30 апреля 2011
Коровин Константин Алексеевич Korovin Konstantin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 272 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Импрессионизм
Разместил: Ивасив Александр

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Коровин Константин Алексеевич


Korovin Konstantin


(1861 - 1939)

 


 

В копии Метрической книги Сергиевской церкви за 1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской священник Симеон Поспелов с причтом.

 

 

 

 

 

 


Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб”.


В 1877 году, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс А. К. Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте...”.


Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик” (1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.


С 1882 года преподавателем Константина Коровина становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы.


Известность молодому художнику принес “Портрет хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888 году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного художника.


Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи (“За чайным столом”, “В лодке”).


Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).


В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем сезоне — “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А. Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище над Радамесом”.


На деньги, заработанные в театре, Коровин совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона. Испанки Леонора и Ампара” (1889)...


В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С. Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно. Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость.

 

 


 

 

Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины “Берега Норвегии”, “Северное море”.


Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 году была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве пейзажей: “Гавань в Норвегии”, “Ручей святого Трифона в Печенеге”, “Гаммерфест. Северное сияние”, “Мурманский берег” и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 90-е годы.


По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.


С 1890-х гг., творчески восприняв достижения французского импрессионизма, в 1900 — 1910-х гг. он окончательно перешел от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий (“Москворецкий мост”, 1914).


В 1900 году Коровин назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке в Париже. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За оформление Кустарного павильона (его еще называли “Русской деревней”) и за свою живопись художник получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. Произведения художника экспонируются во многих городах Европы.


С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, он создает “декорации настроения”, которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Коровин не только придал русской опере на темы отечественной истории особый национальный дух и колорит (“Руслан и Людмила” (1901) и “Жизнь за царя” (1904) М. И. Глинки, “Князь Игорь” А. П. Бородина, оперы Н. А. Римского-Корсакова: “Садко” (1906), “Сказание о невидимом граде Китеже” (1907), “Золотой петушок” (1909), “Снегурочка” (1911), “Сказка о Царе Салтане” (1913)), но и тонко перерабатывал свои пейзажные натурные впечатления, сообщив оформлению спектакля своеобразную жизненную трепетность.


Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. “Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты..., — писал Коровин. — Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.


С 1910-х годов усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает вершины. Это хорошо видно в картинах “Пристань в Гурзуфе” (1914) и “Базар” (1916). Тогда же он пишет много натюрмортов. “Розы и фиалки” (1912) исполнены в сочной, мажорной цветовой гамме. Натюрморт “Рыбы” (1916) замечателен осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.


“Необычайно эмоциональный, — пишет о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника”.


С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон.


Во время первой мировой войны К. Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре, оформляет ряд постановок: “Валькирия” и “Зигфрид” Р. Вагнера, балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского (1918 — 1920).


В 1923 Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство. Париж стал одной из любимых тем художника. В парижских городских пейзажах “Парижское кафе” (1890-е), “Кафе де ля Пэ” (1905), “Париж. Площадь Бастилии” (1906) и других подчеркнуто как бы случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета свободная манера живописи.


В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: “Париж ночью. Итальянский бульвар” (1908), “Ночной карнавал” (1901), “Париж вечером” (1907) и другие.


Парижские работы художника наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.


В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Умер Константин Коровин в 1939 году. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.


 

 

За этот материал мы благодарны сайту  "Русская живопись" http://www.artsait.ru/art/k/korovin/main.htm

 

 


« вернуться

Рейтинг 15 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 272 из этого альбома
"Автопортрет"
"Актриса Надежда Комаровская"
"Алупка"
"Архангельск"
"Архангельский порт на Двине"
"Балкон в Крыму"
"Бастилия"
"Бахчисарай"
"Белая ночь в Северной Норвегии"
"Берег Арагвы"
"Берега Мурмана (Поморские кресты)"
"Борис Годунов. Коронование"
"Букет бумажных роз"
"Бульвар в Париже"
"В дороге"
"В древнем граде"
"В испанской таверне"
"В комнате" 1
"В комнате" 2
"В Краснокаменке под Гурзуфом"
"В купе"
"В лодке" 1
"В лодке" 2
"В мастерской художника" 1
"В мастерской художника" 2
"Венеция" 1
"Венеция" 2
"Весенние обряды"
"Весна" 1
"Весна" 2
"Ветер"
"Вечер"
"Вид поселка"
"Вид поселка. Кемь"
"Военная палатка Мато"
"Время завтрака"
"Всадник из религиозной процесии"
"Гавань в Марселе"
"Гавань в Норвегии"
"Гавань в Севастополе"
"Гаммерфест. Северное сияние"
"Город Леденец"
"Град-столица"
"Гурзуф вечером"
"Гурзуф" 3
"Гурзуф" 4
"Гурзуф" 1
"Гурзуф" 2
"Дама в кресле"
"Дама в шляпе"
"Двое в креслах"
"Двор"
"Дворец и гавань"
"Дворик"
"Девушка на пороге"
"Девушка с гитарой"
"Деревня"
"Жаркий день под Москвой"
"Жена хана"
"За чайным столом"
"Закат на окраине"
"Замок Гудала"
"Зима в Лапландии"
"Зима" 2
"Зима" 1
"Зимнее солнышко"
"Зимние сумерки"
"Зимний пейзаж"
"Зимняя ночь"
"Зимой" 2
"Зимой" 1
"Интерьер. Охотино"
"Испанка"
"Испанский кабачок"
"К весне"
"Кафе в Ялте"
"Кафе"
"Кемь"
"Китеж Великий"
"Князь Голицын и бояре"
"Комната Саламбо"
"Корабли. Марсель"
"Красная площадь в Москве"
"Крым. Гурзуф"
"Купальни"
"Ледовитый океан. Мурманск"
"Лес"
"Летний кабинет князя Василия Голицына"
"Летним вечером у крыльца"
"Лето"
"Летом"
"Мальвы в Саратовской губернии"
"Маскарад"
"Мефистофель"
"Милан"
"Монмартр вечером"
"Морской берег в Дьеппе"
"Москворецкий мост"
"Мост"
"Мостик у мельницы"
"Мостик" 2
"Мостик" 1
"Муза"
"На берегу моря в Крыму"
"На берегу Черного моря"
"На бульваре"
"На даче"
"На Кавказе. Сидящие горцы"
"На Оке"
"На палубе парохода"
"На площади"
"На Севере"
"На Сенежском озере"
"На террасе"
"На юге Франции"
"На юге"
"Настурции"
"Натюрморт с омаром"
"Натюрморт с портретом Перцевой"
"Натюрморт с рыбами"
"Натюрморт с фруктами и бутылкой" 2
"Натюрморт"
"Натюрморт. Вино, фрукты"
"Натюрморт. Розы"
"Невольничий рынок на Востоке"
"Неудача"
"Ницца. Улица ночью"
"Ночная улица. Париж"
"Ночной Париж"
"Ночь. Дуэт"
"Осенний пейзаж"
"Осень"
"Осень. Аллея в Жуковке"
"Осень. На мосту"
"Осенью (Девушка в саду)"
"Охотино. Сентябрь"
"Палата царского дворца в Тмутаракани"
"Париж ночью"
"Париж ночью. Итальянский бульвар"
"Париж после дождя"
"Париж утром"
"Париж" 1
"Париж" 2
"Париж. Бульвар Капуцинок" 1
"Париж. Бульвар Капуцинок" 2
"Париж. Кафе де ля Пэ"
"Париж. Сен-Дени"
"Париж. Сена"
"Париж. Улица Венеция"
"Париж. Утро"
"Парижский бульвар" 1
"Парижский бульвар" 2
"Парижское кафе" 1
"Парижское кафе" 2
"Пейзаж с избами"
"Пейзаж с изгородью"
"Пейзаж с фабричными строениями. Москва"
"Пейзаж"
"Персиянка"
"Плач Ярославны"
"Покупка кинжала"
"Половецкий стан"
"Полонез"
"Поморы"
"Порт в Марселе" 1
"Порт в Марселе" 2
"Портрет артиста Ф.И. Шаляпина"
"Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович"
"Портрет венгерского художника Йожефа Рипль-Ронаи"
"Портрет З.Н. Перцевой"
"Портрет И.А. Морозова"
"Портрет итальянского певца Анджело Мазини"
"Портрет Н.Д. Чичагова"
"Портрет Н.И. Комаровской"
"Портрет Надежды Ивановны Комаровской"
"Портрет О.Н. Алябьевой"
"Портрет О.П. Орловой"
"Портрет С.Н. Голицыной"
"Портрет Ф.И. Шаляпина"
"Портрет Ф.И. Шаляпина"
"Портрет хористки"
"Портрет художницы М.В. Якунчиковой"
"Посад берендеев"
"После дождя. Париж"
"Последний снег"
"Привал охотников"
"Пристань в Гурзуфе"
"Пристань в Гурзуфе"
"Пристань в Крыму"
"Пристань в Новгороде"
"Пристань у фактории на Мурмане"
"Пруд"
"Рабыня из свиты Шемаханской царицы"
"Ранняя весна"
"Речка в Меньшове"
"Речка Воря. Абрамцево"
"Розы в голубых кувшинах"
"Розы и фиалки"
"Розы и фрукты"
"Розы на фоне моря"
"Розы, фрукты, вино"
"Розы" 2
"Розы" 3
"Розы" 4
"Розы" 1
"Розы. Вечер"
"Россия. Ностальгия"
"Ручей Святого Трифона в Печенге"
"Ручей" 1
"Ручей" 2
"Ручей" 3
"Рыбы, вино и фрукты"
"Рыбы" 1
"Рыбы" 2
"Сад Лариных"
"Сад Маргариты"
"Сарай"
"Севастополь вечером"
"Севастополь зимой"
"Севастопольский базар"
"Север" 2
"Север" 1
"Северная идиллия" 1
"Северная идиллия" 2
"Село на севере России"
"Сенные девушки Хованского"
"Сенные девушки"
"Сирень"
"Скит"
"Слуга"
"Солдат"
"Среди мельниц"
"Сумерки в комнате"
"Тайга у Байкала"
"Танец"
"Татарская улица в Ялте. Ночь"
"Терем Дадона"
"Терем Ярославны"
"Терраса в Жуковке"
"Терраса"
"Терраса. Вечер на даче"
"Терраса. Париж"
"Тмутаракань. Ткачиха и Повариха"
"Торговая пристань в Град-столице"
"Трапезная палата в доме Ивана Хованского"
"У балкона. Испанки Леонора и Ампара"
"У дворянки"
"У окна"
"У омута"
"У открытого окна"
"У становища корабля"
"Уголок провинции (Улица в Переславле)"
"Улица в Виши"
"Улица во Флоренции в дождь"
"Утро. Охотничья палатка"
"Хозяйка"
"Храм Танит"
"Цветы и фрукты"
"Царь Дадон-военный"
"Цветы. Гурзуф"
"Черемуха"
"Черный кот на подоконнике"
"Эскиз декорации к балету Ц. Пуни Конек-Горбунок"
"Эскиз декорации к опере Виндзорские кумушки"
"Эскиз занавеса к спектаклю LA RONDE DES HEURES"
"Эскиз майолики"
"Ялта ночью"
"Ялтинский порт"
"Натюрморт с фруктами и бутылкой" 1
"Натюрморт с селёдкой"
"Лещи на зелёном столе"
"Улица южного города"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования