17 октября 2014
Матвеева-Мостова Зоя Яковлевна Matveeva-Mostova Zoya. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 11 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Ивасив Александр
Матвеева-Мостова Зоя Яковлевна
Matveeva-Mostova Zoya
(1884 - 1972)
Живописец, график. Училась в Киевском худ. уч-ще, в 1905-07 в Петербурге на пед. курсах при АХ и в 1920 в СВОМАСе. С 1909 участница выставок. Позднее жила и работала в Москве. Член об-ний "Мир искусства" (1913-24), "Союз молодежи" (с 1913), "4 искусства" (1926-28). Портреты («Девочка с миской», 1923; «Абитуриентка из села», 1950 и др.), жанровые композиции, пейзажи и др. работы. Муж – скульптор А.Матвеев.
(1884, Пермь—1972, Москва) Живописец, график.
Окончила Киевское художественное училище в 1905 году. 15 мая 1907—28 сентября 1907 — педагогические курсы в стенах Академии художеств у Ф. Э. Ционглинского. С 1910 по 1919 преподаёт рисование в школе. В 1920 году поступила в мастерскую Н. И. Альтмана в Государственные свободные художественно-учебные мастерские. Член Союза художников с 1936 года. 1941 — эвакуация в Самарканд. С 1944 года Зоя Яковлевна и Александр Терентьевич жили и работали в Москве.
Источник: Н. Фомина. Зоя Матвеева-Мостова, альбом, «Советский художник», Москва, 1981.
_____________________________
Живописец и график Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова принадлежала к той категории художников, которые занимали при жизни своей весьма скромное место в деятельности различных объединений и союзов. Она не стремилась в лидеры, но внимательно следила за противоречивыми явлениями современного ей искусства;пытливр на протяжении всей жизни изучала культуру прошлого, увлекаясь то одним, то другим периодом развития мирового искусства, и никогда в течение долгих лет творчества не подчиняла себя определенным программам и декларациям. Не случайно поэтому творчество Матвеевой-Мостовой долгое время было «отодвинуто» как бы на второй план, скрыто от глаз критиков и зрителей работами ведущих советских живописцев, определявших, как принято говорить, «магистральную линию» развития нашего искусства. Но с каждым годом очевиднее - понять процесс становления отечественной культуры невозможно вне изучения различных ее проявлений, и ведущих, и, на первый взгляд, второплановых, на какое-то время оказавшихся «в тени».
Матвеевой-Мостовой не суждено было увидеть рецензии на свое творчество.
Единственную статью с упоминанием ее имени в прессе, появившуюся за пять лет до ее смерти, она бережно хранила в своем архиве. Но сразу после кончины Матвеевой-Мостовой была открыта художественная ценность ее творческого наследия. Произошло это благодаря деятельности первых его исследователей и почитателей - искусствоведов М. В. Алпатова, Е. Б. Муриной, Е. Е. Тагер, Г. В. Маревичевой; живописцев и скульпторов - Н. И. Андронова, И. Н. Бассиновой А.В. Дюкова, С. М. Миренской и других.
В течение нескольких лет (1972-1979 гг.) по их инициативе и их усилиями наследие художницы было систематизировано, распределено по собраниям крупнейших музеев нашей страны.