02 июня 2011
Андреевская церковь. Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Архитектура / Русское барокко / Альбом Андреевская церковь, Киев. Растрелли
Разместил: Ивасив Александр

 

«Лебединая песня Растрелли» - Андреевская церковь.


Жемчужина барокко Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Красота необыкновенная, изящество форм и подобранная цветовая гамма поражают воображение.

 

 

Андреевская гора - возвышенность на правом берегу Днепра. В районе Андреевской горы находилось славянское языческое капище, в том числе – главного славянского бога Перуна. Легенда связывает название горы с освящением ее в I веке н.э. апостолом Андреем Первозванным, который предсказал возникновение Киева. В XI веке на Андреевской горе был построен Андреевский, или Янчин, монастырь (Янка - дочь киевского князя Всеволода Ярославича), в котором была основана первая в Руси женская школа с вышивальной мастерской. В 1212 князь Мстислав Удалой воздвиг на Андреевской горе Крестовоздвиженскую церковь, просуществовавшую до 1560. Впоследствии на ее месте существовали другие деревянные храмы. В XVIII веке на склонах Андреевской горы размещался Аптекарский сад. В середине XVIII века на Андреевской горе была сооружена Андреевская церковь.

Андреевский собор построен в стиле барокко для которого характерны парадность, динамичность архитектурных форм, богатый декор, игра света и тени, обилие позолоты по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, итальянца жившего и работавшего в России с 1716 г. Андреевская церковь задумывалась Елизаветой Петровной, как дворцовый храм при Мариинском дворце, киевской резиденции росийских императоров.

 

 

Надзор за строительством осуществлял московский архитектор И. Ф. Мичуриным, который, в процессе строительства церкви, сообразуясь с проведёнными геологическими исследованиями был вынужден внести в проект ряд конструктивных изменений. Так, например, по замыслу итальянца, подпорной стенкой Андреевскому храму должны были стать покои священника расположенные за церковью в подножии холма. Мичурин предложил построить церковь на массивном стилобате, в результате чего вместо пандуса въезда на паперть храма пришлость устраивать лестницу, однако, конструктивно храм выиграл став более устойчивым к оползням и это изменение было Растрелли одобрено.

 

 

Итак, церковь стоит на остатках крепости XVII в. на 14-ти м. фундаменте (стилобате), который представляет собой двухэтажное здание. Размеры церкви: длинна - 32 м., ширина - 20 м., высота от террасы до вершины креста - 50 м.

Здание завершается центральным куполом и четырьмя угловыми башенками. Фасады украшены цветочными гирляндами, круглые окона в обрамлении золочёных витальных форм и декорированны игривыми ангелочками.

 

 

Трёхярусный иконостас - неотемлемая часть Андреевской церкви выполнен из дерева и украшен золотой деревянной резьбой и круглой деревянной скульптурой. Его резные детали выполнялись в Петербурге по рисункам Растрелли мастерами Иосифом Домашем, Андреем Карловским, Матвеем Мантуровым. Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьеров храма. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину.

 

 

Иконы иконостаса написаны в Петербурге в 1751-52 гг. в мастерской художника И. Я. Вишнякова самим Вишняковым и его учениками, среди которых работал известный русский живописец А. П. Антропов и отражают стилистические особенности искусства XVIII в., для которого характерны жизнеутверждающие начало, красочность, нарядность, внимание к пейзажу, бытовым подробностям. Эффектные позы, нарядная одежда и обилие бытовых деталей - характерные черты религиозной живописи Андреевской церкви, которые сближают её, по манере исполнения к светской.

 

 

В настоящее время, в Андреевской церкви кроме икон находятся две картины:

Картина "Проповедь Апостола Андрея" (худ. Платон Тимофеевич Боисполец). На картине Апостол Андрей проповедует христианство на Скивских землях вовремя своего путешествия по странам Малой Азии, Фракии, Таврии, Иверии и Скифии. В "Повести временных лет" монах Нестор пишет: "Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру.

Картина "Выбор веры князем Владимиром" (худ. Иван Егорович Эггинг). Князь Владимир в центре картины выслушивает доводы представителей от духовенства разных религий (католицизма, иудаизма, мусульманства и православия). Князь Владимир уже явно сделал свой выбор и представитель православия явно сделал свой выбор.

Обе картины подарены Андреевскому храму в 1867 г. на его столетний юбилей.

 

 

Роспись "Тайная вечеря" (худ. А. П. Антропова), в алтаре открывается прихожанам лишь вовремя богослужений, тогда, когда священники распахивают створки царских врат.

 

Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и все Левобережье.

 

 

 

«чтобы изготовить яйцо из драгоценных камней и металлов, за три года упорной работы мне пришлось освоить свыше 30 (! ) профессий»

 

52-летний ювелир из Полтавы Сергей Синицын один сделал то, что было под силу лишь огромному коллективу мастеров знаменитого Карла Фаберже.

Копия Андреевской церкви уменьшена в 1428(!) раз

Как все талантливые люди, мастер совершенно непрактичен в жизни. Ему не приходит в голову мысль вывезти свое творение за границу, на что он имеет полное право как его автор, и продать за огромные деньги. Покупатели нашлись бы сразу. Но Сергей не спешит, надеясь, что его талант будет востребован в родном государстве.

- Это яйцо выполнено в стиле барокко, как и сама Андреевская церковь в Киеве, миниатюрная копия которой вмонтирована внутрь, — объясняет автор работы Сергей Синицын. — Его высота 169 миллиметров. Декор на нефритовой сфере выполнен из серебра и золота. А вот лапы на подставке выдержаны в стиле классицизма. Я долго не знал, как их делать. Заказал одному скульптору — не то, другому — тоже плохо. Тогда взялся сам. Утром сел за микроскоп, а к вечеру вырезал лапу нужных размеров — символ власти, величия.

Сергей как-то посчитал: чтобы сделать такое яйцо, надо владеть более чем тридцатью профессиями! Почти за три года работы он освоил их самостоятельно. Сравните: в мастерской Карла Фаберже над одним яйцом почти год трудился огромный коллектив. Самые лучшие изделия выполняли десятки человек!

Но истинная красота драгоценного яйца открылась мне, когда Сергей поднял крышку и с помощью специального ключа извлек спрятанный в нем «секрет» — золотую Андреевскую церковь в миниатюре.

 

 

- Это копия храма архитектора Растрелли, уменьшенная в 1428(!) раз, — объясняет автор. — Высота миниатюры — всего 35 миллиметров.

Я очень долго вынашивал идею создания декоративного яйца, но не мог ее реализовать, так как не имел достаточных навыков работы с драгоценными металлами. Перечитал горы специальной литературы. Кажется, все понял, но начинал что-то мастерить, а толку нет. И только в 1996 году, когда появился опыт, взялся за дело. Очень спешил, так как хотел посвятить свою работу 2000-летию от Рождества Христова, и чтобы на ней стояло клеймо прошлого тысячелетия. И таки успел.

Поначалу Сергей выполнял все расчеты, отталкиваясь от единственного известного ему параметра — высоты архитектурной части храма от крыши до основания купола. Чтобы побольше узнать о знаменитом памятнике, ездил на экскурсию в Киев, детально изучил историю строительства храма. Потом в руки попала книга «Растрелли в искусстве», в которой есть план церкви. С пропорциями, конечно, пришлось помучиться, но, в конце концов, все получилось. Не удалось соблюсти лишь пропорции крестов: если бы они были выдержаны, то кресты на миниатюре оказались бы тоньше нитки.

В этом изящном произведении особенно поражают мельчайшие детали: ступени, ведущие к храму, разноцветные отливы золота, сверкание стекла в совершенно крохотных оконных проемах…

- Это не стекло, — просвещает Сергей, — а отполированный камень топаз. Вообще же, когда у меня что-то не получается в работе, ругаюсь страшно, даже окна закрываю, чтоб никто не слышал! Сколько раз разбивал молотком и отправлял в переплавку готовые детали. Все должно быть идеально, иначе не стоит браться за работу.

- Приходилось видеть, как Сережа накладывает эмаль, а она трескается на глазах, — подключается к разговору супруга ювелира, Наталья. — То ли от разницы температур, то ли от влажности в помещении… Нанести эмаль на благородный металл, на котором выгравирован тончайший рисунок, и при этом сохранить оттенки, чрезвычайно сложно. А цифра 2000 выполнена в так называемой французской технике шамплеве, известной с ХVII века: золото на белоснежном эмалевом фоне. По официальным данным, сегодня этой техникой владеют всего четыре мастера в Европе. Сережа освоил ее самостоятельно.

- Внутри яйца две бирюзовые эмалевые вставки, — продолжает ювелир. — Одна получилась с четвертого раза, другая — с пятого. Именно эмалью бирюзового цвета я подчеркнул стиль «барокко» своего «секрета» в яйце.

Синицын участвовал со своей работой во многих выставках, в том числе и в международной «Ювелир-экспо», проходившей в Киеве, а также во Всеукраинском конкурсе ювелирного мастерства «Зоряна мить», удостоился трех высших наград.

 

 

 

Справа от Андреевской церкви на улице Десятинной установлен памятник Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами».

 


« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования