07 апреля 2012
Чесноков Павел Григорьевич Pavel Chesnokov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 6 файлов)
Музыка / Композиторы / Композиторы-классики
Разместил: Ивасив Александр
Чесноков Павел Григорьевич
Pavel Chesnokov
(1877 - 1944)
Чесноков Павел Григорьевич (1877—1944) — рус. хор. дирижер, композитор, проф. Моск. консерватории (с 1921). Окончил Синодальное училище и Моск. консерваторию (кл. композиции). До революции — видный регент, учитель школьн. пения; дирижировал концертами Рус. хор. об-ва (1916—17), исп. произведения С.Танеева и др. Руководил “Вторым гос. хором” (1917—22), “Моск. акад. капеллой” (1922—28), капеллой Моск. филармонии (1932—33), самод. хором. Хоры под упр. Ч. отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения; осмысленность, расчет соединялись с искренностью, вкусом, глубоким проникновением в авторск. замысел. Ч. был сторонником дирижеров-гастролеров и неоднократно готовил (за неб. число репетиций) хор. концерты с различн. коллективами. Один из первых педагогов хор. отделения Моск. консерватории, где создал курс хороведения. Книга Ч. “Хор и управление им” (1940), обобщившая исполнительск. и педагогич. опыт автора, — первый научный труд в рус. и сов. метод. литературе; несмотря на некотор. недостатки (указанные редакторами в последующих изд.), остается одним из наиболее значит. в этой области (в частности, замечательны приводимые Ч. “Советы молодым дирижерам”).
Ч. написал свыше 60 смеш. хоров (светских) a capella. Обычно содержанием его произв. явл. благодушно-созерцательное восприятие природы (“Теплится зорька”, “Август”, “Ночь”, “Зимой”, “Альпы”). Неск. другого характера “Дубинушка”, но и здесь Ч. смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева. Некотор. хоры написаны в нар. духе: “Лес” (сл. А. Кольцова), “За рекою за быстрой”, “Не цветочек в поле вянет” (сл. А. Островского); в “Дубинушке” используется в виде фона подлинная нар. песня. Ч. сделал ряд сложных, концертного типа обработок рус. нар. песен (“Эй, ухнем”, “Во поле березонька стояла”, “Ах ты, береза” и др.), в них нередко участвуют солисты (“Ах вы, сени”, “Канава”, “Ходила младешенька”, “Лучинушка и дубинушка” и др.). В связи с пед. работой в жен. пансионах Ч. написал более 20 жен. хоров с развернутым сопр. фп. (“Зеленый шум”, “Листья”, “Несжатая полоса”, “Крестьянская пирушка” и др.). Неск. муж. хоров Ч. — перелож. тех же произв. для смеш. состава. Ч. создал св. 400 духовн. хоров (почти все — до 1917 г.), разных жанров (“Литургия”, “Всенощная”, концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; перелож. знаменных распевов, перелож. для муж. хора и др.). Эти соч. были оч. популярны (хотя автор не избежал упреков в “романсовости”). Характерным для соч. Ч. явл. мастерство хор. письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустич. благозвучию. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарным ритмом. Хоры Ч. доступны, как правило, высококвалифициров. коллективам; лучшие соч. Ч. распространены в пед. практике. Духовн. соч. Ч. стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время. Уч-ки: И.Лицвенко, Г.Лузенин, А. Петровский, А. Покровский, С.Попов, А.Хазанов и др.
1. «Видехом свет истинный».mp3
2. «Благослови душе моя Господа» (из Всенощной).mp3
3. «Блажен муж».mp3
4. «Хвалите имя Господне».mp3
5. «Взбранной воеводе».mp3
6. «Приидите,ублажим Иосифа».mp3