05 июня 2011
Прокофьев Сергей Сергеевич. "Александр Невский". Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 14 файлов)
Музыка / Каталог музыкальных произведений по жанрам и видам / Кантаты
Разместил: Ивасив Александр
«Александр Невский»
Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938—1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора. «Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нем героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере «Война и мир», в музыке к «Ивану Грозному», в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая ценная сторона таланта Прокофьева раскрылась в атмосфере советского искусства, характерной своим неизменным и глубоким интересом к народу и его истории. Примечателен подход композитора к исторической теме. Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Но строгие, как древние фрески, образы старины в «Александре Невском» проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная «железная» музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил — кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Западной Европе. Интересно, что остросовременную трактовку образов средневекового фанатизма и жестокости можно найти в 30-е годы и у некоторых выдающихся зарубежных композиторов, в частности у А. Онеггера в его оратории «Жанна д'Арк на костре». В отличие от Онеггера, использовавшего в своей музыке подлинные интонации грегорианских хоралов, Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу. Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более «выгодным» дать «не в том виде, в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас ее воображаем. Точно так же и с русской песней: ее надо было дать в современном складе, оставляя в стороне вопрос о том, как ее пели 700 лет назад». В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом «баховском» стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жесткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания» остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами), ударные. В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых; и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных» однако, через своеобразие прокофьевского стиля. Прокофьев в «Александре Невском» пришел к созданию органичного современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.
В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
1. «Русь под игом монгольским»,
2. «Песня об Александре Невском»,
3. «Крестоносцы во Пскове»,
4. «Вставайте, люди русские»,
5. «Ледовое побоище»,
6. «Мертвое поле»,
7. «Въезд Александра во Псков».
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата оригинальна в жанровом отношении. В ней наряду с вокальными номерами (хорами во 2-й, 3-й, 4-й и 7-й частях и одной сольной песней в 6-йг части) содержатся самостоятельные оркестровые живописно-изобразительные эпизоды (превосходные пейзажи в 1-й и в начале; 5-й части, а также вся 5-я часть, представляющая собой батальную оркестровую картину с участием хора). Таким образом, вокальное, «кантатное» начало соединяется в «Александре Невском» с чертами программного симфонизма. Влияние кино на музыку ясно чувствуется в кантате, особенно в изображении «Ледового побоища»: центральная часть кантаты дана как цепь проносящихся контрастных кадров, и в этой: «кинематографической» динамике также заключается интересная-особенность произведения Прокофьева. В «Александре Невском» чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием. Драматургия кантаты основана на острейшем контрасте этих двух противоположных миров. Интересно, что в «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна (характеристика крестоносцев также). По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы (например, победный натиск русских войск в «Ледовом побоище» выражен появлением задорной, удалой темы). Такой метод музыкальной характеристики и развития образов типичен для Прокофьева. Замечательны стройность и цельность композиции всей кантаты. В центре ее находится «Ледовое побоище» — драматургическая вершина. В этой части разрабатываются основные темы произведения. По краям кантаты расположены эпические хоровые части, основанные на теме песни про Александра Невского.
1. 01_-_prelude.mp3
2. 02_-_the_13th_century.mp3
3. 03_-_plescheyevo_lake_song_about_alexander_nevsky.mp3
4. 04_-_pskov_in_flames.mp3
5. 05_-_death_to_the_blasphemer_peregrinus_expectavi.mp3
6. 06_-_arise_people_of_russia.mp3
7. 07_-_the_teutonic_camp_peregrinus_expectavi.mp3
8. 08_-_nevskys_camp_-_night_before_the_battle.mp3
9. 09_-_the_battle_on_the_ice_-_april_5_1242.mp3
10. 10_-_battle_-_the_ice_breaks.mp3
11. 11_-_the_field_of_the_dead.mp3
12. 12_-_pskov-_procession_of_the_fallen_and_the_judg.mp3
13. 13_-_and_now_lets_celebrate.mp3
14. 14_-_final_chorus.mp3