 из этого альбома
"Автопортрет (Арлекин и Пьеро)"
"Автопортрет"
"Скрипач"
"Базар"
"Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне"
"Портрет Николая Эрнестовича Радлова"
"Портрет балерины Анны Павловой"
"Африканский султан"
"Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро"
"Женский портрет" 2
"Масуа из племени Тик-тик"
"Портрет женщины мангбету"
"Спящая обнаженная"
"Танец Кули-Кута"
"Кабуки" 3
"Портрет Казарозы"
"Ваханец Мирза"
"Два африканских туземца"
"Ложа пекинского театра"
"Лимоны"
"Художник Борис Григорьев"
"Артуро Лопез-Уиллшэу"
"Обнаженная"
"Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бандо"
"Красавица Бандо"
"Анна Павлова"
"Танцовщица в испанском костюме"
"Афганцы" 1
"В бане"
"Пенелопа"
"Кочевники"
"Битва воинов"
"Гора Ракапоши"
"Портрет Саломеи Андрониковой"
"Женщина Банда с ребенком"
"На балконе"
"Монгольские вожди"
"Пальмира"
"Мифологический пейзаж"
"Афганцы" 2
"Разговор в Капри"
"В киргизской юрте"
"Игра в поло в Мизгаре"
"Портрет Ирен фон Радлов"
"Мужчины племени Банда"
"Ритуал"
"Накамура Утаемон"
"Японская девушка"
"Самурай"
"Usaemon"
"Кабуки" 1
"Кабуки" 2
?
?
?
"Огонь"
"Опера в Пекине"
"Перед ритуальным танцем"
"Китайский торговец"
"Группа лам"
"Мать и дитя"
?
"Модель"
"Uomo con un babbuino"
"Разговор"
"Натюрморт, Капри"
"Хамам"
"Рхалед, араб из Пальмиры"
"Шейх Хаттам де Хаддадин"
"Женский портрет" 1
"Восточный сюжет"
"Домик на Капри"
"Свадьба Авроры"
"Бивуак у перевала Бурзил"
"Портрет Василия Шукаева в студии"
"Портрет Василия Шухаева в его студии"
"Горы"
"Графический лист из серии "Театр Кабуки" 1
"Графический лист из серии "Театр Кабуки" 2
"Графический лист из серии "Театр Кабуки"
"Эскиз мужской головы"
"Женщина-облако"
"Коровы в загоне"
"Юрта. Поздний вечер"
"Рыбаки в Кальви"
"Голова монгола"
"Африканский пейзаж. Вид Ялинга"
"Триптих" Часть 1
"Триптих" Часть 2
"Триптих" Часть 3
"Сталевары"
"Строители"
"Красный горшок"
"Mexico"
"Натюрморт с рыбой"
"Натюрморт с персиками"
"Натюрморт"
"Тритон и Нереида"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования