02 октября 2014
Богуславская Ксения Леонидовна. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 2 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Ивасив Александр
Богуславская Ксения Леонидовна Boguslavskaya Xenia (1892 - 1921)
К. Л. Богуславская. Берлин, 1921. (Фрагмент фотографии). 24 января 1892 (С.-Петербург, по другим данным – Новгород) – 3 мая 1971 (Париж). График, художник театра и прикладного искусства. Дочь офицера. В детстве часто переезжала с семьей по местам службы отца, несколько лет провела в Китае. В 1900-е училась в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге. В 1910 из-за угрозы ареста за участие в студенческих волнениях выехала в Краков, затем в Неаполь, где поступила в Академию художеств. В Италии встретилась с художником И.А. Пуни, знакомым ей по С.-Петербургу. В 1911 переехала с ним в Париж, занималась в Русской академии и зарабатывала росписью тканей для фирмы П. Пуаре. В 1913, после политической амнистии, вернулась в С.-Петербург, вскоре вышла замуж за Пуни. Их квартира в С.-Петербурге (сначала на Гатчинской ул., 1, с 1915 – на Петрозаводской ул., 3) стала местом встреч художников и поэтов-футуристов. В начале 1914 вместе с мужем организовала выпуск футуристического сборника «Рыкающий Парнас», в котором участвовали В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк, П.Н. Филонов, Е.Г. Гуро и др. Тираж сборника был арестован (январь 1914) и почти полностью уничтожен, так как цензура усмотрела в нем «признаки кощунства и порнографии». Была в числе организаторов Первой футуристической выставки картин «Трамвай В» (Пг., март–апрель 1915), на которой продемонстрировала коллаж «Туалет», составленный из кусочков зеркала, коробочки от пудры и картинок из модного журнала. На последней футуристической выставке картин «0,10» (Пг., декабрь 1915–январь 1916) распространяла написанный совместно с мужем манифест, декларировавший, что «картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла». Участвовала в выставках «Бубновый валет» (М., 1916), Товарищества независимых (Пг., 1916) и «Мира искусства» (Пг., 1916–1918); выставляла натюрморты, интерьеры, а также предметы прикладного искусства – подушки, сумочки, кушаки, исполненные по собственным проектам. Весной 1917 стала секретарем союза «Свобода искусству», образованного деятелями петроградского авангарда. В 1916–1918 исполняла карикатуры и рисунки карандашом с растушевкой для журнала «Аргус». В 1917–1920 публиковала политические карикатуры в сатирических журналах «Бич» и «Красный Дьявол», сотрудничала в издательстве «Парус», исполнила рисунки к альбому «Герои и жертвы революции» с текстом В.В. Маяковского (Пг., 1917, 1918). В 1918 работала над оформлением улиц Петрограда (Литейный проспект и Охта) к празднованию 1-й годовщины Октября. Участвовала в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918). В начале 1919 с мужем уехала в Витебск и несколько месяцев преподавала курс современного декоративно-прикладного искусства в Народной художественной школе, организованной М.З. Шагалом. В конце 1919 вместе с мужем и четой Шухаевых перешла границу с Финляндией, несколько месяцев они жили в Куоккале, на даче свекра – виолончелиста Альберта Пуни; встречались с жившим по соседству И.Е. Репиным. Получив германскую визу, супруги уехали в Берлин. В 1920-е в Берлине исполняла обложки для русских и немецких изданий (евразийский сборник «На путях», 1922; «Радуга: Русские поэты для детей», 1922, сост. Саша Черный; «Зга» С. Рафаловича, 1923; «Менестрель: Новейшие поэзы» Игоря Северянина, 1923), рисовала эскизы платьев для дома мод Барух, оформляла спектакли в театрах-кабаре «Синяя птица» и «Карусель», работала для балетной труппы «Русский романтический театр» Б.Г. Романова. Была в числе учредителей берлинского Дома искусств, участвовала в деятельности Ноябрьской группы. Провела выставки в галерее Der Sturm (май 1921), в зале русского издательства «Заря» и в книжном магазине K.E. Twardy (1923), участвовала в 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen (1922). С 1924 жила с мужем в Париже. В 1925 показала работы на совместной с ним выставке в галерее Barbazanges. Продолжала заниматься рисунками для тканей, созданием моделей одежды и аксессуаров для разных фирм. Главным делом ее жизни стала помощь мужу во всех его начинаниях и поддержание «открытого дома» для друзей, писателей и художников. После смерти мужа (1956) оставила художественное творчество и всецело посвятила себя сохранению памяти о нем. Провела ряд ретроспективных выставок Пуни, открыв публике его ранние авангардистские работы и импрессионистские картины последних лет; опубликовала несколько статей и подготовила двухтомный каталог его произведений. В 1959 подарила 12 картин И.А. Пуни Музею современного искусства Парижа, в 1966 передала Национальной библиотеке его гравюры и документы. Ее собственные работы экспонировались в салоне Независимых (1966) и салоне Новых реальностей (посмертно, Vincennes, Parc Floral, 1972). Похоронена на кладбище Монпарнас в Париже (на плите год смерти: 1972). Библиография: * ХРЗ. Грабарь И. О скучном: (На лекции футуристов) // День. 1916. 14 янв. Аргус. 1916. № 10. С. 48–53; № 11/12. С. 11–19, 116, 117; 1917. № 1. С. 53–63; № 3. С. 19–28; 1918. № 1. С. 72–82. «Синяя птица» // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 8. С. 13. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1934. С. 271–273. Струве Г. Дела давно минувших дней // Русская мысль. 1978. 4 мая (№ 3202). С. 7. Сердцем слушая революцию... : Альбом / Сост. М. Ю. Герман. Л., 1980. Ил. 94–99. Минувшее: Исторический альманах. Кн. 3. Париж, 1987. С. 116. Боулт Дж. Бегство в Берлин. Иван Пуни в эмиграции // Русский Берлин. 1920–1945: Межд. научн. конф. 16–18 дек. 2002. М., 2006. С. 223–238. Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.). Лурье В. Воспоминания // Студия. 2006. № 10. Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Т. 1. Кн. 1, 2. М., 2010. Т. 2. Кн. 2. М., 2011 (Указ.). Vergine L. L’autre moitié de l’avantgarde 1910–1940. Paris: Des Femmes, 1982. P. 123–125. Jean Pougny: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1993.