07 июня 2011
Абаза Аркадий Максимович. Abaze Arcady. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 40 файлов)

Музыка / Каталог музыкальных произведений по жанрам и видам / Романсы
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

 

Абаза Аркадий Максимович

 

 

 

Abaze Arcady

 

 

 

(1848 или 1845 - 1915)

 

 

 

 

Биография композитора, творческий путь. Музыкальные произведения.


 

(1848 или 1845, Суджанский уезд, ныне Курская обл. - 3(16) I 1915, Курск) - русский пианист, педагог, композитор и музыкально-общественный деятель.

 

 

Абаза Аркадий Максимович [30.VII(11.VIII).1843 - 3(16).I.1915] - педагог, музыкальный просветитель и общественный деятель, пианист и композитор, один из зачинателей систематического музыкального образования в Курской губернии. Выходец из молдавских дворян. Род. в с. Свердликовщина Суджанского уезда Курской губернии (ныне - Свердликово Суджанского р-на Курской обл.). Окончил Харьковское музыкальное училище Российского музыкального общества (РМО), затем Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и вокала. Брал уроки композиции и фортепиано в Германии у Г.ф.Бюлова. Основатель (1877) и директор музыкальной школы в Сумах, затем и музыкальных классов Курского отделения РМО (с 1881). А.М.Абаза руководил классами в течение 34 лет, создав в Курске высококвалифицированный коллектив преподавателей, и сам преподавал в этих классах фортепиано, вокал, теоретические дисциплины и композицию. Музыкальные классы А.М.Абазы окончили более полутора тысяч музыкантов. Здесь учились будущие выдающиеся скрипачи: М.Эрденко, которому А.М.Абаза помог поступить в консерваторию на бесплатное обучение, и К.Думчев, эстрадная певица Н.Винникова ( Плевицкая), М.Д.Роменский, Г.Подольский, композитор Николай Рославец и др..


Абаза является автором около 20 романсов ("Утро туманное" на сл. И. С. Тургенева, "То не ветку ветер клонит" и др.) и 30 фортепианных пьес, а также хора "Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию"("Славяне песнею высокой..."). Будучи членом Курской губернской учёной архивной комиссии, изучал музыкальные традиции Курского края,
А.М.Абаза редактировал народные песни Курской губернии. При активном участии А.М.Абазы в губернском музее открылся музыкальный отдел, в котором были собраны все народные музыкальные инструменты. Активно сотрудничал со столичной и местной прессой, пропагандируя музыкальное творчество, рассказывая о великих композиторах, писал музыкальные рецензии для газеты "Курские губернские ведомости" (1889 - 1908). Похоронен в Курске на Херсонском кладбище.

Соч.: Гимнъ святымъ братьямъ Кириллу и Мефодiю: Для четырехгол. хора (смешан. голосовъ) a capella. М.: А. Гутхейль, 1885.

То не ветеръ ветку клонитъ: Для голоса с ф.-п.: c.1-f.2. М.: А. Гутхейль, 1885.

Одно мне въ жизни утешенье: Для голоса с ф.-п.: es.1-es.2. М.: А. Гутхейль, 1885.

Погубили меня твои чёрны глаза. Для голоса с ф.-п. М. : А. Гутхейль, 1885.

О музыкальномъ образовании въ точномъ смысле //Баянъ. М., 1889. № 10.

Изъ краткого отчёта Курскихъ музыкальныхъ классовъ//Курские губернские ведомости. - 1889. - 7 ноября. № 85.

О нём: [А. М. Абаза. Некролог] //Курская быль. - 1915. - 5 января, № 4.

Музыкальная энциклопедия. Т. 1, М., 1973. - С. 14.

М. Л. Космовская. Первая музыкальная школа//Молодая гвардия (Курск). - 1983. - 15 сентября.

Ю. Бугров. Вы помните "Утро туманное"? Городские известия. № 185 - 186 от 07.12.1993.

И. Ю. Татарская. Кто же истинный автор "Утра туманного"?//Курская правда. - 2000. - 31 марта.

Т. А. Брежнева, С. Е. Горлинская. Музыкально-общественная деятельность Аркадия Максимовича Абазы. Курск. Изд-во Курского гос. ун-та, 2004. 142 с.

 

 

Литература:

 

(Некролог), "Курская быль", 1915, 5 янв., No 4; Poчитатель, Памяти А. М. Абазы, там же, 1915, 6 янв., No 5.

 

 

 

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

 

 

История русского романса «Утро туманное».

 

 

 

 

 

Думается, трудно найти человека, который не слышал бы известный романс «Утро туманное». А, тем не менее, с этим романсом связано немало загадок. Автор слов – И.С.Тургенев, автор музыки – Абаза. Принадлежность той мелодии, что мы слышим в концертах ныне, долго не могли установить верно. Почему в разных нотных сборниках инициалы автора различны? Романсы на стихотворение И.С.Тургенева«В дороге» создали Г.Л.Катуар (1888), Я.Ф.Пригожий (1890-е гг.) и А.Ф.Гедике (1903). Но наибольшее распространение получил романс с музыкой, сочинённой Абаза. Композитором мог бы быть каждый из представителей известной фамилии: Аркадий Максимович Абаза (1843 – 1915), Виктор Абаза (1861 – 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, или певицы Юлия и Варвара Абаза. А также братья Александр, Василий, Эраст Абаза. 

 

Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения – цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов так и подписаны: “Музыка братьев Абаза”.

 

Жена одного из них — Юлия Федоровна Абаза (девичья фамилия Штуббе) (1830-1915). была известной певицей и опубликовала большое количество романсов, которые любила исполнять, закрепив таким образом за собой их авторство, которое как бы возникало при переиздании, когда гриф «из репертуара» пропускался.

 

И.С.Тургенев был частым гостем в доме Абазы. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты.

 

Ещё до театральной премьеры оперы П.И.Чайковского“Евгений Онегин” Абазы впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.

 

Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым император остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.

 

Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег…

 

— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое… Замечательно написал Тургенев…

 

И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”. Вернемся теперь к автору музыки. Журнал «Кругозор» – № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза. Он родился 1 апреля 1819 года, происходил из дворян. Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 – 1850 годах А.В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.

 

О личности Э.А. Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало. Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.

 

«Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был Э. А. Абаза, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе. Боевая деятельность Эраста Аггеевича Абаза в Севастополе продолжалась недолго. В ночь на 10 мая 1855 года разгорелись ожесточенные бои на 5-м бастионе.

 

Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А. О. Аслановича. В период обороны широкое развитие получило и устройство ложементов (окопов), сыгравших большую роль в укреплении оборонительной линии. Первый ложемент заложили в ночь на 21 ноября 1854 г. впереди редута Шварца. С этого времени система передовых укреплений стала развиваться.

 

Окопы рыли в два ряда: впереди находились стрелки, вторую линию занимали подкрепления. Французы даже сформировали отряд добровольцев для нападения на ложементы. В апреле 1855 г. им удалось захватить окопы впереди редута Шварца. Чтобы обезопасить пятый бастион, было решено устроить плацдарм на Кладбищенской высоте, укрепить его батареями, заложить ложементы у Карантинной бухты и соединить их между собой. Для этих работ назначили Подольский и Варшавский полки и два батальона Житомирского полка под общим командованием С. А. Хрулева. В ночь с 9 на 10 мая защитники захватили Кладбищенскую высоту. Несколько раз укрепления переходили из рук в руки.

 

Хрулев ввел в бой подкрепление – семь рот Углицкого полка, два батальона Минского полка и закрепился на высоте. Ложементы у Карантинной бухты остались у французов. После этого боя майор Житомирского полка Э.А. Абаза был смертельно ранен. Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора. Майор Э.А. Абаза был смертельно ранен и вскоре умер». Получив известие о гибели Абаза, Тургенев писал П.В.Анненкову: «Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный».

 

Могила майора Абаза, как таковая не сохранилась. Братское кладбище во время Великой Отечественной войны не раз было местом ожесточенных боев. Но был обнаружен текст эпитафии с утраченного памятника на могиле Э.А. Абаза: «Здесь покоится прах майора Житомирского егерского полка Эраста Аггеевича Абазы. Скончался от раны, полученной в деле с англо-французами в ночь с 10 на 11 мая 1855 г.». Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе.

 

«В 2003 году на Братском кладбище по проекту архитектора Г.С. Григорьянца был установлен новый памятник на предполагаемом месте захоронения Эраста Аггеевича Абаза. Это стела из светло-серого гранита в виде стилизованного креста и свитка, на котором вырезана нотная строка с нотами романса «Утро туманное» – писала об Эрасте Аггеевиче «Слава Севастополя» 15 ноября 2007.

 

Хотя в книгах севастопольских авторов о Крымской баталии 1854-1855 годов немного сведений об Абаза, эти книги будут интересны всем, кто интересуется событиями Крымской войны.

 

В память об Эрасте Аггеевиче Абаза осталось его имя в истории Крымской войны, а также его имя, высеченное на стене храма Святого Николая, и новая улица имени Абаза в Севастополе в районе 7-го километра Балаклавского шоссе, названная так в мае 1992 года. Ну и, конечно же, такой прекрасный, не забытый с годами романс.

 

Абаза не дожил до своего утра 11 мая 1855 года. Его, как и других убитых переправили на телеге с зажженной свечой в руках на Братское кладбище. «В тихую погоду эти свечи зажигались, и так грустна и торжественна была картина бастиона с этими мерцающими над мертвыми огоньками».

 

10 мая 2010 года исполнилось 155 лет со дня гибели Эраста Аггеевича Абаза.

 

А романс живет до сих пор. Почти 170 лет на концертных подмостках и в наших душах звучит незабываемое «Утро туманное», звучит, благодаря таланту двух замечательных людей – писателя Ивана Сергеевича Тургенева и музыканта-любителя, гвардейского офицера Эраста Аггеевича Абаза.

 

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое

Ноябрь 1843

 

Об авторе:
Оперная певица, лауреат Высшей театральной награды Союза театральных деятелей. г. Севастополь.


Автор:
Терентьева Екатерина Ивановна

 

 

 

К 155-летию со дня гибели Э.А.Абаза на бастионах Севастополя. История одного романса. Представляет библиотека-филиал № 15 КУ ЦБС для взрослых.

 

 

 

 

http://www.sevtolib.iuf.net/index.php?id=705

 

 

 


 

Думается, трудно найти человека, который не слышал бы известный романс «Утро туманное». А тем не менее, с этим романсом связано немало загадок. Автор слов – И. С. Тургенев, автор музыки – Абаза. Принадлежность той мелодии, что мы слышим в концертах ныне, долго не могли установить верно. Почему в разных нотных сборниках инициалы автора различны? Авторство приписывали певицам Юлии Абаза и ее свояченице Варваре Абаза, потому что романс печатался как сочинение из их репертуара. Некоторые источники автором музыки указывают М. Бегичеву, однако это могли также быть Виктор Абаза (1861 - 1918), Аркадий Максимович Абаза (1843 - 1915), Владимир Абаза, Эраст Аггеевич Абаза (1819 – 1855), Арнольд Абаза. Например, у Эраста, морского офицера, который погиб в Крымской войне 1855 года и похоронен на Братском кладбище в Севастополе, на надгробии выгравирована нотная строка «Утра туманного».

 

 

Но пока вернемся к стихам Тургенева. Стихотворение «В дороге» было написано И.С. Тургеневым в ноябре 1843 г. и опубликовано в сборнике «Вчера и сегодня» в 1845 году в составе поэтического цикла из трех стихотворений под названием «Вариации». Одни исследователи творчества писателя полагают, что оно было написано под впечатлением разрыва романтических отношений писателя с Татьяной Александровной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. Другие считают, что стихи посвящены Полине Виардо. Существует ещё одно мнение, которое кажется наиболее правдоподобным. «Утро туманное» («В дороге»), возможно, посвящен не знатной даме, а простой работнице помещичьей усадьбы. У Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя - в числе множества крепостных девушек-мастериц жила по вольному найму одна девушка «белошвейка», по имени Евдокия Ермолаевна Иванова. Была она женственно скромна, молчалива и симпатична. Она-то и приглянулась, а затем и полюбилась барину-юноше Ивану Сергеевичу Тургеневу. «Взгляды, так жадно, так робко ловимые, первые встречи, последние встречи, тихого голоса звуки любимые».


Варвара Петровна узнала про первую любовь своего сына, вспылила, даже, говорят, собственноручно посекла, но поправить дело было невозможно, хотя Евдокия Иванова была немедленно удалена навсегда из Спасского. Действительно, она переехала в Москву, где на Пречистенке, в первом этаже небольшого дома наняла квартиру о двух комнатах и занималась своим рукоделием. В Москве 8 мая 1842 г. у Тургенева и Евдокии Ивановой родилась дочь Пелагея. А Иван Тургенев через полтора года мглистым ноябрьским утром поедет (вспомните подзаголовок стихотворения – «В дороге») по орловским просторам в большой город. Едет и слушает ропот колес, обозревая туманные дали, и вспоминает, вспоминает свою Дуняшу. Развороченная дорога, по сторонам которой легла воронья Русь, кажется ездоку злой разлучницей, а густая дымка не дает никаких надежд на ясную будущность. И невольно из сердца выплыло: «Утро туманное, утро седое... Нивы печальные, снегом покрытые…Вспомнишь разлуку с улыбкою странной».

 

Позже мать Тургенева заберет внучку в свое имение, но любить не будет. До восьми лет Пелагея будет жить у собственной бабки на правах крепостной. Только после смерти матери в 1850 году приедет Тургенев в Спасское и найдет дочь, как отмечал один из его биографов, «в самом печальном положении». Тургенев был потрясен ее сиротской судьбой, о чем и написал Полине Виардо и попросил у нее совета, что делать с девочкой. В итоге Полина Виардо возьмет девочку на воспитание в свою семью. Надо сказать, что Тургенев будет весьма щедро оплачивать пансион дочери у Виардо. При этом, желая угодить любимой женщине, Тургенев меняет имя дочери. Из Пелагеи девочка превращается в Полинетт, разумеется, в честь обожаемой Полины. Правда, фамилию дочери Тургенев даст свою. Пелагея-Полинетт вовсе не разделяла отцовской привязанности к Полине Виардо. Прожив в доме Виардо вплоть до совершеннолетия, Полинетт на всю жизнь сохранила неприязнь к приемной матери. Пелагея, теперь ее называют Полиной (Полинеттой), в Париже учится во французском пансионе и вскоре забывает родной язык. Тургенев также живет в Париже, проявляет о дочери большую заботу. Он знакомит ее с русскими, французскими писателями, своими друзьями, стремится расширить кругозор Полинетт.

 

В 1865 году Иван Сергеевич выдает дочь замуж за управляющего стекольной фабрикой француза Гастона Брюэра. До 1882 года Полина будет жить с детьми Жанной и Жоржем Альбером и мужем в Ружмоне. В 1882 году Гастон Брюэр разорится, постепенно сопьется, и Тургеневу придется взять на себя заботу о семье дочери.

 

В марте 1882 года Полина с детьми сбежит от мужа. Отец найдет для дочери и внуков квартиру. Чтобы обеспечить сносную жизнь дочери, Иван Сергеевич продает свое богатое собрание живописи, кареты, лошадей. Затем отправляет дочь в Швейцарию. Здесь Полина живет сначала на деньги, которые регулярно высылает отец, а после его смерти на то, что он оставил ей в наследство. В 1895 году муж Полины умрет, и она вернется в Париж, где будет жить в небольшой квартире на улице Бак до самой своей смерти в 1918 году.

 

О жизни внука писателя Жоржа Альбера неизвестно ничего, кроме того, что он умер в Париже в 1924 году, и так же, как и Жанна, не оставил потомства. После смерти матери и брата Жанна осталась на свете совсем одна. На жизнь зарабатывала тем, что давала уроки. Внучка писателя свободно владела английским, французским и немецким языками, писала по-французски стихи, многие из которых были положены на музыку; играла на фортепиано, рисовала. Вероятно, творческие задатки ей достались от великого деда, который был для нее кумиром. Жанна берегла дорогое для нее наследие: бюст Ивана Сергеевича работы Антокольского, семейные фотографии, пианино, когда-то подаренное Тургеневым ее матери, французские переводы произведений. Но самым главным богатством для нее были сохранившиеся письма Тургенева, адресованные её матери и ей самой. Последняя представительница рода Тургеневых по линии писателя Жанна Брюэр-Тургенева умерла в 1952 году в Париже.

 

А что же Евдокия Иванова? Позже Евдокия вышла замуж за мещанина Калугина, а от Тургенева получала ежегодную пенсию. В романе «Дворянское гнездо» выведена под именем Маланья. В большинстве биографий Тургенева она вскоре исчезает из повествования.

 

Вернемся теперь к автору музыки. Журнал «Кругозор» – № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза. Он родился 1 апреля 1819 года, происходил из дворян. Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 - 1850 годах А.В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.

 

О личности Э.А. Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало. Эраст Аггеевич Абаза – одаренный музыкант-любитель. Среди товарищей слыл гитаристом и картежником. Возможно, его сгубила бы игра, не обнаружь он однажды в полевой сумке икону, неведомо, как попавшую к нему. Суеверный и религиозный гусар воспринял находку как предупреждение свыше и отрекся от карт.

 

И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абаза. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, Давыдов. Еще до театральной премьеры «Евгения Онегина» братья Абаза впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.

 

Однажды в Царском Селе на площади перед дворцом проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг покрыл пушистый снег... «Как красиво, как хорошо», - сказал Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое - замечательно написал Тургенев. И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды, сменяя друг друга, рождали мелодию. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

 

 

«Когда началась Крымская война, многие офицеры гвардейского гусарского полка стали переходить в пехотные армейские полки для того, чтобы попасть на фронт. Среди них был Э. А. Абаза, который был назначен командиром батальона, находившегося в Севастополе. Боевая деятельность Эраста Аггеевича Абаза в Севастополе продолжалась недолго. В ночь на 10 мая 1855 года разгорелись ожесточенные бои на 5-м бастионе. Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А. О. Аслановича. В период обороны широкое развитие получило и устройство ложементов (окопов), сыгравших большую роль в укреплении оборонительной линии. Первый ложемент заложили в ночь на 21 ноября 1854 г. впереди редута Шварца. С этого времени система передовых укреплений стала развиваться. Окопы рыли в два ряда: впереди находились стрелки, вторую линию занимали подкрепления. Французы даже сформировали отряд добровольцев для нападения на ложементы. В апреле 1855 г. им удалось захватить окопы впереди редута Шварца. Чтобы обезопасить пятый бастион, было решено устроить плацдарм на Кладбищенской высоте, укрепить его батареями, заложить ложементы у Карантинной бухты и соединить их между собой. Для этих работ назначили Подольский и Варшавский полки и два батальона Житомирского полка под общим командованием С. А. Хрулева. В ночь с 9 на 10 мая защитники захватили Кладбищенскую высоту. Несколько раз укрепления переходили из рук в руки. Хрулев ввел в бой подкрепление - семь рот Углицкого полка, два батальона Минского полка и закрепился на высоте. Ложементы у Карантинной бухты остались у французов. После этого боя майор Житомирского полка Э.А. Абаза был смертельно ранен. Вот как описана гибель Абаза у Мещерского: «Ночью после боя майор пошел в сопровождении только одного унтер-офицера на поле сражения посмотреть, не остались ли там раненые из его батальона. Время от

 

времени оба останавливались и рассматривали лица убитых при тусклом свете фонаря. Какой-то раненый французский солдат приподнялся с земли и выстрелил в спину майора. Майор Э.А. Абаза был смертельно ранен и вскоре умер».

 

Получив известие о гибели Абаза, Тургенев писал П. В. Анненкову: «Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный». Могила майора Абаза не сохранилась. Братское кладбище во время Великой Отечественной войны не раз было местом ожесточенных боев. Но был обнаружен текст эпитафии с утраченного памятника на могиле Э.А. Абаза: «Здесь покоится прах майора Житомирского егерского полка Эраста Аггеевича Абазы. Скончался от раны, полученной в деле с англо-французами в ночь с 10 на 11 мая 1855 г.». Фамилия Абаза возглавляет список погибших офицеров Житомирского полка, высеченный на стене мемориального храма Святого Николая в Севастополе. «В 2003 году на Братском кладбище по проекту архитектора Г.С. Григорьянца был установлен новый памятник на предполагаемом месте захоронения Эраста Аггеевича Абаза. Это стела из светло-серого гранита в виде стилизованного креста и свитка, на котором вырезана нотная строка с нотами романса «Утро туманное» - писала об Эрасте Аггеевиче «Слава Севастополя» 15 ноября 2007.

 

Хотя в книгах севастопольских авторов о Крымской баталии 1854-1855 годов немного сведений об Абаза, эти книги будут интересны всем, кто интересуется событиями Крымской войны.

 

В память об Эрасте Аггеевиче Абаза осталось его имя в истории Крымской войны, его имя, высеченное на стене храма Святого Николая, и новая улица имени Абаза в Севастополе в районе 7-го километра Балаклавского шоссе, названная так в мае 1992 года. Ну и, конечно же, такой прекрасный, не забытый с годами романс. А еще вот такое стихотворение, сочиненное Константином Фроловым из Смоленска.

 

«Севастополь,5-й бастион»

 

 

 

 

 

 

 

«Утро туманное, утро седое...»

 

 

Звуки гитары и рокот прибоя.

Вздохи, признанья, закаты, рассветы...

Все это было, но сгинуло где-то.

Против российской безудержной славы

Объединилось четыре державы.

Взрывы, стрельба, на развалинах копоть

И осажденный врагом Севастополь.

В криках «ура», в несмолкаемом гуле

Посвист шрапнели и штуцерной пули.

Ох, как непросто быть русским солдатом

На бастионе под номером «пятым»

Спросите - страшно? Конечно же, страшно

Ночью ненастной сойтись в рукопашной.

Но как мольба в нескончаемом вое –

«Утро туманное, утро седое».

Сердце колотится, сердце устало.

Где ж это утро! Скорей бы настало!

Сея осколками, рвутся гранаты

На бастионе под номером «пятым».

Штык закаленный, заточенный, русский -

Выше по прочности стали французской.

Суть ведь не в том, что ковали умело -

За Севастополь, за правое дело!

Жив бастион. Не сдаются герои.

Вот уж и солнце встает над горою.

Но беспощадно разит, отступая,

Пуля французская, пуля слепая.

«Форте», «пиано», «контральто», «бельканто»…

Нужно ль, скажите, ружье музыканту?

Но если враг поднимает оружье -

Ради Отечества, стало быть, нужно.

Суть бытия по известным канонам

В мертвых глазах прочитать не дано нам.

Белая чайка скользит над водою...

 «Утро туманное, утро седое…»

 


Абаза не дожил до своего утра 11 мая 1855 года. Его, как и других убитых переправили на телеге с зажженной свечой в руках на Братское кладбище. «В тихую погоду эти свечи зажигались, и так грустна и торжественна была картина бастиона с этими мерцающими над мертвыми огоньками».

 

 

 

10 мая 2010 года исполняется 155 лет со дня гибели Эраста Аггеевича Абаза. «Со святыми упокой, Христе…»  

 

 

 

А романс живет до сих пор. Почти 170 лет на концертных подмостках и в наших душах звучит незабываемое «Утро туманное», звучит, благодаря таланту двух замечательных людей - писателя Ивана Сергеевича Тургенева и музыканта-любителя, гвардейского офицера Эраста Аггеевича Абаза.         

 

Утро туманное, утро седое, 

Нивы печальные, снегом покрытые,  

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое

 

Ноябрь 1843

Слова для поиска (тэги):  Абаза Аркадий Максимович, биография, фото, русский романс, русские композиторы; прослушать; скачать

 

« вернуться

Рейтинг 22 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 40 из этого альбома
1. Утро туманное. Исп. Владимир Атлантов.mp3
2. Утро туманное. Исп. Валерий Агафонов.mp3
3. Утро туманное. Исп. Вероника Борисенко.mp3
4. Утро туманное. Исп. Александр Борисов.mp3
5. Утро туманное. Исп. Иван Бурлак.mp3
6. Утро туманное. Исп. Михаил Вавич.mp3
7. Утро туманное. Исп. Георгий Виноградов.mp3
8. Утро туманное. Исп. Николай Гедда.mp3
9. Утро туманное. Исп. Борис Гмыря.mp3
10. Утро туманное. Исп. Лариса Голубкина.mp3
11. Утро туманное. Исп. Юрий Гуляев.mp3
12. Утро туманное. Исп. Владимир Девятов.mp3
13. Утро туманное. Исп. Эльмира Жерздева.mp3
14. Утро туманное. Исп. Сергей Захаров.mp3
15. Утро туманное. Исп. Людмила Зыкина.mp3
16. Утро туманное. Исп. Ренат Ибрагимов.mp3
17. Утро туманное. Исп. Вероника Иванова.mp3
18. Утро туманное. Исп. Вдадимир Ивашов.mp3
19. Утро туманное. Исп. Вадим Козин.mp3
20. Утро туманное. Исп. Николай Копылов.mp3
21. Утро туманное. Исп. Валентина Левко.mp3
22. Утро туманное. Исп. Мовсар Минцаев.mp3
23. Утро туманное. Исп. Николай Никитский.mp3
24. Утро туманное. Исп. Елена Образцова.mp3
25. Утро туманное. Исп. Надежда Обухова.mp3
26. Утро туманное. Исп. Константин Огневой.mp3
27. Утро туманное. Исп. Иван Петров.mp3
28. Утро туманное. Исп. Константин Плужников.mp3
29. Утро туманное. Исп. Алексей Покровский.mp3
30. Утро туманное. Исп. Валентина Пономарёва.mp3
31. Утро туманное. Исп. Нина Поставничева.mp3
32. Утро туманное. Исп. Александр Борисов.mp3
33. Утро туманное. Исп. Лев Серебряков.mp3
34. Утро туманное. Исп. Нинель Ткаченко.mp3
35. Утро туманное. Исп. Леонид Харитонов.mp3
36. Утро туманное. Исп. Эдуард Хиль.mp3
37. Утро туманное. Исп. Галина Хомчик.mp3
38. Утро туманное. Исп. Соломон Хромченко.mp3
39. Утро туманное. Исп. Борис Штоколов.mp3
40. Утро туманное. Исп. Артур Эйзен.mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования