17 октября 2014
Миловидов Борис Васильевич Milovidov Boris. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр
Миловидов Борис Васильевич
Milovidov Boris
(1902 - 1975)
Выпускник СХУ 1926 года. член СХ РФ, заслуженный работник культуры
Борис Васильевич Миловидов родился 12 ноября 1902 года в Саратове. В 1926 году окончил художественно-промышленный техникум (б. Боголюбовское рисовальное училище), получив специальность техника декоративной живописи и литографии. После окончания техникума – преподаватель графики, рисунка, живописи и литографии. Борис Васильевич проработал преподавателем училища до 1963 года.
Б.В. Миловидов много работал в области книжной графики в Приволжском книжном издательстве. Им оформлено более 150 книг художественной и научно-популярной литературы. Он явился одним из организаторов кооперативного товарищества «Художник» в 1930-е годы и Саратовской организации Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны. С первых дней войны до мобилизации и после возвращения в Саратов был одним из авторов плакатов «Агит-окон».
Б. В. Миловидов – живописец, график, автор ряда тематических картин, множества волжских пейзажей, натюрмортов. Постоянный участник областных, юбилейных, зональных выставок. В графике - мастер плаката, анималист, иллюстратор.
Ранние пейзажи художника несут следы влияния П. Уткина и А. Савинова, его учителей. Позднее он обращается к более традиционной живописи. «…Пейзаж как жанр – это произведение, родившееся в результате переживаний человека, вызванных общением с природой. Ведь природа влияет и на характер людей, и на их говор, песни, на все искусство народное. В искусстве главное – выражение мысли, чувства, мироощущения, всего того, что можно назвать духовной атмосферой времени. Мне и хотелось в моих живописных пейзажах выразить эту духовную атмосферу нашего времени».
Среди учеников Миловидова Б. В. заслуженные художники России Лавриненко Р. Л., Гришин П. А., Семенова Н. П., Фомичев В. О.
_________________________
Материалы IV Боголюбовских чтений
И.Б. Миловидова
Саратов
Б.В. Миловидов - художник и педагог
Борис Васильевич Миловидов, заслуженный работник культуры РСФСР - Саратовский художник не только по рождению, годам учебы и жительства в Саратове, но и по воспринятым от своих педагогов - М.В. Кузнецова, А.И. Савинова, К.Г. Полякова, П.С. Уткина (1) - традициям Саратовской школы живописи (2), которые он претворял в жизнь, как художник и педагог.
Родился он 30 октября (12 ноября н.с.) 1902 года в Саратове.
В 1918 году поступил в Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые ко времени окончания учебы в 1926 году были преобразованы в Художественный техникум. Полученная им специальность называлась "техник декоративной живописи и литографии". "Творческая жизнь Б.В. Миловидова началась рано. 18-летним студентом он впервые участвовал в Художественной выставке 1920 года (3). Ко времени окончания техникума он уже участником девяти выставок (4), в том числе Выставки Общества художников "Четыре искусства" в Москве. В числе первых работ были портреты ("Портрет в синем", "Портрет Д.К.") и пейзажи ("Паруса на Волге", "Этюд "На Волге", "Этюд дерева". "Соколова гора", "Мост на Москва-реке"; " ходы", "Камыши", "Горный тополь", "Весной", "Луга", "Волга"), натюрморты ("Астры", "Цветы"). В 1924 году, еще до окончания техникума, Б.В. Миловидов был приглашен на преподавательскую работу по графическому отделению техникума, получившего позже статус училища, и проработал в нем сорок лет, вплоть до выхода на пенсию по возрасту.
Источником его творческого вдохновения всегда был Саратовский край, излюбленными местами - окрестности Саратова и избранные районы области. В юные годы это были Затон, Займище (так раньше называли пойму Гуселки). Волжский берег у Саратова, Разбойщина, Поливановка, где любили писать художники старшего поколения, учителя.
В 30-е годы Б.В. Миловидов "освоил" 9-ю и 10-ю Дачные остановки. Кумысную Поляну, Малую и Большую Поливановки, Баланду, Щербаковку, Турки (1940 год).
Поездка в Щербаковку состоялась в 1938 году вместе с И.Н Щегловым (5) по приглашению жены Я.Я. Вебера, Леонтины Ивановны. Итогом летней работы стали пейзажи "Речка Щербаковка", "Подворье" (подворье при доме Я.Я. Вебера). "Утес Степана Разина", картина "Мальт поспел". В годы военного лихолетья художникам открылось еще одно замечательное место - Зеленый остров, отданный горожанам под огороды, где и им выделили кусок земли.
Пойменные дубравы с обилием ландышей, "дубовые гривы", заливные луга с богатейшим разнотравьем, внутренние озера и протоки с прозрачной водой, вековые осокори вдоль берега, волжский простор. Все это рождало массу сюжетов для творчества. Вернувшись после ранения с фронта, он написал тогда "Берег Зеленого острова", "Осокори на берегу Зеленого острова". "Заливной луг на Зеленом острове", "Хрустальное озеро", "Огороды на Зеленом острове" и другие пейзажи.
В течение нескольких лет Борис Васильевич выезжал в Усть-Курдюм, жил с рыбаками рыболовецкой бригады, участвовал вместе с ними в ловле рыбы сетями, собирая материал для картины "Рыбаки", цветной эскиз которой демонстрировался на выставке, но задуманное не осуществилось. По Усть-Курдюмским этюдам написана картина "Рыболовецкий стан на Волге", подаренная от Саратова к 250-летию Ленинграда.
С середины 60-х годов творческой базой стала дача Союза Художников в Пристанном, где им написано множество этюдов, пейзажей, на этом материале родились картины "Поля Саратовские". "Нива золотая". "Степь", "Заря вечерняя". "Любите Россию".
Выезжая со студентами Художественного училища на пленэр, он тоже пользовался возможностью поработать, поэтому среди его пейзажей есть и окрестности Лысых гор и Вязовки.
За пределы Саратовской земли он выезжал мало. Дважды побывал на Черном море, в Лазаревском, откуда привез много морских пейзажей, написанных маслом и гуашью, есть виды прибрежных гор и ущелий.
В начале 60-хгодов я работала в Новосибирске, куда он приезжал навестить меня. Не расставаясь, по обыкновению, с этюдником, он нашел интересные для себя сюжеты. Результатом поездки стала серия городских пейзажей, натюрморт из купальницы азиатской "Сибирские "огоньки", "Венерины башмачки", пейзаж "Сибирские березы". И в живописи, ив графике излюбленный жанр Б.В. Миловидова - пейзаж, а любимых тем - несколько.
Волга вдохновляла художника с юных лет в течение всей жизни, о чем свидетельствуют сюжеты его этюдов и картин: "Паруса на Волге", -Этюд "На Волге" (1925); "Пароходы", "Низовой ветер" (1926, 1934, 1937. 1970). "Утро на Волге (1934), "Волга. Серый день" (1937), "Волга, лодки" (1940). "Плоты" (1950), "Рыболовецкий стан на Волге" и многие другие.
Он писал Волгу и рано утром, при восходе солнца, и в полуденный зной, когда при тихой погоде она зеркально гладкая, спокойная, с отражением плывущих в небе облаков; и при легком ветре, когда вся поверхность ее сверкает и искрится, ослепляя глаза; и при закате солнца, расцвечивающего воду всевозможными красками. Любил он летние поздние сумерки, восход луны и чарующую красоту лунной ночи. Не менее любимой была для него тема хлебной нивы, зеленеющих или поспевающих хлебов - ржаных, пшеничных, овсяных, просяных полей. Пережив вместе со всей страной много трудных периодов, он знал цену хлеба, как источника жизни, видя тучные хлеба по-крестьянски радовался грядущему урожаю и с особым благоговением относился к хлебным колосьям, несколько штук которых всегда имел на своем письменном столе. О пристрастии к написанию хлебных полей говорят следующие работы: "Молотьба" (1927), "Рожь в крестцах" ("Рожь в крестах" 1934), "Гумно. (1934). "Рожь. (1937), "Жатва. (1937, 41x65), "Жатва. (1940, 110x173).
В послевоенное время и. особенно, в последнее десятилетие, когда он подолгу жил на творческой даче в Приставном, появилась серия картин: "Поля Саратовские" (1967. 70x110), "Нива золотая" (1969, 70х 155), "Хлеб созрел" (1972) и др.
Саратовский степной край - родина Бориса Васильевича, которую он безгранично любил и защищал как участник Великой Отечественной Войны. Воевать ему пришлось на центральном Фронте, под Вязьмой, среди хвойных лесов. Он вспоминает, как возвращался после ранения из госпиталя домой: на подъезде к Саратову на него вдруг пахнуло степным воздухом - запахом полынка, горькой полыни, тысячелистника, сухих трав. Он сразу его вспомнил, заволновался, почувствовал близость дома (6).
Естественно, что выражением его чувств и настроений стали степные пейзажи: этюды и картины. Таковы "Дали" (1937), "Степь" (1967. 100x145). "Осенняя трава" (1970). "Разнотравье. (1970). "Любите Россию' (1971), "Дельфиниум цветет- (1973), "Голубая степь" (1973). Палитра красок на холстах Б.В. Миловидова разнообразна. Он стремился к естественной цветопередаче различного состояния природы в зависимости от времени года и суток. Его внимание привлекали и спокойные краски ранней весны, и перламутровые переливы серых дней, и яркие цвета осени, и пылающие закаты, и мрачные грозовые тучи. Своей кистью он остановил много прекрасных мгновений: "Весной. (1926), "Весеннее половодье" (1957), "Утро" (1969),"Вечер" (1940), "Вечер в лесу" (1937), "Вечер. Поливановка" (1937). "Серый день" (1940), "Ветреный день" (1947), "Дождливый день" (1934), "Перед дождем" (1929). "Гроза на Волге" (1969), "Шторм на Волге" (1966), "Низовой ветер" (1926), "Грозовые облака" (1972), "Заря вечерняя" (1969). Борису Васильевичу было свойственно пристально вглядываться в окружающий мир, сосредоточивать внимание на отдельных его элементах: "Этюд дерева" (1925), "Дерево", "Горный тополь" (1926), "Ветла", "Деревья" (1934), "Ветви ольхи", "Березы" (1937), "Березы осенью" (1969). "Сибирские березы" (1965), "Старый осокорь" (1964). "Корня" (1963) и др.
Часто художник обращался к жанру натюрморта: "Астры" (1925), "Георгины" (1926), "Полевые цветы" (1936), "Колокольчики" (1936), "Натюрморт с зеленым кувшином" (1947), "Анемоны" (1958), "Ландыши" (1949), "Подсолнухи" (1927, 1970), "Маки"(1969), "Ромашки и васильки" (1973) и др.
Периодически он писал и рисовал портреты: "Портрет в синем". "Портрет Д.П."(1923), "Портрет дочери" (1936, 1937, 1950), "Портрет старика" ("Старый солдат") (1950), "Голова старика" (1965), портреты В.И. Никитина (1940), художника Д.К. Севастьянова (1972), скульптора Э.Ф. Эккерта (1953), калмыка Шакурова (1958), Чу-Чан-Минь и Чан-Шу-Ин (1952) и прочие.
К производственной теме Б.В. Миловидов обращался редко. Тем не менее первая большая картина его - "Пионеры-авиамоделисты" (1934). Идея ее зародилась в результате частого посещения пионерского санаторного лагеря на 11-й Дачной остановке. Наша семья проводила лето, снимая комнату у владельцев дачи, расположенной неподалеку, на 10-й Дачной остановке, в гуще леса. В лагерь ходили в гости, на пионерские костры, которые зажигались только после наступления темноты. Большой костер на поляне высвечивал белоствольные березы на фоне ночного леса. Вокруг костра рассаживались дети, пели, выступали с концертом. Отец наблюдал и делал рисунки. По возвращении в Саратов он стал целенаправленно работать над родившейся темой, ходил рисовать пионеров в кружок авиамоделистов Дома пионеров.
Интерес к пионерам, пионерской тематике сохранился. Он с удовольствием участвовал в росписи здания будущего Дворца пионеров, подружился в последние годы жизни с детским ансамблем гармоник "Колокольчик" и его руководителем С.А. Поповым, сделал массу рисунков кружковцев, написал портрет одного из них. ставшего впоследствии вертолетчиком и участником Афганской войны. Все рисунки переданы мною во Дворец творчества юных, в музей ансамбля "Колокольчик".
В 20-е и 30-е годы на производственные темы Б.В. Миловидовым сделаны автолитографии: "Мостострой", "Кузница", "Кузнечный цех Ремзавода", "Паровозный цех", в 40-е годы рисунки: "Полевой стан в Турках", "Комбайн "Сталинец": написана картина "Рыболовецкий стан на Волге".
Особое место в его творчестве занимает серия листов, выполненных гуашью, темперой, в смешанной технике, посвященных строительству автодорожного моста через Волгу: "Восьмая опора". "Волжские будни", "Ферма "Птичка" на стапелях", "Птичка и понтоны", "Девятая опора". "Первые пролеты со стороны Саратова". "Скоро мост соединится", "Птичку перевозят на понтоны", "Трудовые будни Волги", "Строительная площадка Мостостроя" и др. Работать на строительстве было временами трудно. Пролеты моста, еще не имевшие ограждения, продувались ветром. При сильном ветре приходилось ложиться на бетон, прикрывать бумагу, чтобы не унесло.
Параллельно с преподавательской деятельностью, занятиями живописью и графикой, отец работал в области книжной графики. С 1928 года сотрудничал с Саратовским издательством (7), а также некоторыми другими.
За свою жизнь он принял участие в оформлении 130 изданий, в которых делал рисунки, обложки, суперобложки, титулы, форзацы и т.п. Книжная графика экспонировалась на ряде выставок: книжной графики саратовских художников (1951, 23 образца), на персональной выставке к 70-летию со дня рождения (1973, 8 образцов), на посмертной выставке (1976, 31 образец), работ ветеранов Великой Отечественной Войны (1977, 16 образцов), книжной графики, посвященной 70-летию Приволжского книжного издательства (1990, 19 образцов), персональной выставке в Энгельсском краеведческом музее (1990-1991, 39 образцов), выставке "Лик живой природы" (там же, 1991, 15 рисунков). В области плакатной графики Б.Б. Миловидов начал работать в 20-е годы. Это были киноплакаты, выполненные в технике литографии в учебно-производственных мастерских СГХГТП (8): "Остров погибших кораблей", "Под страхом смерти" (1925), "'Шина старой мельницы" (1929 ?); "Книгу в колхозы и совхозы" (1934).
С первых дней Великой Отечественной Войны в Саратове было создано "Агитокно", выпускавшее сатирические плакаты на злобу дня, в котором он принимал активное участие. Им выполнены плакаты: "Каждый убранный вовремя сноп. - это бомба в фашистский окоп" (1941, текст Г.Н. Наместникова), "Фашизм - это порабощение народов" (1941), "Все силы народа на защиту великихэавоеваний" ( 1942), "Защита отечества есть священный долг" (1943). Плакат "Сущность фашизма" был воспроизведен на огромном планшете на здании цирка (9).
Б.В. Миловидов - художник широкого творческого диапазона. Он работал в технике масляной и темперной живописи, гуаши, акварели, смешанной техники, графики (используя карандаш, тушь, китайскую тушь, соус, мокрый уголь, фломастер, перо), занимался литографией, книжной графикой и плакатом (10).
Вместе с тем дважды он проявил себя как монументалист. В 1940 году во главе бригады художников в составе Б.П. Боброва и Е.Ф. Тимофеева он осуществил настенные росписи по левкасу на темы басен Крылова к открытию Дворца пионеров. До настоящего времени они сохранились, продолжая оставаться уникальными. В конце 60-х годов он выполнил настенные росписи в помещении Музея редких книг в Научной библиотеке Университета.
Неоднократно привлекался к участию в праздничном оформлении города: созданию эскизов и их осуществлению. Ему, вместе с художником А.Н. Чечневым, выпала честь в ночь на 9 мая 1945 года писать лозунги в ознаменование победы над фашистской Германией. Борис Васильевич уже со студенческих лет - деятельный участник выставок. К настоящему времени число выставок, на которых экспонировались работы Б.В. Миловидова, достигло 85, из них прижизненных - 59.
Помимо саратовских, он участвовал в 10 иногородних выставках, аименно: в Москве- 1926, 1928, 1929 гг. ("Четыре искусства"), 1937г. (Выставка работ художников-педагогов изоучилищ), 1944г. (Выставка произведений художников союзных республик, автономных республик и областей), 1946 г. (Выставка периферийных художников); в Ленинграде- 1928 г. ("Четыре искусства."), в Балашове- 1938, Куйбышеве- 1945 г.; на зональных выставках "Большая Волга" - в Волгограде - 1967 г. и Ульяновске - 1969-70 гг.
Первая персональная выставка Б.В. Миловидова в связи с его 60-летнем состоялась в залах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева в 1963 году. Там же открылась его персональная выставка 1982 года. Персональные выставки 1973и 1976 годов состоялись в Выставочном зале Союза художников. В 1990 и 1991 годах персональные выставки художника были организованы Энгельсским краеведческим музеем, выставка 1991 года открылась под названием "Лик живой природы" (рисунки животных) и высветила существенную грань его творчества и его облика.
Художники, как правило, не ведут строгий учет своим работам. С годами забывается год написания, местонахождение. Поэтому провести учет творческого наследия очень трудно. Однако судьбу многих произведений удалось проследить.
В Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева находится 27 живописных и 7 графических работ; в Саратовском областном музее краеведения - картина "Нива золотая", четыре листа из серии "Строительство автодорожного моста через Волгу", 3 киноплаката 20-х годов, плакаты военных лет. книжная графика, всего 75 произведений. Хвалынская картинная галерея приобрела "Пруд на 9-й Дачной" (1936), "Плоты" (1956), .Осенний лес" (1960).
В Вольском художественном музее в постоянную экспозицию включены: "Затон"(1927). "Рожь в крестах" (1931), "Подсолнухи" (1927), "Волга. Низовой ветер" (1936), .Натюрморт с зеленым кувшином" (1959). В Энгельсском краеведческом музее 13 работ, среди которых "Лунная ночь на Волге" (1970), "Усть-Курдюм. Сушка сетей" (1960), "Анемоны" (1958), "Заря вечерняя" (1968). "Подворье в Щербаковке"( 1938) и другие.
Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" принял в дар рисунок в гуаши "Дерево (орех) и пушка - современники друга Лермонтова А. И. Одоевского - на месте, где он похоронен" (Лазаревское, 1960). Саратовскому Дворцу творчества юных, для музея ансамбля гармоник "Колокольчик" передано 27 карандашных и акварельных рисунков - портреты участников ансамбля, портрет маслом пионера, ставшего потом участником войны в Афганистане, натюрморт с гармоникою, наброски. Много этюдов находится у частных лиц-друзей и знакомых. За 40 лет преподавания Бориса Васильевича в Художественном училище многие считали его своим учителем, десятилетия поддерживали с ним знакомство, переписку, приезжали в Саратов, приходили домой повидаться. Назову некоторых из них. Алаторцев Георгий Васильевич. Живописец. Человек сложной судьбы, т.к. по военному призыву ему пришлось освоить профессию летчика и вернуться в искусство только по выходе на пенсию, продолжая сейчас увлеченно писать.
Архангельский Николай Александрович. Театральный художник. На протяжении многих лет - главный художник Саратовского ТЮЗа. Заслуженный деятель искусств СССР, лауреат Государственной премии. Он довольно часто приходил к нам домой, внося оживление, делясь театральными новостями. Отец ценил его умение использовать в оформлении спектаклей приемы пейзажной живописи. Оба были безгранично преданы Волге. Однажды случайно встретились на Черноморском пляже в Лазаревском. Обрадовались бесконечно и тут же поделились: "Волга-то лучше!". Архангельский при этом достал фотографию с волжским пейзажем и написал на обороте: "От чего уехали?" Ахвледиани Сергей Александрович. Театральный художник, работал в театре имени Вахтангова. С отцом встречались в Москве, переписывались.
Бобров Борис Павлович. График, живописец. В 1939-1940 годах вместе с Миловидовым и Е.Ф. Тимофеевым выполнял настенные росписи по левкасу на темы басен Крылова во Дворце пионеров. В предвоенные годы общались почти ежедневно. Борис Павлович, будучи спортсменом, бегуном и лыжником, увлек и моих родителей лыжами. С наступлением зимы они вечерами совершали лыжные прогулки по городу.
Бородин Алексей Иванович. Живописец, заслуженный художник РСФСР. В годы войны служил в армии в Монголии, писал отцу письма, делился радостью, что имеет возможность рисовать. Бутенко Владимир Константинович. Книжный график, художественный редактор Приволжского книжного издательства Делая первые шаги в книжной графике, он приходил к отцу консультироваться, потом взрослел, обретал профессионализм и стал знатоком издательского дела.
Ершов Игорь Александрович. Живописец и график, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР. Переехав в Москву, в конце 60-х годов раза два приезжал на творческую дачу в Пристанное вместе с семьей. Очень высокий, дородный, он был прост в обращении и приветлив. Выполнив каждый свой ежедневный "урок" - написание этюда - они с отцом подолгу беседовали.
Жуков Николай Николаевич. График, народный художник СССР, художественный руководитель студии военных художников имени Грекова, дважды лауреат Государственной премии, член-корреспондент Академии художеств. Переписка с Жуковым была особенно оживленной и теплой. Николай Николаевич присылал отцу фото со своих рисунков к книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", фото с рисунков и открытки его "детской" серии. Они встречались в Москве и Саратове. От встречи в 1972 году остался его карандашный рисунок Бориса Васильевича. В 1970 году вышла книга Жукова "Счастье творчества" (11), которую он подарил отцу с таким посвящением: "Дорогому учителю Борису Васильевичу Миловидову, с доброй памятью о годах моего учения в Саратовском Художественном техникуме и о той любви к искусству графики, которую Вы по отцовски передали мне. Сердечно! Н. Жуков. 15.11.1970".
Илюшкин Антон Григорьевич. Живописец. Довольно часто бывал у Бориса Васильевича, затем уехал во Владивосток, откуда писал длинные письма, рассказывал об удачах своей творческой судьбы, присылал фотографии новых работ. Уже после кончины отца он продолжал писать моей маме, стараясь поддержать ее в горе.
Климашин Виктор Семенович. Еще в предвоенные годы он уехал в Москву, где работал заместителем главного редактора журнала "Огонек". До своей ранней кончины он постоянно писал Борису Васильевичу, присылал фотографии плакатов (один из них к кинофильму "Александр Невский"), репродукции, помещенные на страницах "Огонька", тем более интересные, что он одним из первых художников побывал за рубежом.
Найденко Владимир Федорович. График и живописец. Работал в Москве художественным редактором издательства "Мысль", принимал непосредственное участие в оформлении многих книг, в том числе и в Саратове. Ежегодно приезжая в родной Саратов, он непременно приходил к отцу, находя для разговоров множество общих тем.
Севостьянов Иван Васильевич. Театральный художник, народный художник РСФСР, работавший сначала в Саратове, в театре оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского, затем главным художником театра оперы и балета в Новосибирске и. наконец, в театре оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, тоже главным художником.
Взаимная симпатия выражалась в регулярной переписке, а в 1963 году произошла их очень теплая встреча в Новосибирске, где я тогда работала. По приглашению Ивана Васильевича мы посетили спектакль "Лебединое озеро", оформленный И.В. Севостьяновым блистательно. Вместе с театром И.В. Севостьянову довелось побывать на гастролях в Японии, где он, конечно, рисовал и подарил своему учителю несколько акварелей с видом пагод.
Фомичев Василий Осипович. Живописец, заслуженный художник РСФСР. Считал себя учеником Бориса Васильевича и в день его 60-летнего юбилея подарил свой пейзаж "Осень" с дарственной надписью: "От ученика Б.О. Фомичева - учителю Б.В. Миловидову.
Б.В. Миловидов свою преподавательскую деятельность начал с литографии, которую осваивал самостоятельно при производственных мастерских техникума, а также в Москве, где стажировался в "Рабочей газете". После создания в техникуме графического отделения, стал его преподавателем. Однако, графические отделения при всех художественных училищах, в том числе и в Саратове, были ликвидированы в связи с открытием в Москве Полиграфического института. После этого он работал преподавателем рисунка и живописи.
По складу своего характера он очень соответствовал званию педагога. Уравновешенный, доброжелательный, внимательный он вызывал доверие учащихся. Нередко среди учащихся попадались трудные - неуравновешенные, разгильдяи, лишенные чувства ответственности, легкомысленные, неусидчивые. Чаще всего эти качества проявлялись в момент написания курсовых и дипломных работ. Тут-то и проявлялся отцовский педагогический такт и настойчивость, начиналась борьба за человека. Приходилось ходить по домам, разыскивать "дезертиров", убеждать, вселять веру в свои силы.
Педагогический коллектив Художественного училища всегда был сплоченным, доброжелательным. На работу отец ходил как на праздник. С коллегами складывались не только хорошие деловые, но и дружеские отношения. Некоторых хорошо помню сама и по рассказам родителей. Готовясь к занятиям, Борис Васильевич выбирал из своей библиотеки книги для показа - "Рисунки старых мастеров". "Анатомию для художников", "Рисунки Леонардо да Винчи" и другие.
Для натюрмортов часто брал из дома керамику и куски тканей - в училище в военные годы была нехватка самого необходимого (12) . Когда на старших курсах учащиеся учились рисовать и писать человека, Борис Васильевич старался найти натурщика с оригинальной внешностью, колоритного, значительного. Для поисков шел на Верхний или Пеший базары, берег Волги. Присматривался к приглянувшимся типажам и кого-то удавалось уговорить позировать.
Самым ярким примером из натурщиков стал Яков Тарасович Подгорное, правда, нашел его не отец, а кто-то из педагогов, оказавшийся с ним вместе в больнице, В истории училища никто дольше него не работал: 13 лет! А всего он проработал в училище 18 лет... Его рисовало и писало несколько поколений учащихся и преподавателей - обнаженным и в разной одежде: рыбацких сапогах-бахилах с сетью в руках, в солдатской шинели, в рабочем комбинезоне. И каждый раз возникал живой, убедительный, новый образ. Секрет такого творческого долголетия в том, что Яков Тарасович, рабочий-прессовщик по профессии, привлекал атлетическим телосложением, хорошо развитой мускулатурой, незаурядной внешностью: хорошая шевелюра и пышные усы, которые редко кто носил, выделяли его на общем фоне. Придя в училище, он начал позировать в группах Б.В. Миловидова. И.Н. Щеглова, Э.Ф. Эккерта. Дружба с ним отца длилась до конца жизни.
По давней традиции учащихся старших курсов во время каникул вывозили в Москву и Ленинград, чтобы показать музеи, выставки, посетить театр, познакомить с культурной жизнью столицы. В зимние каникулы 1948 года возглавлять поездку выпало на долю моего отца. Вместе с ним поехала и я. Это был курс, на котором учились Вера Шабанова, Нина Кондратьева. В.А. Куприянов, С.Г. Карташов, ставший впоследствии завучем училища. По приезде в Москву разместились в общежитии училища циркового искусства. Заветная мечта всех - скорее попасть в Третьякову. Однако выяснилось, что доступ в нее возможен только со справкой из санпропускника... Такова ситуация послевоенного времени.
Изощряясь в остротах, всем коллективом направились в ближайшую баню, получили заветный документ, после чего нас пропустили в галерею.
К счастью, справка давала право и на последующие посещения, так как осматривали картины не торопясь, внимательно слушая пояснения педагога. Старшекурсники чувствовали себя настоящими художниками, поэтому задавали вопросы и высказывали свои суждения. Останавливаясь перед портретами, отец просил охарактеризовать изображенного человека, выделить главные черты характера.
Из коллег по училищу к отцу приходили многие. Хорошо запомнились Ф.В. Белоусов, В.Н. Никитин, И.Н. Щеглов, Э.Ф. Эккерт, Е.Г. Морозова, В.Ф. Гуров, Г.Я. Мельников, позже - В. Белонович, B.C. Успенский. В.А. Конягин.
Федор Васильевич Белоусов - человек трагической судьбы. В 30-е годы он остался вдвоем с маленьким сыном Борей-жена его покинула, уехав с немецким иженером-контрактником в Германию Жили они на втором этаже дома по улице Горького, на углу Малой Казачьей.
В 1939 году Федор Васильевич умер от воспаления легких. В большом зале училища на Ленинской улице проходила панихида, толпилось много людей, у гроба сменялись в почетном карауле преподаватели. Потом - захоронение на Воскресенском кладбище, после чего Борю привезли к нам домой, до приезда из Ленинграда бабушки, тещи Федора Васильевича. До 1941 года она оставалась в Саратове, взяв на себя заботы о внуке. Мы с мамой их навещали. По окончании занятий в школе бабушка уехала с Борей в Ленинград. Разразилась война. Потом было письмо в Союз художников с просьбой помочь. Единовременно помогли. Больше вестей не было, по-видимому, они погибли в блокадном Ленинграде.
Владимир Ильич Никитин был старше отца, участвовал в империалистической войне, на которой потерял левую руку выше локтя. Мало знавшие его считали, что повезло: "Хорошо, что не правую!" А он был левшой... Несмотря на это, рисовали писал этюды правой. Часто приходил к отцу. Излюбленной темой его разговора была охота, особенно на вальдшнепа, - он был страстным охотником, пытался приобщить к ней отца. Но далее приобретения ружья дело не пошло. Подстрелив как-то на лету удода, отец был потрясен содеянным и никогда после не убивал никакую живность.
В 1937 году по инициативе Владимира Ильича поселились на лето вместе на 9-й Дачной остановке, в одном подворье. Там отец написал пейзажи "Дали" и "Пруд на 9-й Дачной".
В начале 90-х годов мне пришлось беседовать с одним из старожилов села Марфино, что в Аткарском районе. Замечателен Марфинский парк из хвойных деревьев, объявленный памятником природы. Барский дом не сохранился, но старожил вспомнил, что давным - давно художник с одной рукой каждый год приезжал в Марфино и рисовал дом. С.Г. Карташов подтвердил, что тем художником был Никитин, мечтавший купить в Марфине свой дом. Разыскала его сына Леонида, который помнил этот рисунок. Однако при переезде в новую квартиру, уже после смерти отца, он ящик с рисунками оставил в старом доме, а через несколько дней его не обнаружил. Так что от творческого наследия В.И. Никитина, видимо, ничего не осталось.
Иван Никитич Щеглов тоже встречался с отцом. В 1938 году по приглашению жены Я.Я. Вебера, Леонтины Ивановны, решили вместе поехать в Щербаковку. Наша семья поселилась в доме Вебера, а Иван Никитич отдельно, сняв комнату в доме местной жительницы, там же, где расположилась семья маминой подруги. Расстояние между домами было около полукилометра (это был хутор), дорога безлюдна. У Ивана Никитича был своеобразный характер, несколько замкнутый. Написанные этюды он приносил в свою комнату и никому не показывал. Об этих днях осталась память в собрании музея имени Радищева - картина "Речка Щербаковка".
Над Иваном Никитичем любили подшучивать, Места вокруг были малонаселенные, по ночам слышался волчий вой из ближайших лесистых оврагов. Вот и придумали. Отец научился прекрасно имитировать вой волков и этим воем пугали Щеглова. Предварительно обо всем договорившись, мы с мамой вечером шли в гости к маминой подруге. Отец оставался, якобы дома, а на самом деле к задуманному времени прятался в густом фруктовом саду, мимо которого надо проходить. Засидевшись допоздна, мама просила Щеглова проводить нас, а он начинал сначала отнекиваться, а потом, скрепя сердце, все-таки соглашался. При нашем приближении отец начинал подавать голос, неотличимо ПОХОЖИЙ на волчий, и Щеглов несколько тушевался. Однако, оставался "джентльменом" и провожал нас до крыльца. Такие проделки повторялись, пока не надоели. Щеглов так и не узнал, кто был "волком". В течение своей жизни отцу много раз приходилось заполнять анкеты и писать автобиографии. В одной из них он написал: "С детства я решил стать художником". Придя в искусство в 1918 году, он воспринял реалистические традиции Саратовской школы, берущей начало от реалистической школы времен передвижников.
Он писал: "В искусстве, в том числе и изобразительном, главное - выражение мысли, чувства, мироощущения, всего того, что можно назвать духовной атмосферой времени. Мне и хотелось в моих живописных пейзажах выразить эту духовную атмосферу нашего времени".
1 Миловидов Б.В. Автобиография: Рукопись.
2 Симонова А.Т. Пейзажные образы Саратовского края. Саратов, 1981. С. 24-27.
3 Миловидова И.Б. Сведения об участии и выставках заслуженного работника культуры РСФСР Б.В. Миловидова. Рукопись.1994.
4 Выставка картин Саратовской школы живописи (1923); Выставка картин местных художников (1924), выставка произведений педагогов и учащихся СХУ (1924). Вторая весенняя вы ставка произведений педагогов и учащихся СХУ (1925), Выставка живописи скульптуры и рисунков" (1925).
5 А.Т. Симонова ошибочно указывает, что Б.В. Миловидов выезжал в Щербаковку вместе с Уткиным.
6 Из воспоминаний Б.В. Миловидова.
7 На протяжении десятилетий оно не раз меняло свое название: Саратовское государственное издательство (1934-36), Саратовское краевое издательство (1936), Саратовское областное государственное издательство (1937-52), Саратовское книжное издательство (1953-63), Приволжское книжное издательство (с 1964 года).
8 Саратовский государственный художественно-промышленный техникум.
9 Озерная Р. Художник Б. В. Миловидов. Саратов; 1978.
10 В Справочнике членов и кандидатов в члены Союза художников СССР (М., 1968) он назван только живописцем.
11 Жуков Н. Счастье творчества. М., 1970.
12 Р.Г. Озерная со слов В.О. Фомичева описывает эпизод с приобретением на базаре живого петуха в качестве живой натуры: Озерная Р. Художник Б.В. Миловидов.
http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat4/mat4-6.html