06 апреля 2012
Богатырев Анатолий Васильевич. Bogatyryov Anatoly. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 5 файлов)
Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр
Богатырев Анатолий Васильевич
Bogatyryov Anatoly
(1913 - 2003)
Анатолий Васильевич Богатырев родился 13 августа 1913 года в Витебске. В 1937 году он окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А.В.Луначарского по специальности "композиция" (класс профессора В.А.Золотарева).
За 70 лет творческой деятельности А.В.Богатыревым написано много произведений разных жанров: оперы, симфонии, оратории, кантаты, концерты, многочисленные хоровые, камерно-вокальные и камерно-инструментальные композиции. Их отличает актуальность тематики, оптимистичность концепций, яркость образных характеристик, а объединяет образ Беларуси, интонация белорусской народной песни. Сочетание героического пафоса и мягкой элегичности, романтического порыва и философичности, совершенной композиторской техники и непосредственности авторского высказывания создает индивидуальный стиль композитора.
Первые крупные произведения - кантата "Сказ о Медведихе" на стихи А.С.Пушкина и опера "В пущах Полесья" по повести "Дрыгва" Я.Коласа - принесли А.В.Богатыреву признание и широкую известность.
В годы Великой Отечественной войны А.В.Богатырев обращается к теме борьбы, благородства человеческого духа, веры в победу, создает кантаты "Белорусским партизанам", "Беларусь", "Ленинградцы".
Значительным событием музыкальной жизни республики стали произведения композитора: опера "Надежда Дурова", кантаты "Белорусские песни", "Рисунки родного края", "Юбилейная", оратория "Битва за Беларусь", концерты для виолончели, контрабаса и другие.
Искусство А.В.Богатырева, его произведения входят в "золотой фонд" белорусской музыки, определяют ее достойное место в общеевропейской культуре.
А.В.Богатырев - основатель белорусской национальной композиторской школы, наставник нескольких поколений белорусских композиторов. Он успешно сочетал творческую и педагогическую деятельность. Широкая эрудиция, хорошее знание теоретических и практических основ композиторской техники, симфонического и хорового письма, особенностей музыкальной драматургии являются неповторимыми чертами педагогики А.В.Богатырева. Среди его учеников народные артисты СССР и Беларуси, заслуженные деятели искусств Республики Беларусь.
Личность А.В.Богатырева - значительная и неповторимая в белорусском искусстве. Его творческая, педагогическая и общественная деятельность является важным вкладом в сокровищницу национальной культуры Беларуси.
За высокие достижения в композиторской и педагогической деятельности А.В.Богатырев был награжден орденом Франциска Скорины, орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "Знак Почета", Октябрьской Революции, Дружбы народов, многими медалями. Ему были присуждены Государственные премии СССР и БССР.
Цикл белорусских романсов А.Богатырева
В вокальном творчестве А. Богатырева своеобразно отражены общие процессы развития советской вокальной музыки. Путь Богатырева как вокального лирика типичен для композитора его поколения. Начало деятельности композитора совпало с периодом становления национальной белорусской музыки. Но как бы ни изменялась музыкальная стилистика романсов Богатырева, одно качество, проявившееся уже в ранних произведениях, остается неизменным — удивительная чуткость композитора к поэтическим особенностям выбранного текста, тонкий художественный вкус в отборе музыкально-выразительных средств.
Работать в жанре романса Богатырев начал еще в консерватории. Сохранился романс на слова Я. Купалы "Сонцу", который следует отнести к предыстории вокального творчества композитора (1934). С образным строем романса "Сонцу" перекликаются песни "Не судзiла доля" Г.Пукста и "А зязюля кукавала" П.Подко-вырова, написанные также на дореволюционные тексты Купалы. Следует заметить, что обращение к образам гражданской лирики Я.Купалы — характерное явление в творчестве белорусских композиторов, в том числе и Богатырева.
В довоенный период Богатырев создает цикл романсов на стихи Лермонтова (1940). С лермонтовского цикла начинается история романсового творчества композитора. Романсы из этого цикла уже выявляют склонность композитора к элегической и философской лирике, к гражданской тематике. Задача композитора - выражение глубоких и сильных чувств и страстей, значительных мыслей. Об этом свидетельствует выбор текстов. Стихотворения цикла относятся к разным годам жизни поэта. Например, "В альбом" ("Как одинокая гробница") — перевод стихотворения Байрона, относится к 1836 г ., "Расстались мы" и "Узник" — 1837 г ., "Монолог Мцыри" — 1839 г . Следующие три стихотворения: "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Они любили друг друга", “Выхожу один я на дорогу" написаны в последний год жизни Лермонтова (1841).
В послевоенные годы Богатырев работает над жанром романса особенно плодотворно. В течение четырех лет он создает четыре вокальных цикла: цикл на стихи М.Богдановича (1946), два цикла на стихи Я.Купалы (1947—1948) и цикл на стихи А.Пушкина (1949). Они свидетельствуют о полном расцвете вокального мастерства композитора.
Характерно обращение композитора к национальной белорусской поэзии, в частности к поэзии Богдановича и Купалы. Лирическая взволнованность и проникновенность, богатство и разнообразие настроений, напевность и музыкальность стихотворений Богдановича привлекли многих белорусских композиторов. В основу хоров, романсов и песен легли стихотворения самого различного содержания. Отдельные тексты, в том числе "Слуцкiя ткачыхi", "Ноч", "Над магiлай", использованы неоднократно. Любовная лирика поэта занимает значительное место в вокальной музыке. Поэт прославляет горячее, сильное юношеское чувство, любовь, которая очищает человека и морально возвышает его. Во многих стихотворениях звучат мотивы разлуки. Это связано, очевидно, с личной судьбой Богдановича, с его болезнью и сознанием неизбежности смерти. Одно из таких стихотворений — "Зорка Венера" — послужило основой для создания народной песни.
В основу цикла романсов Богатырева на стихи Богдановича положены пять стихотворений с различным содержанием — от ликующего гимна молодости и жизни "Маладыя гады" до скорбного, мрачного стихотворения "Над магiлай". В цикле использовано стихотворение "3 песень беларускага мужыка", ярко раскрывающее неразрешимый конфликт между богатыми и бедными, и замечательное патриотическое произведение "На чужыне". При всем разнообразии тематики стихотворений в цикле намечается одна трагедийная линия — от света и радости к скорби. В связи с этим наибольший контраст наблюдается между первым и последним романсом. На всем протяжении цикла этот контраст постепенно нарастает. Такая группировка текстов вызывает ассоциации с основными этапами жизни человека. Даже краткий обзор некоторых циклов А.В.Богатырева дает представление о разнообразии тем и жанров, привлекающих внимание композитора. Здесь любовная и гражданская лирика, философские и социальные темы. В большинстве произведений ярко раскрывается мир человека — гуманиста, патриота, борца, воплощаются черты, свойственные нашему современнику.
Теги: прослушать; скачать
Еще файлов 5 из этого альбома
1. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад".mp3
2. Концерт для контрабаса с оркестром: I - Allegro.mp3
3. Концерт для контрабаса с оркестром: II - Andante.mp3
4. Концерт для контрабаса с оркестром: III - Allegro Scherzando.mp3
5. Кантата "Беларуские песни".mp3