03 мая 2011
Грибков Сергей Иванович Gribkov Sergey. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 18 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Грибков Сергей Иванович

 

  Gribkov Sergey

 

(1822 - 1893)

 

 

 

Родившийся в городке Касимов Рязанской губернии 1822 году, С. Грибков лишь в 1844 году начал обучение художественному мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учащимся, он получил в 1852 году от Академии художеств за картину Испанка, молящаяся в церкви, звание внеклассного художника, хотя пребывал в стенах училища до 1856 года. Работал в дальнейшем в различных жанрах, создав в каждом из них значительное число картин.


В последние годы своей достаточно продолжительной жизни С.И. Грибков трудился над росписями ряда церквей в Москве (Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках, Св. Николая на Маросейке) и кафедрального собора в Курске.


Умер в 1893 году.

_________________________

 

Сергей Иванович Грибков родился в 1820 г. в Касимове Рязанской губернии в семье мелкого торговца. В возрасте 24 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в классе А. Н. Мокрицкого, который в свою очередь постигал мастерство живописи у знаменитого Карла Брюллова. В 1850 г. на студенческой выставке привлек внимание «силой» и «естественностью» этюд Грибкова «Голова турка», а год спустя он в числе трех учеников получил лучший номер и похвальный лист за эскиз «Киевлянин переплывает Днепр под стрелами печенегов». Из его ранних работ следует назвать: «Девушку с голубком», «Прачку», «Мальчика с клеткой» (1850), «Школьника с собакой», «Мальчика-рыбака», «Крестьянина, стерегущего овцу» (1853), «Девушку у колодца» (1855, ГТГ). Небольшие по размеру, но наполненные динамикой повседневной жизни картины Грибкова были новым словом в этот период развития жанровой живописи.

В 1852 г. художник изучал и копировал полотна в Эрмитаже. По возвращении из Петербурга за картину «Испанская монахиня, молящаяся в храме» («Молящаяся монахиня», ГРМ) он получил звание неклассного художника по исторической живописи. Это полотно выполнено в академическом стиле. В образе присутствует некоторая театральность, которая просматривается в эффектной постановке фигуры, в драпировке спускающегося сверху покрывала, в скульптурной лепке светотенью объемов и отсутствии молитвенного аскетизма. По окончании Училища С. Грибков там же продолжал совершенствоваться в живописном мастерстве до 1856 года. В дальнейшем он работал в основном как художник-жанрист. Известны его работы: «Праздник жатвы» (кон. 1860-х), «Утонувший», «Проводы рекрута», (1870), «Бабушкин сундук» (1871, ГТГ). Кроме того, художник написал несколько портретов — доктора Н. Е. Мазурина (1866), Н. А. Мосолова (1869), фельдмаршала Б. П. Шереметева (ЦВММ). В своих жанровых работах мастер нередко использовал литературные сюжеты: «Кот и повар» (сер. 1850-х гг.), «Обед Хлестакова» (1868, Литературный музей в Москве), «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1864, ГРМ, повторение — в Музее искусств Азербайджана). За последнюю работу в 1864 году он получил премию Московского общества любителей художеств. Имя художника упоминалось в журнале «Москвитянин», где отмечалось его «умение сочинять и стремление к юмору».

В 70-е годы мастер обратился к историческим сюжетам. Им были созданы такие произведения, как: «Ксения Годунова», «Семейство Годуновых» (1876, Тверская картинная галерея), «Марина Мнишек после падения Дмитрия Самозванца» (кон. 1870-х гг., эскиз, пастель). К этому же времени относятся и два его исторических полотна из собрания Ивановского историко-краеведческого музея: «Ревность Рогнеды» (1870), «Владимир и Рогнеда» (1874). Эти картины отличаются большим размером, репрезентативностью, академическими приемами в подаче образов, яркостью колорита. Но в то же время воспринимаются как бытовые сцены из жизни богатых людей. Известно, что Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволда. После захвата Полоцка (980) и убийства ее отца и братьев князем Владимиром Святославовичем она принуждена была стать его женой. Рогнеда приходилась матерью Ярослава Мудрого и Изяслава Владимировича и, следовательно, являлась родоначальницей полоцкой ветви Рюриковичей. В краеведческом музее экспонируется еще одна работа Грибкова на бытовую тему «Девушка в окне». По сведениям ивановского художника Аркадия Максимовича Кузнецова, взятым из дневника А. Я. Луганского, находящегося в литературном музее ИвГУ, С. И. Грибков был близок семье иваново-вознесенских промышленников Гарелиных. Первые его два произведения попали в Ивановский краеведческий музей из Воробьевского дома Марии Александровны Гарелиной около 1919 г. В Иваново-Вознесенске Грибковым были расписаны стены каменного пятиглавого Троицкого храма, большие вклады для обновления которого сделали фабриканты Гарелины: Никон Мефодьевич (1852 г.), Сергей Никонович (1866–1867 гг.), Мефодий Никонович (1871 г.).

Позднее художник отошел от литературных и исторических тем, всецело посвятив себя бытовой живописи. Им написана целая серия картин, в которых внимание автора приковано к «маленькому» человеку и его частной жизни — «Пирушка приказчиков», «Праздничный день чиновника» (1880, Музей изобразительных искусств Туркмении), «У колыбели», «В алтаре», «Девушка с венком» (1882, Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону), «Благословение невесты» (1887, Казахская художественная галерея).

В Москве у Сергея Ивановича Грибкова был собственный дом у Калужских ворот, и в нем — мастерская церковной живописи, где он работал со своими учениками. В своем творчестве художник уделял значительное внимание оформлению церковных интерьеров. Им были расписаны храмы — Параскевы Пятницы и Архангела Михаила в Овчинниках, Святого Николая на Маросейке в Москве (1887-1893), в Гурзуфе, а также выполнены живописные работы в кафедральном соборе г. Курска. Для Иваново-Вознесенска он также создал несколько иконописных произведений. По сведению А. М. Кузнецова, это — большие запрестольные образы в трех алтарях (главном и приделах) Покровского собора: «Снятие со креста», «Богоматерь», «Господь Вседержитель» и в Преображенской церкви — образ «Воскресение».

По отзывам современников, С. И. Грибков был скромным и отзывчивым человеком, всегда готовым помочь товарищам по профессии. Дружеские отношения еще со студенческих времен связывали его с известным пейзажистом А. К. Саврасовым. В 1848 г. Сергей Иванович помог А. К. Саврасову восстановиться в Училище живописи, ваяния и зодчества и продолжить образование в пейзажном и перспективном классе, возглавлявшемся Карлом Рабусом. Он же первым обратил внимание на выдающиеся способности друга и попросил состоятельного художника А. М. Зыкова «помочь молодому Саврасову выбиться на свойственный ему путь». В письме П. М. Третьякову от 13 февраля 1871 г. А. К. Саврасов, бывший в то время в Ярославле, сообщил, что он попросил Грибкова внести необходимые поправки в свою картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Это произведение было приобретено Третьяковым у автора для выставки. Когда же в 80-е годы XIX в. Саврасов был уволен из Училища, лишился семьи и жилья, С. И. Грибков до самой его смерти помогал художнику материально, и бесприютный академик живописи нередко проживал у него в доме. Сам же Грибков в последние годы своей жизни также находился в очень стесненных материальных обстоятельствах. Умер он в Москве 16 декабря 1893 г. в возрасте 73 лет. Расходы по его похоронам ввиду крайней бедности умершего взяли на себя знакомые художника. В газетной заметке, посвященной памяти живописца, С. И. Грибков назван художником, «преимущественно известным по церковной живописи». Однако портреты, жанровые и исторические произведения этого мастера свидетельствуют о неповторимости его таланта и высоком художественном уровне его творчества
 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 2 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 18 из этого альбома
"Прятки"
"Благословение на свадьбу"
"Боярышня у водоема"
"В лавке"
"Водовоз"
"Дама с маской"
"Дворецкий"
"Крестьянин, стригущий овцу"
"Ксения Годунова"
"Таланты и поклонники"
"У дверей приюта"
"У зеркала ( Девушка с ожерельем)"
"В церкви"
"Перед свадьбой"
"Кот и повар. (Иллюстрация басни И.А. Крылова)"
"За туалетным столиком"
?
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования