09 октября 2011
Чернов (Пэн) Александр Абрамович Chernov (Peng) Alexander. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 14 файлов)

Музыка / Композиторы / Композиторы-песенники
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Чернов (Пэн) Александр Абрамович

 

Chernov (Peng) Alexander

 

(Род. 1917 г.)

 

 

 

Александр Абрамович Чернов (настоящая фамилия Пэн), он же Александр Чернов (III) или Александр Пэн-Чернов, — композитор, музыковед, педагог.


Родился 7 ноября 1917 года.


В 1939 году окончил химический факультет Ленинградского университета, а в 1950 - композиторский факультет Ленинградской консерватории.


Автор оперы «Кирилл Извеков» (по К.Федину), балетов «Овод», «Икар» (совместно с В.Арзумановым), оперетты «Жили три студента» (совместно с А.Петровым), кантат, в т.ч. «Ровесники», симфонических поэм, в т.ч. «Данко», «Посвящается писателям-антифашистам», камерных сочинений, в т.ч. двух струнных квартетов, вокального цикла на стихи Ж.Превера, романсов и песен, музыки к спектаклям Ленинградского ТЮЗа, театра Комедии, театра имени Ленсовета, музыки к многочисленным кинофильмам студии Леннаучфильм, в т.ч. "Тёмные люди" (1959) и "Планета бурь» (1961) и др.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. А. ЧЕРНОВА .


Автор книг "Дунаевский, Исаак Осипович", «Как слушать музыку», «О лёгкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе» (совместно с М.Бяликом), сборника статей «К спорам о современной музыке».


«Перед нами композитор, работавший чуть ли не во всех жанрах; литератор, создавший прозаические либретто и поэтические тексты для ряда своих произведений; музыковед – автор книг, журнальных и газетных статей, телевизионных и радиопередач, исследователь, критик, лектор; педагог, воспитавший немало молодых музыкантов и возглавивший в конце жизни кафедру композиции Ленинградской консерватории; общественный деятель, активный участник жизни Союза композиторов, в течение нескольких лет – заместитель председателя правления ленинградской композиторской организации».


(А. Сохор. «Музыкант, деятель, человек»).


Умер Александр Абрамович 5 мая 1971 года.

 

 

Содержание альбома:

 

Если хочешь космонавтом стать (?) Зоя Виноградова
Мой город (М.Фрадкин) Альфред Шаргородский
Мой город, ты меня прости (М.Норинский) Александр Даньковский
Песенка о песенке (Д.Родари/Я.Аким) Детский хор и Александр Чернов (ф-но)
Песня из к/ф "Планета бурь"

 

Вокальный цикл на стихи Жака Превера

 

Красная лошадь
Отче наш
Три спички
Чудеса из чудес


Эдуард Хиль и Александр Чернов (ф-но)
 

 


Красная лошадь
Три спички
Чудеса из чудес


Эдуард Хиль и Ирина Головнёва (ф-но)

 

 

 

Кантата "ПОСВЯЩЕНИЕ-1970" (М.Наринский)

 

1. Величавые слова
2. Над ними пронеслась свинцовая гроза
3. Благославляю щедрую любовь
Евгений Нестеренко, СО ЛГФ, дир. В.Федотов

 

 

 

Андрей Петров

 

«Об Александре Чернове»

 

В первые послевоенные годы я занимался в Ленинградском музыкальном училище им. Н.А.Римского-Корсакова. Помимо сольфеджио и гармонии, теории и истории музыки мы проходили общеобразовательные предметы: литературу, алгебру, иностранный язык...


Курс физики к нам пришёл читать молодой, очень обаятельный человек. Насмешливо поглядывая на нас — будущих композиторов, скрипачей, пианистов, — он увлекательно рассказывал об Эйнштейне, о нейтронах и протонах, стремительно чертил на доске формулы и, не особенно надеясь на нашу понятливость, для большей убедительности своих объяснений забавно перемешал физические термины с музыкальными.


Потом я увидел его на эстраде Малого зала консерватории, смущенно раскланивающегося после исполнения своей симфонической поэмы «Данко» — юношески романтического и очень эмоционального сочинения. А затем, как и все присутствующие в тот день, я был захвачен его страстным выступлением на студенческой дискуссии о долге молодого советского музыканта. Это был Александр Чернов.


Первое впечатление о нём, как о человеке разносторонне и ярко проявляющем себя во многих областях, оказалось отнюдь не случайным.


Есть музыканты, сконцентрировавшие свой талант, свои усилия в одной сфере деятельности, одном жанре творчества, последовательно и упорно разрабатывающие какой-либо один пласт музыкального искусства. Но есть и такие музыканты, которые стремятся проявить себя в самых разных областях и жанрах, во всём том, что в конечном итоге и составляет понятие музыкальной культуры. Этот тип музыканта-универсала весьма характерен для нашего века — века открытой и острой борьбы эстетических позиций, века особо развитых музыкантских и слушательских контактов. Такой композитор — не только автор музыки, но и пропагандист, и критик, и лектор, и педагог.


Роль подобных музыкантов и величие содеянного ими можно понять, лишь только оценивая их труды в совокупности. Талантливые сочинения в различных музыкальных жанрах, умные, увлекательные книги, блестящие выступления по радио и телевидению, на композиторских пленумах и международных, симпозиумах — вот итог, по которому можно судить о том, что успел сделать за свою короткую жизнь музыканта Александр Чернов.


Сегодня вряд ли нужно пытаться определить, в какой из областей он сделал больше: в композиторском творчестве, в публицистике или в музыкально-просветительской деятельности. Тем более что даже самые выдающиеся устные выступления музыкантов, подобно песням Орфея, остаются в памяти только слышавших их. Сегодня перед нами его сочинения: опера, балеты, симфоническая поэма, вокальный цикл, вызванные к жизни дилогией Федпна и вечно современной легендой об Икаре, «Оводом» Войнич, антифашистскими романами Ремарка и философской лирикой Превера. И здесь же книги «Как слушать музыку», «О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе», оставшаяся неоконченной «К спорам о современной музыке». Во всём этом воплотились и наиболее волнующие сегодня наше сердце художественные темы, образы, и постоянно занимающие наш ум музыкально-эстетические проблемы. Чернов был музыкантом ярко выраженного интеллектуального типа. Это проявилось и в его музыкальной публицистике, отличающейся глубиной и остротой мышления, и в композиторском творчестве, где он постоянно обращался к большой литературе философского плана. Его идеи и замыслы были всегда счастливыми находками, неизменно неся в себе свежесть и глубокий смысл. Своей творческой практикой он словно подтверждал слова Пушкина о том, что удачный замысел — это половина успеха.


И в жизни, и в творчестве этому музыканту было чуждо затворничество. Он был предельно общителен и жадно тянулся к людям. Он постоянно работал в их окружении и стремился к таким музыкальным областям и жанрам, где мог рассчитывать на максимальную возможность человеческого общения: много писал для театра и кино, выступал с лекциями, участвовал в различных дискуссиях.


В совместных поисках, обсуждениях, спорах Чернов загорался и увлекался. Словно аккумулятор, он «заряжался» от общения с режиссёрами и поэтами, актёрами и певцами. И наверное, этим можно объяснить и то, что несколько раз — в балете «Икар», в оперетте «Жили три студента», в книге «О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе» — он выступил в соавторстве со своими друзьями.


Его интересовало всё, что занимает и будоражит интеллектуальный мир современного человека. И не только в музыке. Он был информирован о новейших достижениях физики, великолепно разбирался в литературе (сам сделал превосходное либретто для своей оперы по ромапу К.Федина), глубоко интересовался проблемами современного кинематографа.
Чернов очень чутко следил да барометром столь бурной и переменчивой нашей музыкальной жизни. Его всегда глубоко волновали запросы и вкусы любителей музыки, и особенно молодёжи. Из огромного количества самых различных музыкальных явлений и течений он старался использовать и применить всё, что считал, как советский музыкант, важным и необходимым для себя и своих слушателей. Он писал квартетную музыку и песни, серьёзно интересовался джазом и фольклором «бардов», а в своей последней партитуре — балете «Икар» — использовал некоторые приёмы серийной техники.


Александр Чернов — ровесник Октября, и годы становления, мужания нашей страны не могли не сказаться на формировании его гражданского и музыкантского облика. Его детство совпало с годами первых пятилеток, молодость — с войной. Он начал самостоятельную жизнь музыканта только в начале 50-х годов, и всё, что он успел сделать, сделал лишь за два десятилетия. И всё это отмечено печатью ума, таланта и творческой увлечённости. В своих сочинениях Чернов больше всего лирик. Его музыка очень романтична, её образы рельефны и выразительны. Многие его сочинения овеяны какой-то легкой грустью,— казалось, он чувствовал недолговечность дней своих. Многого он так и не успел совершить. Думал о симфонии, хотел написать ещё одну оперу, мечтал о симфонической поэме, посвящённой Курчатову.


Его последним, лишь только начатым сочинением был романс на стихи А. Блока.



...И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придёт назад.

Романс этот должен был стать лебединой песней Александра Чернова. Но остались лишь стихи... Они звучат как светлая эпитафия умному и талантливому музыканту.


 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

Полный формат - клик

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 14 из этого альбома
1. Если хочешь космонавтом стать (?) Зоя Виноградова.mp3
2. Мой город (М.Фрадкин) Альфред Шаргородский.mp3
3. Мой город, ты меня прости (М.Норинский) Александр Даньковский.mp3
4. Песня из к.ф. "Планета бурь".mp3
5. Красная лошадь. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Александр Чернов (ф-но).mp3
6. Отче наш. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Александр Чернов (ф-но).mp3
7. Три спички. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Александр Чернов (ф-но).mp3
8. Чудеса из чудес. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Александр Чернов (ф-но).mp3
9. Красная лошадь. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Ирина Головнёва (ф-но).mp3
10. Три спички. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Ирина Головнёва (ф-но).mp3
11. Чудеса из чудес. Вокальный цикл на стихи Жака Превера. Эдуард Хиль и Ирина Головнёва (ф-но).mp3
12. 1. Величавые слова. Кантата "ПОСВЯЩЕНИЕ-1970" (М.Наринский). Евгений Нестеренко, СО ЛГФ, дир. В.Федотов.mp3
13. 2. Над ними пронеслась свинцовая гроза. Кантата "ПОСВЯЩЕНИЕ-1970" (М.Наринский). Евгений Нестеренко, СО ЛГФ, дир. В.Федотов.mp3
14. 3. Благославляю щедрую любовь. Кантата "ПОСВЯЩЕНИЕ-1970" (М.Наринский). Евгений Нестеренко, СО ЛГФ, дир. В.Федотов.mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования