04 октября 2014
Кашина Нина Васильевна Kashinа Nina. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 51 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Станковая
Разместил: Ивасив Александр
Кашина Нина Васильевна
Kashinа Nina
(1903 — 1985)
График, живописец. Из семьи потомственного иконописца Василия Петровича Кашина; младшая сестра художницы Надежды Кашиной. Окончила Пермский областной художественный техникум (1922), где занималась под руководством И.И. Иконникова. Училась во Вхутемасе — Вхутеине в Москве (1922–1930) у К.Н. Истомина, В.А. Фаворского, П.В. Митурича, Н.Н. Купреянова. В 1930 выполнила дипломную работу — макет книги и иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Соловей». Жила в Москве. Жена художника М. И. Недбайло. Автор произведений бытового жанра, натюрмортов, портретов, пейзажей; живописных произведений: «Водная станция МОСПС» (1930), «Лето» (1933), «Звездочка октябрят» (1934), «Колхозные ясли» (1934), «Дети на прогулке» (1935), «Детский сад» (1937), «Авиамоделисты Артека» (1939), «С учения» (1943), «Снежная крепость» (1946), «Мост в Царицыно» (1947), «Букет» (1951), «Гранаты» (1965), «Букет и яблоки» (1966). Как иллюстратор сотрудничала с ОГИЗ, издательством «Молодая гвардия». Выполнила оформление сборников «Квас» (1928), «Золотые работники» (1930), «Считалочка» (1933); книг «Велосипед» Т.Н. Тэсс (1930), «Звезда мордвина» Э.Г. Багрицкого (1931). В 1931 по командировке издательства «Молодая гвардия» ездила в Новороссийск. В 1935 вместе с мужем получила от Наркомпроса командировку в пионерский лагерь «Артек» в Крыму. В годы Великой Отечественной войны сотрудничала в Окнах ТАСС. С 1929 — участница выставок. Член объединения «РОСТ» (1928) и группы «13» (1929–1930). Экспонировалась на выставках: 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929) в Москве; 2-й и -3-й передвижных выставках по городам РСФСР и республикам Советского Союза (1930, 1931); 5-й выставке живописи и графики современных русских художников в Феодосии (1929) и других. Участник многих выставок советского искусства за рубежом, в том числе в Амстердаме, Риге (обе — 1929), Цюрихе, Йоханнесбурге (обе — 1931), Лондоне (1934), Осло (1936); Всемирной выставки в Париже (1936). Провела персональную выставку в Москве (1934). Член МОССХ. Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Пермская государственная художественная галерея, Каракалпакский государственный музей искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе, Государственный музей искусств Узбекистана в Ташкенте и другие.
_____________________________
Кашина Нина Васильевна ( псевдоним - Нина Памятных ) (1903 - 1985). График, живописец, иллюстратор, плакатист. Автор произведений бытового жанра, натюрмортов, портретов, пейзажей, занималась книжной иллюстрацией. Родилась в Перми в семье потомственного иконописца. В 1922 окончила Пермский областной художественный техникум. С 1922 жила в Москве. Училась во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1922 - 1930) у К.Н. Истомина, В.А. Фаворского, П.В. Митурича, Н.Н. Купреянова. Участница выставок с 1929 в СССР и за границей. Персональная выставка состоялась в Москве в 1934 году. Член художественного общества "Рост" (с 1928), Группы художников "13" (1929 - 1932). После окончания Вхутемаса, молодые художники Кашина и Недбайло получили комнату в Царицыно, где прожили с 1927 по 1943 год, до эвакуации из Москвы. Там созданы многочисленные тонкие и лиричные пейзажи - виды Царицыно. По творческим командировкам Кашина была в Новороссийске (1931, от издательства "Молодая гвардия") и в Крыму (1935, от Наркомпроса), в пионерском лагере "Артек". Участница движения авангарда 1920-х годов. Работы художницы хранятся в Государственной Третьяковкой галерее, в частных собраниях в России и за рубежом. Сестра известной художницы Надежды Кашиной, жена художника Михаила Недбайло (также одного из активных участников объединения "Группа "13", погибшего на фронте в 1943 году). В группу "13" молодых вхутемасовцев, в том числе и Нину Кашину, привлекала ощущаемая ими в программе "Тринадцати" возможность выразить владевший ими интерес, увлечение окружающей действительностью. Одной из побудительных причин создания новой группы было также и желание повысить культуру рисунка, внести в него артистичность и красоту, не изменяя при этом жизненной правде. Наиболее проницательные из критиков тех лет выделяли как самую привлекательную черту "13"-ти соединение активного, непосредственного восприятия современности с увлечением, порой даже культивированием утонченных, художественно сложных традиций русского и западноевропейского искусства. В конце 1970-х годов в одной из мастерских на Масловке Н.В. Кашина , сама взволнованная при виде работ, сделанных почти полвека тому назад, показывала немногие из сохранившихся листов. В мастерской хранилось несколько рисунков, связанных с поездкой художницы в Новороссийск, изображающих порт и цементный завод. Много акварелей начала 30-х годов на любимую Кашиной "детскую" тему. Здесь были акварели с первой выставки: "На пляже", "Лодки", акварель "Первый аэростат" - 1928 года. В акварелях Нины Кашиной того времени мир представал таким, как будто его впервые увидели широко открытые, ничем не замутненные детские глаза. Листы пронизаны чувством ясности и покоя, излучают чистоту и яркость цвета. Работы художницы находятся в ГМИИ, ГТГ, Нукусском, Псковском и Новокузнецком музеях, в частных собраниях.