26 апреля 2011
Верещагин Василий Васильевич Vereschagin Vasily. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 378 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Верещагин Василий Васильевич 

 

Vereschagin Vasily


(1842 - 1904)

 

 

 

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.

 

В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

 

В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.

 

В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии.

 

Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870,. ГТГ), "Опиумоеды" (Гос. музей искусств Узбекской ССР), "Продажа ребенка-невольника" (1872, ГТГ), "Самаркандский зиндан" (Гос. музей искусств Узбекской ССР), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, ГТГ) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда.

 

Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в .самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Солдаты Верещагина, - писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье".

 

В картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871, ГТГ) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине "Вошли" - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: "Высматривают" (1873, ГТГ), "Нападают врасплох" (1871, ГТГ), "Представляют трофеи" (1872, ГТГ), "Торжествуют" (1872, ГТГ) и "Апофеоз войны" (1871-1872, ГТГ).

В полотне "Апофеоз войны" на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев- пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения, и Верещагин делает надпись на раме: "Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим". "Апофеоз войны" - суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье.

 

"Я не знаю, - писал И. Н. Крамской о Верещагине, - есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей..." Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, ГТГ), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, ГТГ).

 

Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности "Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879, Музей Викториум-Мемориум, Калькутта).

 

Вспыхнувшая в 1877- 1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.

 

"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".

 

Война в полотнах Верещагина вновь предстала во всей суровой и мужественной правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник огромные людские потери в этой трудной кровопролитной войне.

 

Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке" (Гос. музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Гос. музей русского искусства, Киев) "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, ГТГ).

 

Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881,ГТГ). Картины "Победители" (1878-1879, Гос. музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти Целый полк егерей. В картине "Победители" изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - "Побежденные"- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.

 

1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней": "Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885, Гос. музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.

 

Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом". Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен".

 

Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского боя" (1899-1900, Гос. Исторический музей). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896- 1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898; все в Гос. Историческом музее) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: "В Гродне - пробиваться или отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895), "На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал великой армии" (1896-1897, Гос. Исторический музей). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.

 

...Шапки пушистого белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди, пристально всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. "Не замай, дай подойти", - словно говорит он.

 

Эти слова являются названием картины (1887-1895, Гос. Исторический музей). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине "С оружием в руках - расстрелять" (1887-1895, Гос. Исторический музей) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений "Ночной привал великой армии" изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.

 

Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.

 

До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину в конце 80-начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901-1902 годах - на Филиппинах и Кубе, в 1903 году - в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.

 

Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами; он все оставил и, по словам Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок".

 

31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

 

Использованы материалы статьи Кузнецовой Э.В. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.


Его планам не суждено было сбыться

 

С началом войны с Японией на наше особое делопроизводство была возложена обязанность решать вопросы по отправлению наших и иностранных военных корреспондентов, а также любых других лиц, желающих выехать на театр военных действий.

 

Первым явился к нам наш известный художник В.В. Верещагин, который передал нам письмо от А.Н. Куропаткина к генералу Я.Г. Жилинскому о выдаче ему разрешения немедленно выехать в Порт-Артур.

 

Это было первое разрешение, написанное мною.

 

Разговаривая с Василием Васильевичем, я высказал мое удивление, что он выезжает так рано, когда, собственно говоря, военные действия еще не начинались, и сообщил, что назначенный командующим армией генерал Куропаткин еще неизвестно когда выедет.

 

На это он мне ответил, что он умышленно спешит выехать как можно скорее, так как задумал написать картины о событиях новой войны, списанные в действительности с натуры и по возможности с самого начала военных действий. Это должен был быть ряд картин, подобных уже написанным им об Отечественной войне 1812 года, он задумал написать их таким образом, чтобы зритель получил по возможности наиболее верное реальное представление о происходившем с самого начала и до конца войны.

 

— Но ведь это будет колоссальная работа, — сказал я.

 

— Да, конечно, но на местах я буду писать только эскизы, а затем по окончании войны в своей мастерской буду в продолжении долгого времени писать картину за картиной. Сколько именно — неизвестно. Да и знать не могу, — ответил великий художник.

 

Человек предполагает, а Бог располагает. Великому художнику не удалось написать даже и первого эскиза. Судьба решила иначе, и он погиб при первой попытке записать в свой альбом действительный морской бой. С ним погиб и единственный наш флотоводец, который мог успешно померяться силами с японским флотом, незабвенный адмирал Макаров.

 

На капитанском мостике стояли адмирал Макаров, Верещагин, великий князь Кирилл Владимирович, командир броненосца «Петропавловск» и другие.

 

Почему погибли именно перлы земли Русской?

 

В штаб передавали — не знаю, насколько это соответствует истине, — что адмирал Макаров сам снял с крюка спасательный круг и дал его Кириллу Владимировичу.

 

Само Провидение с самого начала японской войны как бы губило все светлое и покровительствовало темным силам.

 

Печатается по кн.: Никольский Е.А. Записки о прошлом. Сост. и подгот. текста Д.Г. Браунса. М., Русский путь, 2007. с. 114.


 

 

 

 


 

 

« вернуться

Рейтинг 36 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 378 из этого альбома
"Ананури"
"Апофеоз войны"
"Араб на верблюде"
"Афганец"
"Афганец"
"Бания (торговец)"
"Башибузук (Албанец)"
"Богатый киргизский охотник с соколом"
"Браминский храм в Адельнуре"
"Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким"
"Бурлак с шапкою в руке"
"Бухарский солдат (сарбаз)"
"Бхил (Бхилы - одно из горных племен Декана)"
"В горах Алатау"
"В горах"
"В Городне - пробиваться или отступать"
"В госпитале"
"В Иерусалиме. Царские гробницы"
"В Индии. Снега Гималаев"
"В Кремле - пожар"
"В парке"
"В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)"
"В Успенском соборе"
"В штыки Ура Ура (Атака)"
"Верблюд во дворе караван-сарая"
"Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур)"
"Вид Крымских гор"
"Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге"
"Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели"
"Всадник в Джайпуре"
"Всадник-воин в Джайпуре"
"Всадники, переплывающие реку"
"Вход в храм Никко"
"Входная дверь в церковь под Казбеком"
"Высматривают"
"Гималаи вечером"
"Гималаи. Главная вершина"
"Гималайский пони"
"Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром"
"Гора Казбек"
"Горный ручей в Кашмире"
"Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри"
"Два еврея"
"Двери Тимура (Тамерлана)"
"Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент"
"Дети племени солонов".
"Допрос перебежчика"
"Дутарист"
"Евнух у дверей гарема"
"Жители Западного Тибета"
"Зырянин"
"Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом"
"Икона Николы с верховья реки Пинеги"
"Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского"
"Индиец"
"Индийский мотив"
"Калмыцкая молельня"
"Калмыцкий лама"
"Киргиз"
"Киргизская девушка"
"Киргизские кибитки на реке Чу"
"Китаец"
"Китайская палатка"
"Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером"
"Конец Бородинского боя"
"Кочевая дорога в горах Алатау"
"Кули (Носильщик)"
"Курильские острова"
"Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх"
"Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана"
"Лезгинка"
"Людоед"
"Люлли (цыган)"
"Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд"
"Мавзолей Тадж-Махал в Агре"
"Мавзолей Тадж-Махал"
"Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде"
"Мальчик солон".
"Мальчик-узбек"
"Маршал Даву в Чудовом монастыре"
"Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кришинским редутом под Плевной"
"Молитвенная машина буддистов"
"Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде"
"Монастырь в скале. Ладакх"
"Монастырь Хемис в Ладаке"
"Море"
"Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре"
"Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся"
"Мусульманин - слуга"
"Мыс Фиолент вблизи Севастополя"
"На большой дороге. Отступление, бегство..."
"На большой дороге. Отступление, бегство..."
"На мосту"
"На Шипке все спокойно..." 2
"На этапе. Дурные вести из Франции"
"Нападают врасплох"
"Наполеон I на Бородинских высотах"
"Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало)"
"Наряд киргизки-невесты с головным убором, закрывающим лицо"
"Не замай. Дай подойти"
"Ночной привал великой армии"
"Отставной дворецкий"
"Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль"
"Парламентёры. Сдавайся — Убирайся к чёрту"
"Перевязочный пункт"
"Перед атакой. Под Плевной"
"Перед Москвой в ожидании депутации бояр"
"Перекочевка киргизов"
"Переход колонны М.Д. Скобелева через Балканы"
"Пикет на Балканах"
"Пикет на Дунае"
"Письмо на родину (Письмо к матери)"
"Письмо осталось неоконченным"
"Письмо прервано"
"Победители"
"Побежденные. Панихида"
"Повозка богатых людей в Дели"
"Повозка в Дели"
"Политики в опиумной лавочке. Ташкент"
"Портрет бачи"
"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной"
"После неудачи"
"После удачи"
"Посмертные памятники в Ладакхе"
"Постоялый двор близ Ташкента"
"Прапорщик Гассан-Бек Джагранов"
"Представление начальству (Русский офицер и кавказцы)"
"Представляют трофеи"
"Прогулка в лодке"
"Продажа ребенка - невольника"
"Проход Барскаун"
"Пушка"
"Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре"
"Развалины в Чугучаке"
"Развалины китайской кумирни. Ак-Кент"
"Развалины театра в Чугучаке"
"Раненый"
"Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии"
"Розы в Ладаке"
"С оружием в руках - расстрелять"
"Садовая калитка в Чугучаке"
"Священник парс (огнепоклонник). Бомбей"
"Северная Двина"
"Смертельно раненный"
"Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)"
"Совар - правительственный посыльный"
"На Шипке все спокойно" Триптих. "Солдат на снегу" 1
"Старуха-нищенка девяносто шести лет"
"Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре"
"Тамерлановы ворота"
"Телега для раненых"
"Торжествуют"
"Торжествуют"
"Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме"
"Троицын день. Село Коломенское"
"Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели"
"Туркестанский офицер, когда похода не будет"
"Туркестанский солдат в зимней форме"
"У дверей мечети"
"У крепостной стены. Пусть войдут"
"Угол турецкого редута, взятого М.Д. Скобелевым 30 августа, но снова покинутого 31-го"
"Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент"
"Узбек-продавец посуды"
"Узбекская женщина в Ташкенте"
"Улица в деревне Ходжагенте"
"Факир"
"Факиры"
"Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент"
"Храм в Токио"
"Шинтоистский храм в Никко"
"Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой"
"Шпион"
"Эльбрус"
"Яки"
"Японка"
"Японка"
"Японский нищий"
"Японский священник"
"У крепостной стены. Пусть войдут"
"Нищие в Самарканде"
"Княжна Мэри на прогулке"
"Армянин из Моздока"
"Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла"
"Старуха-агаларка в национальном головном уборе"
"Молоканский пресвитер" (Петр Алексеевич Семенов)
"Духоборы на молитве"
"Стрижка овец"
"Молоканка в красном сарафане"
"Молодой молоканин"
"Старик молоканин"
"Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше"
"Бурлаки"
"Бурлак, держащийся руками за лямку"
"Бурлак с низко наклоненной головой"
"Бурлак в фуражке"
"Голова казаха в войлочной шляпе"
"Старая крепость по дороге из Чимкента в Ташкент"
"Узбек в чалме"
"Индиец-мусульманин в чалме"
"Портрет мужчины в белой чалме"
"Казахские кибитки"
"Казах в национальном головном уборе"
"Казах в меховой шапке"
"Казашка"
"Мальчик-персианин, раб"
"Опиумоеды"
"Во дворе дома Верещагина в деревне Ходжагенте"
"Вход в зиндан в Самарканде"
"Мулла"
"Лестница в Шах-и-Зинда с виднеющимися куполами мавзолеев Амир-заде и Ширин-Бек-Ака в Самарканде"
"Бача и его поклонники"
"Кашгарец из Яркенда"
"Внутренность юрты богатого киргиза"
"Китаянка"
"Китайский домик"
"Китайский чиновник племени сибо"
"Кокандский солдат-узбек"
"Ворота в Чугучаке"
"Озеро Иссык-Куль вечером"
"Улица среднеазиатского города"
"Озеро в горах"
"В Чугучаке"
"Персиянин"
"Режущийся" (Добровольный мученик)
"Молодой имам, убитый"
"С гор на долины"
"Забытый"
"У крепостной стены. Вошли»
"Окружили – преследуют…"
"Аюдаг"
"Калмыцкий лама"
"Самаркандский зиндан" (подземная тюрьма)
"У гробницы святого"
"Кокандский солдат"
"У гробницы святого – благодарят всевышнего"
"Самарканд"
"Кутч-Баниан. Одна из сект. Бомбей"
"Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким"
"Колонны пещерного храма в Аджанте"
"Ворота Ала-уд-Дина. Старый Дели"
"Храм в Джайпуре"
"Дом Бирбаля в Фатахпур-Сикри"
"Женщина из Бутана"
"В Гималаях. Гора Джонгри зимой"
"Як"
"Минарет Кутб-Минар и ворота. Старый Дели"
"Главная вершина"
"Главный храм монастыря Тессидинг" (Сикким)
"Караван яков, нагруженный солью, около озера Цо-Морари, на границе Западного Тибета"
"Молодая девушка из знатного семейства Сиккима"
"Лама в костюме для религиозного танца «цам» "
"Горы близ монастыря Ташидинг. Сикким"
"Процессия слонов английских и туземных властей в Индии, в городе Джайпуре, провинция Раджпутана" (Будущий император Индии)
"Богатый казах в тюбетейке"
"Великий могол в своей мечети в Дели"
"Сикким. Индийские мотивы"
"Слон, пойманный в Тераи"
"Юноша из Сиккима"
"Женщина из Сиккима"
"Молодой лама"
"Галангский монастырь"
"Казаки, вступающие в Румынию" (Скобелев-отец)
"Трупы замерзших турецких солдат"
"Дорога через Балканы"
"Палатки"
"Палатка"
"На перевале. Балканы"
"Близ деревни Радищево под Плевной"
"Дорога около Плевны"
"Холмик (наблюдательный пункт) Александра II под Плевной"
"Под Плевной. В сторожевой цепи"
"Турецкий редут, на котором был убит С.В. Верещагин"
"Памятник лейб-гренадерам под Горным Дубняком"
"Транспорт раненых (Раненые)"
"Дорога военнопленных" (Дорога в Плевну)
"Привал военнопленных"
"Адъютант"
"Два ястреба. Башибузуки"
"На Шипке все спокойно" 3
"Снежные траншеи"
"Мечеть-жемчужина в Агре"
"Внутренность дома раджи Бирбаля в Фатехпур-Сикри"
"Закладывание мин на Дунае"
"Минная атака лейтенанта Скрыдлова"
"Александр II под Плевной"
"Взятие Гриницкого редута"
"Скобелев берет редут 30 августа"
"Вид Тырнова"
"Вид Габрова"
"Атака турками горы св.Николая"
"Внутри взятого редута под Горным Дубняком"
"Празднование взятия Карса и Плевны солдатами"
"Празднование взятия Карса и Плевны офицерами"
"Геройская смерть майора Горталова"
"Очистка Плевны"
"Переход через Балканы у Шипки"
"Последняя турецкая атака на Шипке"
"Бегство турок из-под Адрианополя"
"Вступление русских войск в Адрианополь"
"Перевязочный пункт под Плевной"
"Стена Соломона"
"Часть стены Соломона в Иерусалиме"
"Иерусалим. Царские гробницы"
"Святое семейство"
"Воскресение Христово"
"Русский отшельник на Иордане"
"Римский воин"
"Казнь заговорщиков в России"
"Подавление индийского восстания англичанами"
"Зимний вечер. У ворот"
"Закат над заснеженным полем"
"Лес под снегом"
"Сумерки"
"Закат солнца"
"Река зимой"
"Парень в черном картузе"
"Женщина в сером платке"
"Молодой человек"
"Распятие на кресте у римлян"
"Снег"
"Березы под снегом"
"Огонь"
"В Петровском дворце"
"На морозе"
"Бегство Наполеона из Кремля"
"Перед исповедью на паперти сельской церкви"
"Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского"
"Бродяга из Вашингтона"
"Веселая минутка"
"Старик дворник"
"Кружевница"
"Север. Облачный день"
"Крым. Дорога в горах"
"На Северной Двине закат"
"Песчаный остров на Северной Двине"
"Возвращение из Петровского дворца"
"Зарево. Замоскворечье"
"Трава"
"Крутицкий терем"
"Крутицкий терем"
"Изразцовая печь"
"Древесные сучья"
"Сквозь пожар"
"Крымский вид"
"Горничная из Сан-Франциско"
"Прачка в Вашингтоне"
"Близ Константинополя"
"Пальмы"
"Жилище островитян"
"Солдат американской армии"
"Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот"
"После морского боя. Затопленный испанский флот"
"Крепость Сант-Яго"
"Мужская фигура в плаще, освещенная снизу"
"Мужская фигура в плаще"
"Псков. Вид на кремль из Запсковья"
"Московский кремль зимой"
"Добрые кумовья"
"Свидание"
"Архитектурный проект типовых торговых рядов на Красной площади в Москве"
"Близ Георгиевского монастыря. Крым"
"Венеция. Церковь Сан Джорджио Маджори ночью"
"Море"
"Море у гористого берега"
"Горный пейзаж"
"Снежная равнина"
"Ночь. Буря"
"Облака"
"Морское море"
"Христос на Тивериадском озере"
"Лошадь в упряжке"
"Верблюд"
"Голова девочки"
"Двери деревянной церкви на Северной Двине"
"Эльбрус" Этюд
"Молодая женщина"
"Вход в храм в Киото"
Этюд
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования