04 октября 2014
Каменский Василий Васильевич (Посетительский) Vasily Kamensky. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 8 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Футуристическая живопись
Разместил: Ивасив Александр

Каменский Василий Васильевич

(Посетительский)   


Vasily Kamensky

 

(1884 - 1961)

 

 

 

 

Василий Васильевич Каменский родился в семье смотрителя золотых приисков. В молодости был участником революционного движения (в 1905 избран председателем революционно-стачечного комитета железной дороги, где работал), в 1905 был посажен в тюрьму и освобожден после одиннадцатидневной голодовки (к 1906).

 

Авт. - Д.Бурлюк

 

С1906 в Петербурге, где после учебы на высших сельскохозяйственных курсах получает диплом агронома. В1910 всерьез увлекается авиацией, уезжает в Варшаву, где занимается конструированием и испытанием летательных аппаратов, становится дипломированным пилотом Международной авиационной федерации. Ввел в обиход слово «самолет».

 

Свою литературную деятельность В.Каменский начал в 1904, а в 1908 напечатался в петербургском альманахе «Весна». Его первое прозаическое произведение «Землянка», напечатанное в 1911, не имело успеха, что на некоторое время приостановило его литературную работу. Но в это время он тесно сближается с группой футуристов - Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и, позже, В.В.Маяковским. Становится неизменным участники! футуристических сборников, газет, журналов. В 1913-1914 было проведено «Всероссийское турне футуристов» - Бурлюк, Маяковский и Каменски проехали по семнадцати городам России, пропагандируя футуризм. Публичные выступления Каменского имели особый успех.

 

 

Как художник заяви о себе в 1909, когда принял участие в организованной Н.И.Кульбиным выставке «Импрессионисты». В 1913 он устраивает выставку современной живописи в Перми. 1914 - вершина его деятельности художника-футуриста: на выставке «№ 4» в Москве он экспонирует одиннадцать «железобетонных поэм» - своеобразный синтез изобразительной графики и слова в его смысловом, символическом и графическом значении. Само название говорил о стремлении раскрыть структуру «стихокартин» (как он позднее их называл), обнаружить взаимосвязь слова и образа.

 

Помимо подобных словеснографических опытов занимался также иллюстрированием собственных книг (поэма «Стенька Разин». М., 1917, совместно с А.В.Лентуловым). Как художник на протяжении 1920-1930-х годов продолжал работать в примитивистской манере.

 

В.Каменский. Рисунок В.Маяковского. 1917 г.

 

Участник выставок: Импрессионисты. Петербург, 1909; Тре- угольник. Петербург, 1910; картин левых течений. Петроград, 1915; 0,10. Петроград, 1915; картин общества «Бубновый валет». Москва, 1917 и других.

 

Литература: Каменский 8.6. Его - моя биография великого футуриста. М., 1918; он же. Путь энтузиаста. М., 1931; Чуковский КМ. Василий Камеенский. - В кн.: Чуковский КМ. Футуристы. М., 1922.

 

 

Футурист из футуристов. Очаровательнейшая личность, особенно он был таким, когда стал футуристом. Каменский был летчиком, но упал и разбился. Оставил аэроплан и взялся за перо. Футуризм он понял в совершенстве и обставил даже Крученых. У Каменского есть железобетонные поэмы, каких нет ни у кого из футуристов. Некоторые говорили, что если взять страницу из изданий Крученых и прочертить на ней лини, как в железобетонных поэмах, то получится железобетонная поэма. Но это крайнее мнение. Каменский оригинален в своих поэмах. Он рассказал мне содержание первой поэмы, и я записал его рассказ для сборника «Стрелец». Внешность изданий Камен- ского тоже превосходит издания остальных футуристов: у него есть издание на ярких-приярких обоях. Хотя приоритет был уже заявлен Бурлюком, все-же Каменский оригенален и в этом случае. Каменский любил все цветистое. Когда он переезжал в комнату, на новую квартиру, то первым долгом украшал свое новое жилище разными ленточками, бумажками, тряпочками и лозунгами.

И все же Каменскому не везло. Его многие знали, но своя компания не давала ему ходу. <...»

Вот характерный случай: когда не так давно был съезд советских писателей, то Бухарин выступил с восхвалением футуристов. О всех он что-нибудь сказал, а про Каменского позабыл упомянуть. Каменский очевидно протестоввал, и Бухарин выпустил дополнительный артикль о Каменском, признавая его за светило первой величин! Но не всякий мог знать про дополнение. Получилось впечатление, что Каменский вовсе и не футурист, а так, седьмая вода на киселе. Я думаю, что это было в высокой степени обидно Василию Васильевичу. <...>

 

 

Каменский был добрым товарищем футуристам и он сделал многое для футуризма. Он выступал на скандальных публичных состязаниях вместе с другими футуристами, но он выступал также со своими произведениями на арене цирка!!! Этого не делали ни Крученых, ни Бурлюк. Однажды я получил от какого-то атлета афишу цирковую, в которой были снимки атлета в разных видах. Я недоумевал: какое отношение имеет это ко мне? Но пришло письмо от Каменского, где загадка объяснилась: Каменский выступал вместе с борцом в цирке и сумел как-то пристегнуть сюда и меня.

 

Из воспоминаний А.А.Шемшурина

____________________

 

 

С 1900 работал конторщиком на ж.-д., выступал в т-ре, участвовал в рев. движении. С 1906 в Петербурге, с 1908 сотр. в ж. «Весы». С 1908 брал уроки живописи у Д.Бурлюка и Н.Кульбина. Один из первых русских пилотов, с 1911 учился в Париже в мастерских авиатора Блерио; ввел в обиход слово "самолет". С 1913 жил в Москве, участник движения кубофутуристов (с Д.Бурлюком и В.Маяковским), позднее от футуризма отошел. С 1948 тяжело болел. Сб-к поэзии «Девушки босиком» (1916), «Звучаль веснянки» (1918), поэмы на ист. темы "Стенька Разин" (1912-20), "Емельян Пугачев" (1931), "Иван Болотников" (1935), «Ермак Тимофеевич» (1947) и др. произв. Автор мемуарных кн. «Путь энтузиаста» (1931), «Жизнь с Маяковским» (1940).

 

Родился в селе Боровское Пермской губернии в семье смотрителя золотых приисков. Рано потеряв родителей, воспитывался в Перми в семье родственников. В 18 лет увлекся театром, гастролировал с полупрофессиональными труппами по городам России под псевдонимом Василия Васильевича Васильковского. Был активным участником революционного движения. В 1905 г., во время первой русской революции, стал председателем забастовочного комитета железной дороги в Н. Тагиле, за что год находился в одиночной тюремной камере. После освобождения уехал в Санкт-Петербург, где после учебы на высших сельскохозяйственных курсах получил диплом агронома. В 1910-1912 гг. серьезно занимался авиацией. Обучался в Париже, Лондоне и Варшаве, на собственные средства купил аэроплан “Блерио-XI”. Совершал первые в Перми полеты на аэроплане. В 1912 г. едва не погиб во время авиакатастрофы в Польше.

 

 

Первая публикация появилась еще в 1902 г. в газете “Пермский край”, затем в 1904 г. в уральских газетах публиковал вольнолюбивые стихи. С 1908 г. работал и печатался в альманахе “Весна”, где познакомился с Велимиром Хлебниковым. Позднее познакомился с будущим “отцом русского футуризма” Давидом Бурлюком. В 1910 г. вместе с Д. Бурлюками, В. Хлебниковым и другими поэтами издал сборник “Садок судей”. В этом же году вышла первая книга самого Каменского – лирическая повесть “Землянка”. Однако оно не имело успеха, что на некоторое время приостановило его литературную деятельность. После увлечения авиацией и авиакатастрофы Каменский уехал на родину, купил под Пермью кусок земли и основал хутор Каменка, ставший его домом до 1931 г. В 1913 г. Каменский возобновил литературную деятельность, присоединившись к известному “турне футуристов” - поездке Д. Бурлюка и В. Маяковского по городам России с публичными выступлениями. С этого времени Каменский является неизменным участником футуристических сборников, газет, журналов и публичных выступлений. В период турне 1913-1914 гг. его выступления имели особый успех, к скандальной известности футуриста прибавлялась слава профессионального летчика. В это же время расширяется круг его литературных и художественных знакомств, вместе с Маяковским и Бурлюком он снимается в первых немых кинофильмах.

 

 

Как художник Каменский работал с 1909 г. (выставка “Импрессионисты”), затем “Треугольник” (Петербург, 1910). В 1913 г. он устроил выставку современной живописи в Перми. В 1914 г. на выставке “№4” (Москва) представил свои “железобетонные поэмы”, являющие собой синтез изобразительной графики и слова. Принимал участие и в последних выставках футуристов (“Выставка картин левых течений” и “0.10” (Петроград, 1915), “ Бубновый валет ” (Москва, 1917).

 

Главная работа предреволюционного периода - роман “Стенька Разин” (1916), переработанный позднее в поэму. Роман Каменского имел шумный успех, поставленные на его основе спектакли шли во многих театрах России.

 

В 1920-е гг. написал книгу “Лето на Каменке”, повесть “27 приключений Хорта Джойса” и др. В 1930-е - поэмы “Емельян Пугачев”, “Иван Болотников”. В 1923 г. по его сценарию был снят один из первых советских кинофильмов “Семья Грибушиных”.

 

Василий Каменский с сыном Алексеем. 1934 г.

 

В 1931 г. взамен имения Каменка получил дом в селе Троица в 50 км от Перми, на высоком живописном берегу реки Сылва. В этом доме, который был перестроен по его собственному проекту, он прожил до 1951 г. Умер Василий Каменский 11 ноября 1961 года в Москве.

________________________________

 

 

 

Василий Васильевич Каменский родился в апреле 1884 г. Местом рождения будущего поэта считается поселок Боровское на границе нынешних Пермской и Свердловской областей. Но на самом деле Каменский появился н свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед, Гавриил Серебренников. Василий почти не помнил своих родителей, умерших когда ему еще не было и пяти лет. Воспитывался мальчик у сестры матери. Он посещал приходскую школу, а затем городское двухклассное училище. В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи. По семейным обстоятельствам Василию пришлось оставить учебу. Он устроился на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1902 г. на гастроли в Пермь приехала театральная группа В. Никулина. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера. Несмотря на все уговоры родных и друзей, он бросил службу и поступил в труппу, взяв псевдоним «Васильковский». Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе. Последовав его совету, Каменский уехал на родину. Он снова устроился работать на железную дорогу. Каменский сблизился с марксистами и в 1905 г., когда началась забастовка железнодорожников, был избран в стачечный комитет, а затем в декабре этого же года отправлен в тюрьму неподалеку от Нижней Туры. Выйдя на свободу в мае 1906 г., Василий снова пустился в странствие: из Перми — в Севастополь, оттуда — в Персию, а затем в Петербург. Оказавшись в столице, он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на высшие сельскохозяйственные курсы. На курсах Василий начал заниматься живописью и уже через несколько лет принимал участие в выставках.

 

 

В 1909 г., например, на выставке «Импрессионисты» была представлена его картина «Березы», написанная в технике пуантилизма. Тем не менее профессиональным художником Каменский не стал. В литературные круги Каменский вошел благодаря известному журналисту Н. Шибуеву, который в 1908 г. задумал создать литературный альманах «Весна», где публиковались бы произведения начинающих авторов. Осенью 1908 г. Каменский стал соредактором журнала «Весна», в котором печатались Л. Рейснер, Н. Асеев, Игорь Северянин, А. Аверченко и многие другие. Работая в журнале, молодой поэт познакомился со многими маститыми литераторами — А. Блоком, А. Ремизовым, Ф. Сологубом, А. Куприным. Велимир Хлебников своей первой публикацией был обязан Каменскому. В марте 1910 г. был издан поэтический сборник «Садок судей», где наряду с произведениями Давида и Николая Бурлюков, Елены Гуро и Велимира Хлебникова были опубликованы стихи Каменского, написанные летом 1909 г. В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Подружившись с известным авиатором Владимиром Лебедевым, Василий с его помощью приобрел аэроплан «блерио». А пока самолет доставляли в Россию, поэт побывал в Берлине, Вене, Париже и Риме. Сдав в Варшаве экзамен на звание пилота, он совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей самолет упал в болото. Газеты сообщили о гибели талантливого поэта и бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил многочисленные тяжелые травмы. Но аэроплан восстановлению не подлежал. Василий снова, в который уже раз, сменил род деятельности: приобрел под Пермью участок земли и основал хутор Каменку, попробовав себя в качестве архитектора и строителя. Кроме того, он сконструировал аэроход — род глиссера, способный передвигаться по воде и по снегу. Летом 1913 г. строительство в Каменке было завершено, а осенью поэт отправился в Москву, где состоялось его знакомство с Маяковским, следствием которого явилось турне футуристов по России.

 

 

В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк;  тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»), в 1916-м — сборник «Девушки босиком». Революцию Каменский принял восторженно, надеясь, что новый общественный строй откроет перед футуристами неограниченный простор для творческого самовыражения. В 1917 г. он написал свой знаменитый «Декрет о заборной литературе...», который в первые дни советской власти был расклеен на заборах по всей Москве. После революции у Каменского пропало желание эпатировать читателя, его стихи стали простыми и искренними. Каменский искренне верил, что живет в самой счастливой и передовой стране. Ему не пришлось наступать на горло собственной песне. Он завоевал себе видное место на советском Парнасе (в 1933, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности поэта, один из камских пароходов был назван его именем). Поэмы «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934), «Встречи с миром» (1934), роман «Пушкин и Дантес» (1922), роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам (1938), и другие произведения Каменский писал совершенно искренне. Он преклонялся перед Пушкиным, восхищался отважными летчиками, был предан революции и советской стране, и дух русского бунта был близок его свободолюбивой натуре. В 1918 г. вышел поэтический сборник Каменского «Звучаль веснянки». Тогда же Василий попробовал себя в качестве киноактера, снявшись в фильме «Не для денег родившийся». Его кипучая натура находила выход в активной общественной деятельности: в 1918 г. он был избран в Московский совет рабочих и солдатских депутатов; выступил организатором Союза поэтов, просуществовавшего до 1929 г., и стал его первым председателем. В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где, вспомнив былое, поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся в Россию. С 1924 г. пермской газете «Звезда» было напечатано множество его очерков и рассказов, посвященных уральской деревне. В 1931 г. были изданы мемуары Каменского «Путь энтузиаста». В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал Каменку со всем имуществом в собственность колхоза, а сам перебрался в пустовавший дом в селе Троице. В 1940 г. вышла его книга «Жизнь с Маяковским». В начале 40-х поэт начал работу над поэмой «Ермак Тимофеевич», которую закончил в 1947-м. Он не старел душой, но годы брали свое. В 1944 г. в тбилисской больнице ему ампутировали ногу, через год — вторую. Речь, произнесенная 14 апреля 1948 г. в Москве на вечере, посвященном памяти Маяковского, была последним публичным выступлением поэта: спустя пять дней Василия Васильевича сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. В начале 1950-х гг. он с женой и старшим сыном переехал на Юг, а в 1956 г. Каменские вернулись в Москву: поэт не хотел сдаваться; мысль о превращении в инвалида, доживающего свой век, была для него невыносима. Каменский несколько оправился от удара: у него действовали руки, он мог сидеть — значит, жизнь продолжалась. Супруга поэта, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни. 11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище.

 

 

__________________________

 

"Я не знаю другого поэта,- писал о Василии Васильевиче Каменском известный театральный деятель Н.Евреинов,- от которого так разило бы юностью с ее улыбками, прыжками, непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью, голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!

 

У него настоящая магия преображения Времени!<...>

 

Быть Василием Каменским -это значит быть вечно 18-летним.

 

Это значит быть мудрецом, разгадавшим непосильную для смертных загадку".

 

Вся жизнь Каменского -в динамике, в постоянном движении, в жажде открытий и свершений. В.Шершеневич писал, что "если Каменский талантлив в своем творчестве, то в своей жизни он еще талантливее".

 

Начало профессиональной литературной деятельности Каменского относится к 1908 году, когда он становится секретарем петербургского литературного журнала "Весна". Он знакомится с Л.Андреевым, Ф.Сологубом, А.Куприным, а также, что оказалось более важным для его творческого развития, с В.Хлебниковым, Д.Бурлюком, Н.Кульбиным и несколько позже -с Е.Гуро и М.Матюшиным. В 1910 году вышел сборник "Садок судей". Перспективное значение этой книги, как вспоминал позже Каменский, осознавалось ее авторами, считавшими, что они кладут "гранитный камень в основание "новой эпохи" литературы". Каменский был редактором "Садка судей", его двенадцать стихотворений открывали этот сборник. Оценивая эту книгу, В.Брюсов отмечал, что у Каменского "попадаются недурные образы". Н.Гумилев писал, что читатель "от всего цикла стихов (Каменского.-Прим.) уносит впечатление новизны, свежей и радостной". Стихотворения из "Садка" Каменский включил в свою первую книгу -роман "Землянка" (СПб., 1910; на обложке -1911).

 

Понятие "футуризм" для Каменского не было литературным термином, он применял его к своей жизни: "Уж если мы действительно футуристы<...>, если мы -люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни,-мы должны, мы обязаны уметь быть авиаторами". В марте 1911 года Каменский отправился учиться в Париж летному у одного из пионеров авиации Луи Блерио; после возвращения во время одного из полетов потерпел крушение, остался жив и через полтора года примкнул к сформировавшейся к тому времени группе кубофутуристов, став одним из активнейших ее участников. Поэт, прозаик, художник и пропагандист нового искусства, Каменский принимает участие в многочисленных выступлениях, лекциях, турне, художественных выставках, печатается в футуристических альманах. Слово и изображение соединились у Каменского в двух книгах "железобетонных поэм" -"Танго с коровами" и (совместно с А.Кривцовым) "Нагой среди одетых" (обе--М., 1914); комбинация различных шрифтов и введение графических элементов были рассчитаны но то, чтобы литературный текст воспринимался одновременно и как произведение изобразительного искусства (некоторые "поэмы" демонстрировались на художественных выставках).

 

Важным событием для Каменского стала публикация романа "Степан Разин" (М., 1915; на обл.-1916), как и "Землянка" включавшего стихи. Первый его чисто стихотворный сборник "Девушки босиком" (Тифлис, 1916; на титульном листе -1917) объединил как старые, так и новые произведения. На Кавказе Каменский продолжал свою деятельность по пропаганде футуризма, выступая с лекциями и даже участвуя в цирковых представлениях (читал стихи из "Стеньки Разина", сидя верхом на лошади).

 

В 1917 году Каменский организовал в Москве "Кафе поэтов", на недолгое время ставшее пристанищем левых художников. Во время октябрьских событий он выпустил "Декрет / О заборной литературе, / О росписи улиц, / О балконах с музыкой, / О карнавалах Искусств", который действительно был развешен на московских заборах и призывал художников всех видов искусства к революционному преобразованию жизни.

 

Плодотворным для Каменского стал и 1918 год: он выпускает две книги -поэтическую "Звучаль Веснеянки" и мемуарную "Его-моя биография Великого Футуриста" (обе--М., 1918), участвует в издании единственного номера "Газеты футуристов".

 

В дальнейшем Каменский - известный советский поэт. Он писал стихи, поэмы, пьесы, а также художественную, очерковую и мемуарную прозу.

 

 

Вызов авиатора

 

Какофонию душ

Ффррррррр 

Моторов симфонию

Это Я — это Я —

Футурист-песнебоец 

И пилот-авиатор

Василий Каменский 

Эластичным пропеллером

Взметнул в облака 

Кинув там за визит

Дряблой смерти-кокотке 

Из жалости сшитое 

Танговое манто и 

Чулки 

С панталонами.

 

 В. Каменский, 1916 г.

 

 

Выставки:

 

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

 

Треугольник. Петербург, 1910

 

Выставка современной живописи. Пермь, 1913

 

№4. Москва, 1914

 

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

 

0.10. Петроград, 1915

 

Бубновый валет . Москва, 1917

 

Избранные персональные издания:

 

Землянка. Санкт-Петербург, 1910

 

Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914

 

Мой журнал. М. 1915

 

Стенька Разин (роман). Москва, 1916

 

Стихи о Закавказье. Тифлис. 1916

 

Девушки босиком. Тифлис, 1916

 

Книга о Евреинове. Петроград, 1916

 

Его - моя биография великого футуриста. Москва, 1918

 

Звучаль веснеянки. Москва, 1918

 

Сердце народное - Стенька Разин (поэма). Москва, 1918

 

Стенька Разин (пьеса). Москва-Петроград, 1919

 

Цувамма. Тифлис. 1920

 

Ставка на бессмертие. Б.м. 1920

 

Библиотека поэтов, под редакцией Каменского. Москва, №1 (1923), №2 (1923)

 

27 приключений Хорта Джойса. М.Л. 1924

 

Сборник пьес. М. 1925

 

И это есть. Тифлис, 1927

 

Лето на Каменке: записки охотника. Тифлис. 1929

 

Путь энтузиаста. Москва, 1931

 

Юность Маяковского. Тифлис. 1931

 

Сарынь на кичку. М. 1932

 

Стихи о Закавказье. Тифлис. 1932

 

Наездница Айно. Б.м. 1932

 

Иван Болотников. М. 1934

 

Избранные стихи. Москва, 1934

 

Поэмы. Ленинград, 1934

 

Три поэмы. Ленинград, 1935

 

Могущество. М. 1939

 

Избранное. Москва, 1958

 

Поэмы. Москва, 1961

 

Лето на Каменке. Пермь, 1961

 

Стихотворения и поэмы. Москва-Ленинград, 1966

 

В. Каменский . Прямо удивительно. Б.м, б.г.

 

В. Каменский . Здесь славят разум. Б.м., б.г.

 

Издания с участием Каменского:

 

Весна. СПб, 1908

 

Вехи. СПб, 1908 (?)

 

Венок. 1909

 

Простор. Маленький лит. альм. для каждого. СПб, 1909

 

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

 

Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912

 

Жатва. Лето 1912. кн. 3. М. 1912

 

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1913

 

Дохлая луна. Москва, 1913

 

Нагой среди одетых (в соавт. с А. Кравцовым). Москва, 1914

 

Молоко кобылиц. Футуристы. “Гилея”. Херсон, 1914

 

Футуристы. Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

 

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

 

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

 

Весеннее контрагентство муз. М. 1915

 

Взял. Барабан футуристов. М. 1915

 

Очарованный странник. Альманах зимний. 1915 (?)

 

Журнал журналов, № 2, 1916

 

Московские мастера. Журнал искусств. М. 1916

 

Четыре птицы. Москва, 1916

 

Газета футуристов. Москва, 1918

 

Грузия. Поэты и писатели. Тифлис. 1931

 

Год 21-й. Альманах 13. М. 1938

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 8 из этого альбома
Страница из "железобетонной поэмы" "Солнце"
Страница из "железобетонной поэмы" "Тифлис"
"Сердце народное - Стенька Разин" 1
?
"Юбка девочки"
?
?
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования