13 апреля 2011
Семирадский Генрих Ипполитович Semiradsky Henry. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 101 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Семирадский Генрих Ипполитович
Semiradsky Henry
(1843 - 1902)
Биография
Семирадский Генрих Ипполитович исторический живописец второй половины XIX века. Будучи поляком по происхождению, он вобрал в себя культуру нескольких народов.
Семирадский родился 24 октября 1843 года на Украине в селе Новобелгород в семье офицера драгунского полка царской армии. Уже в харьковской гимназии он проявлял интерес к искусству. Уроки рисования вел художник Безперечный Д.И. (ученик Брюлова К.П.), который и пробудил в Семирадском любовь к искусству.
По настоянию отца Генрих Семирадский поступает на физико-математический факультет Харьковского университета, но продолжает брать уроки рисования у Безперечного Д.И.
Закончив университет в 1864 году, Семирадский уезжает в Петербург для продолжения обучения в Петербургской Императорской Академии Художеств. В 1870 году он завоевывает Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.
Перед поездкой в Италию Семирадский некоторое время проводит в Мюнхене, где посещает мастерскую знаменитого немецкого художника Карла фон Пилоти, а также студии других живописцев. Здесь Генрих Семирадский пишет историческую картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма», рисунок и картон к которой были нарисованы еще в Петербурге.
В 1873 году Семирадский переехал во Флоренцию, а затем в Рим. Его новое произведение «Грешница» знаменует собой начало собственного пути в искусстве и отход от академической школы. Картина произвела огромное впечатление на публику. Семирадский же удостаивается титула академика. В том же году он обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской.
За перниод с 1873 по 1876 год Генрих Семирадский создает несколько новых картин и серию этюдов. В их числе «Нимфа», «По примеру богов» и «Светочи христианства» («Факелы Нерона»). За монументальную историческую композицию «Светочи христианства» (Краков, Национальный музей) Петербургская Императорская Академия Художеств присвоила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почётного легиона.
В Москве Семирадский работает над созданием росписей на стенах храма Христа Спасителя. И хотя сами росписи не сохранились (храм был взорван в 1931 году), эскизы «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского», «Погребение Александра Невского» хранятся в Государственном Русском музее. Тамже Семирадский написал «Тайную вечерю» в запрестольной апсиде, «Крещение господне» и "Въезд Иисуса христа в Иерусалим" над окнами хоров храма.
Художник неоднократно возвращается к библейским мотивам и создает прекраснейшие полотна: «Христос у Марфы и Марии», «Христос и самаритянка».
Наряду со сложными историческими композициями Семирадский писал картины античного жанра, чаще небольших размеров. В них он уделял особое внимание интерьеру, предметам быта, историческим костюмам. Если сюжет разворачивается на лоне природы, то пейзаж чаще доминирует над сюжетом картины. Солнечный свет в картинах Семирадского моделирует форму предметов и создает единую объемно-пространственную среду.
«Танец среди мечей»(1881, Государственная Третьяковская галерея) - один из шедевров античного жанра.
Семирадский с легкостью профессионала пишет тело обнаженной танцовщицы в окружении расставленных остриями вверх мечей, девушек, сопровождающих танец мелодичной игрой флейты, кифары и барабана, а также группу патрициев. Красивые силуэты девушек, залитая светом терраса, с любовью исполненные небольшие детали, будь то насыщенно-фиолетовые ирисы у бассейна или одежда танцовщицы, брошенная на мраморную скамью, мягкая световоздушная среда, все это наполняет картину тонкой лирикой.
Сюжетная линия картин «У храма (Идиллия)», «Талисман», «Песня рабыни», «Римская идиллия», «Рим. Деревня» уходит на второй план. В них художник старается передать состояние покоя и умиротворенности.
В картине «У источника» низатейливая сцена разворачивается на фоне пышной южной природы. Три юные девушки отдыхают в прохладной тени деревьев у источника, прислушиваясь к звукам флейты мальчика-пастушка. Кажется, что время остановилось. Размеренные движения фигур, их классическая красота и естесственная расстановка создают ощущение полной гармонии. Картина прекрасно решена по колориту.
Огромный успех у современников имела картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889, Государственный Русский музей). Эта картина была приобретена императором Александром III.
А.Н. Бенуа так охарактеризовал живопись Генриха Семирадского: « Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов,.. красивая живописная техника - были для поколения русских художников 1870 - 1880-х годов настоящим откровением».
За этот интересный материал мы благодарны сайу "artica":
http://artica.su/genrih_ippolitovich_semiradskij/