29 мая 2011
Рябушкин Андрей Петрович Rjabushkin Andrey. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 42 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Рябушкин Андрей Петрович

 

Rjabushkin Andrey

 

(1861 - 1904)


 

 

Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

 

 

 

 

 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

 

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

 

И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.

 

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

 

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

 

В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.

 

Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".

 

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902). В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

 

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

__________________________

 

"После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка."

Бенуа А.Н.

 

 

Родился в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии в семье крестьянина-иконописца. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова и в петербургской Академии Художеств. Его искусство впоследствии станет идеальным сочетанием московского и петербургского начал, соединив пристрастие художника к бытовому жанру, импрессионистической свободе мазка, красочности с уравновешенной графической линией и стилизаторской игрой. Рябушкин - автор разнообразнейших произведений: иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно и живописных работ. Отказавшись от пенсионерской поездки за границу, он много путешествовал по России, старинным русским городам - Новгороду, Угличу, Ярославлю, где изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды средневековой архитектуры. Все это впоследствии отразится в его живописных шедеврах 1890-х годов («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895). На полотне «Свадебный поезд в Москве» (1901) оживают образы древней Москвы XVII столетия. На дальнем плане движется красочная свадебная процессия, но все внимание зрителя приковано не к ней, а к фигуре молодой девушки на первом плане. Она стремится подальше уйти от шумного празднества, ее лицо выражает печаль. Что с ней произошло неизвестно - возможно, на месте невесты должна была быть она или ее жених уехал далеко, а может быть, и погиб - каждый вправе увидеть здесь свою историю. Творчество Рябушкина - мотивы бытового историзма времен Московской Руси, но это события не большой истории, а истории повседневно-будничной, уже после великого события, когда жизнь вошла в привычную колею («Семья купца в XVII веке», 1896), хотя художник обращался и непосредственно к историческому жанру («Потешные Петра I в Кружале», «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1890-е). Последним произведением Рябушкина стала картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году». Он скоропостижно скончался от туберкулеза в усадьбе Дидвино близ Петербурга 27 апреля 1904 года.

 

См. также:

1. Статья Николая Машковцева о творчестве Андрея Рябушкина

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 42 из этого альбома
"Возвращение с ярмарки"
"Московская улица XVII века в праздничный день"
"Московская девушка XVII века"
"Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)"
"Семья купца в XVII веке"
"В гости"
"Русские женщины 17 столетия в церкви"
"Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века"
«Втерся парень в хоровод...»
"Пожалован шубой с царского плеча"
"Церковь"
"Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате"
"Втерся парень в хоровод..."
"Боярская дума"
"В тереме"
"Волхвы"
"Воскресный день"
"Голгофа (Снятие с креста)"
"Девочка с куклой"
"Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских"
"Диакон"
"Зимнее утро"
"Иоанн Грозный с приближенными"
"Кабак"
"Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)"
"Красная палата"
"Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии"
"Михайловская улица в Новгороде"
"На гулянке"
"Новичок"
"Ноев ковчег"
"Ожидают выхода царя"
"Пир богатырей у ласкового княза Владимира"
"Портрет И.Ф. Тюменева с женой"
"Портрет И.Ф. Тюменева"
"Потешные Петра I в кружале"
"Слепой гусляр, поющий старинку"
"Старички (Старики мудрые)"
"Стрелец"
"Улица старой Москвы"
"Чаепитие"
"Эсфирь перед Артаксерксом"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования