07 апреля 2012
Чесноков Павел Григорьевич Pavel Chesnokov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 6 файлов)

Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

    Чесноков Павел Григорьевич

 

Pavel Chesnokov

 

(1877 - 1944)

 

 

 

Чесноков Павел Григорьевич (1877—1944) — рус. хор. дирижер, композитор, проф. Моск. консерватории (с 1921). Окончил Синодальное училище и Моск. консерваторию (кл. композиции). До революции — видный регент, учитель школьн. пения; дирижировал концертами Рус. хор. об-ва (1916—17), исп. произведения С.Танеева и др. Руководил “Вторым гос. хором” (1917—22), “Моск. акад. капеллой” (1922—28), капеллой Моск. филармонии (1932—33), самод. хором. Хоры под упр. Ч. отличались прекрасным ансамблем, строем,   тонкостью исполнения; осмысленность, расчет соединялись с искренностью, вкусом, глубоким проникновением в авторск. замысел. Ч. был сторонником дирижеров-гастролеров и неоднократно готовил (за неб. число репетиций) хор. концерты с различн. коллективами. Один из первых педагогов хор. отделения Моск. консерватории, где создал курс хороведения. Книга Ч. “Хор и управление им” (1940), обобщившая исполнительск. и педагогич. опыт автора, — первый научный труд в рус. и сов. метод. литературе; несмотря на некотор. недостатки (указанные редакторами в последующих изд.), остается одним из наиболее значит. в этой области (в частности, замечательны приводимые Ч. “Советы молодым дирижерам”).

 

Ч. написал свыше 60 смеш. хоров (светских) a capella. Обычно содержанием его произв. явл. благодушно-созерцательное восприятие природы (“Теплится зорька”, “Август”, “Ночь”, “Зимой”, “Альпы”). Неск. другого характера “Дубинушка”, но и здесь Ч. смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева. Некотор. хоры написаны в нар. духе: “Лес” (сл. А. Кольцова), “За рекою за быстрой”, “Не цветочек в поле вянет” (сл. А. Островского); в “Дубинушке” используется в виде фона подлинная нар. песня. Ч. сделал ряд сложных, концертного типа обработок рус. нар. песен (“Эй, ухнем”, “Во поле березонька стояла”, “Ах ты, береза” и др.), в них нередко участвуют солисты (“Ах вы, сени”, “Канава”, “Ходила младешенька”, “Лучинушка и дубинушка” и др.). В связи с пед. работой в жен. пансионах Ч. написал более 20 жен. хоров с развернутым сопр. фп. (“Зеленый шум”, “Листья”, “Несжатая полоса”, “Крестьянская пирушка” и др.). Неск. муж. хоров Ч. — перелож. тех же произв. для смеш. состава. Ч. создал св. 400 духовн. хоров (почти все — до 1917 г.), разных жанров (“Литургия”, “Всенощная”, концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; перелож. знаменных распевов, перелож. для муж. хора и др.). Эти соч. были оч. популярны (хотя автор не избежал упреков в “романсовости”). Характерным для соч. Ч. явл. мастерство хор. письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустич. благозвучию. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарным ритмом.   Хоры Ч. доступны, как правило, высококвалифициров. коллективам; лучшие соч. Ч. распространены в пед. практике. Духовн. соч. Ч. стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время. Уч-ки: И.Лицвенко, Г.Лузенин, А. Петровский, А. Покровский, С.Попов, А.Хазанов и др.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 6 из этого альбома
1. «Видехом свет истинный».mp3
2. «Благослови душе моя Господа» (из Всенощной).mp3
3. «Блажен муж».mp3
4. «Хвалите имя Господне».mp3
5. «Взбранной воеводе».mp3
6. «Приидите,ублажим Иосифа».mp3
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования