12 апреля 2012
ЩЕЛКУНЧИК. Музыкально-литературная композиция. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 1 файлов)
Музыка / Каталог музыкальных произведений по жанрам и видам / Музыкальные спектакли
Разместил: Ивасив Александр
ЩЕЛКУНЧИК
Музыкально-литературная композиция
по сказке Э.Т.Гофмана и балету П.Чайковского
Щелкунчик - В.Сперантова
Мари - В.Туманова
Франц - Е.Фирсова
Дроссельмейер - А.Кторов Оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Дирижер Г.Рождественский
Запись 1966 г.
Художник Е.Гладикова
Оформление П.Соловьева
© 1966 г. Мелодия
Театральная премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге и имела большой успех.
Либретто "Щелкунчика" сочинено балетмейстером М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" (оригинальная переработка сказки принадлежит А. Дюма).
В балете две части. Музыка первого действия (детские сцены в доме Зильбергауза), построенная на сочетании реально-бытового и фантастического, отличается острой ироничностью, задушевностью, поэзией, тонкой портретной характеристикой каждого персонажа. Второе действие - "царство сластей" - напоминает грандиозный дивертисмент.
Огненно-стремительный Испанский танец ("Шоколад") сменяется сладостной, чарующей музыкой томного Арабского танца ("Кофе"), комический Китайский танец (отличающийся особым подбором тембров: свистящая мелодия флейты пикколо на неизменном фоне низких фаготов) контрастирует живому, ярко-темпераментному трепаку, сменяющемуся полным очарования и грации танцем пастушков...
Сюиту танцев завершает "Вальс цветов".
Драматургия "Щелкунчика" (как и остальных балетов Чайковского) основана на раскрытии излюбленной темы композитора - преодолении "злых чар" победоносной силой любви, света, разума. "Злое начало" - мышиное царство противопоставлено доброму, светлому, сердечному, воплощенному в образах Мари, Щелкунчика, персонажей волшебного царства сластей.
Меткость характеристики подчеркивается и тембровым своеобразием: злое, мертвящее выражено холодноватой звучностью низких кларнетов, фаготов и альтов, свет и добро - теплым пением гобоя, английского рожка, сочным, вибрирующим звучанием струнных инструментов.
Балет завершается в светлых, мягких пастельных тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости.
1. ЩЕЛКУНЧИК - 2. Музыкально-литературная композиция.mp3