06 апреля 2012
Богатырев Анатолий Васильевич. Bogatyryov Anatoly. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 5 файлов)

Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Богатырев Анатолий Васильевич 

 

Bogatyryov Anatoly

 

(1913 - 2003)

 

 



Анатолий Васильевич Богатырев родился 13 августа 1913 года в Витебске. В 1937 году он окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А.В.Луначарского по специальности "композиция" (класс профессора В.А.Золотарева).

За 70 лет творческой деятельности А.В.Богатыревым написано много произведений разных жанров: оперы, симфонии, оратории, кантаты, концерты, многочисленные хоровые, камерно-вокальные и камерно-инструментальные композиции. Их отличает актуальность тематики, оптимистичность концепций, яркость образных характеристик, а объединяет образ Беларуси, интонация белорусской народной песни. Сочетание героического пафоса и мягкой элегичности, романтического порыва и философичности, совершенной композиторской техники и непосредственности авторского высказывания создает индивидуальный стиль композитора.

Первые крупные произведения - кантата "Сказ о Медведихе" на стихи А.С.Пушкина и опера "В пущах Полесья" по повести "Дрыгва" Я.Коласа - принесли А.В.Богатыреву признание и широкую известность.

В годы Великой Отечественной войны А.В.Богатырев обращается к теме борьбы, благородства человеческого духа, веры в победу, создает кантаты "Белорусским партизанам", "Беларусь", "Ленинградцы".

Значительным событием музыкальной жизни республики стали произведения композитора: опера "Надежда Дурова", кантаты "Белорусские песни", "Рисунки родного края", "Юбилейная", оратория "Битва за Беларусь", концерты для виолончели, контрабаса и другие.

Искусство А.В.Богатырева, его произведения входят в "золотой фонд" белорусской музыки, определяют ее достойное место в общеевропейской культуре.

А.В.Богатырев - основатель белорусской национальной композиторской школы, наставник нескольких поколений белорусских композиторов. Он успешно сочетал творческую и педагогическую деятельность. Широкая эрудиция, хорошее знание теоретических и практических основ композиторской техники, симфонического и хорового письма, особенностей музыкальной драматургии являются неповторимыми чертами педагогики А.В.Богатырева. Среди его учеников народные артисты СССР и Беларуси, заслуженные деятели искусств Республики Беларусь.

Личность А.В.Богатырева - значительная и неповторимая в белорусском искусстве. Его творческая, педагогическая и общественная деятельность является важным вкладом в сокровищницу национальной культуры Беларуси.

За высокие достижения в композиторской и педагогической деятельности А.В.Богатырев был награжден орденом Франциска Скорины, орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "Знак Почета", Октябрьской Революции, Дружбы народов, многими медалями. Ему были присуждены Государственные премии СССР и БССР.

 

 

Цикл белорусских романсов А.Богатырева

 

В вокальном творчестве А. Богатырева своеобразно отраже­ны общие процессы развития советской  вокальной музыки.  Путь Богатырева как вокального лирика   типичен   для  ком­позитора его поколения.  Начало деятельности композитора сов­пало с периодом становления национальной белорусской музы­ки.  Но как бы ни изменялась музыкальная стилистика роман­сов  Богатырева,  одно качество,  проявившееся уже в ранних произведениях, остается неизменным — удивительная чуткость композитора к поэтическим особенностям выбранного  текста, тонкий художественный вкус в отборе музыкально-выразитель­ных средств.

Работать в жанре романса Богатырев начал еще в консер­ватории. Сохранился романс на слова Я. Купалы   "Сонцу",   ко­торый следует отнести к предыстории вокального творчества композитора  (1934). С образным строем романса   "Сонцу"   перекликаются песни "Не судзiла доля" Г.Пукста и  "А зязюля кукавала" П.Подко-вырова,  написанные также на дореволюционные тексты Купалы. Следует заметить, что обращение к образам гражданской лири­ки Я.Купалы — характерное явление в творчестве белорусских композиторов, в том числе и Богатырева.

В довоенный период Богатырев создает цикл романсов на стихи Лермонтова  (1940). С лермонтовского цикла начинается история романсового творчества композитора. Романсы из этого цикла уже выявляют склонность компо­зитора к элегической и философской лирике,  к гражданской те­матике.  Задача композитора - выражение глубоких и сильных чувств и страстей, значительных мыслей. Об этом свидетель­ствует выбор текстов. Стихотворения цикла относятся к разным годам жизни поэ­та. Например,  "В альбом"  ("Как одинокая гробница")  — пере­вод стихотворения Байрона, относится к 1836 г .,  "Расстались мы" и "Узник" — 1837 г .,   "Монолог Мцыри" — 1839 г .   Следующие три стихотворения:   "Нет,  не тебя так пылко я люблю", "Они любили друг друга", “Выхожу один я на  дорогу" написаны в последний год жизни Лермонтова  (1841).

В послевоенные годы Богатырев  работает над жанром ро­манса особенно плодотворно. В течение четырех лет он созда­ет четыре вокальных цикла: цикл на стихи М.Богдановича (1946), два цикла на стихи Я.Купалы  (1947—1948)  и цикл на стихи А.Пушкина  (1949).  Они свидетельствуют о полном рас­цвете вокального мастерства композитора.

Характерно обращение композитора к национальной бело­русской поэзии, в частности к поэзии Богдановича и Купалы. Лирическая взволнованность и проникновенность, богатство и разнообразие настроений, напевность и музыкальность сти­хотворений Богдановича привлекли многих белорусских компо­зиторов.  В основу хоров, романсов и песен легли стихотворе­ния самого различного содержания. Отдельные тексты, в том числе  "Слуцкiя ткачыхi",   "Ноч",   "Над магiлай", использованы неоднократно. Любовная лирика поэта занимает значительное место в во­кальной музыке. Поэт прославляет горячее, сильное юношеское чувство, любовь,  которая очищает человека и морально возвы­шает его. Во многих стихотворениях звучат мотивы разлуки. Это связано, очевидно, с личной судьбой Богдановича,  с его болезнью и сознанием неизбежности смерти. Одно из таких стихотворений — "Зорка Венера" — послужило основой для создания народной песни.

В основу цикла романсов Богатырева на стихи Богдановича положены пять стихотворений с различным содержанием — от ликующего гимна молодости и жизни  "Маладыя гады" до скор­бного, мрачного стихотворения  "Над магiлай". В цикле исполь­зовано стихотворение  "3 песень беларускага мужыка", ярко раскрывающее неразрешимый конфликт между богатыми и бед­ными, и замечательное патриотическое произведение  "На чужыне".  При всем разнообразии тематики стихотворений в цикле намечается одна трагедийная линия — от света и радости к скорби.  В связи с этим   наибольший контраст наблюдается ме­жду первым и последним романсом. На всем протяжении цикла этот контраст постепенно нарастает. Такая группировка тек­стов вызывает ассоциации с основными этапами жизни челове­ка. Даже краткий обзор некоторых циклов А.В.Богатырева дает представление о разнообразии тем и жанров,  привлекающих внимание композитора.  Здесь любовная и гражданская лирика, философские и социальные темы. В большинстве произведений ярко раскрывается мир человека — гуманиста,  патриота,  бор­ца,  воплощаются черты,  свойственные нашему современнику.

 

 

Теги: прослушать; скачать

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 9 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 5 из этого альбома
1. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад".mp3
2. Концерт для контрабаса с оркестром: I - Allegro.mp3
3. Концерт для контрабаса с оркестром: II - Andante.mp3
4. Концерт для контрабаса с оркестром: III - Allegro Scherzando.mp3
5. Кантата "Беларуские песни".mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования