24 марта 2012
Любовь моя - мелодия. Автор: Муслим Магомаев
Библиотека / Художественная литература периода СССР / Проза
Разместил: Ивасив Александр
Скачать

РОЖДЕННЫЙ  ДЛЯ ПЕСНИ

Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных времен, «звезда от звезды разнствует во славе».

Сэр Лоуренс Оливье однажды изрек: «Мы привыкли к тому, что актрисы пытались стать звездами, а сейчас звезды пытаются стать актрисами». Если применять это высказывание к отечественному шоу-бизнесу, то можно, наверное, перефразировать его так: многие сегодняшние эстрадные «звезды» мечтали бы стать певицами (или пев­цами).

Редкий же пример настоящего певца, превратившего­ся в суперзвезду, — Муслим Магомаев, яркость и под­линность дарования которого особенно выделяются на фоне той звездной пыли, что навязчиво пытается прельстить публику мишурным блеском со сцен концерт­ных залов и телевизионных экранов.

Мало кто в отечественном эстрадном искусстве может соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым, чей восхитительный баритон, высокий артистизм и душев­ная щедрость покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных про­изведений азербайджанских и русских композиторов...

Он стал известен лет в девятнадцать — после выступ­ления на молодежном фестивале в Хельсинки. И вот уже в течение почти четырех десятилетий с честью выдержи-

вает нелегкое  испытание славой, продолжая оставаться кумиром множества поклонников. Гюстав Флобер предупреждал, что к идолам не следует прикасаться, а то их позолота окажется на ваших руках. Но Муслим Магомаев — как раз счастливое исключение: артист только вы­игрывает от более близкого знакомства с ним, и нечего опасаться, что к пальцам прилипнет сусальная позолота.

Многие, мне кажется, полагают, что Муслим Магомаев намного старше, чем на самом деле, — так давно на слуху это громкое имя. Москва открыла его для себя вес­ной 1963 года. 30 марта в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов в Кремлев­ском Дворце съездов, где сообщалось: «...самый боль­шой, можно сказать, редкий успех достался М.Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная тех­ника дают основание говорить, что в оперу пришел бога­то одаренный молодой артист».

В том же 1963 году в зале имени Чайковского и во Дворце спорта в Лужниках состоялись первые концерты певца. Требовательная Клавдия Ивановна Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появил­ся — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился...»

Важнейшим этапом в шлифовке вокального мастер­ства Муслима Магомаева стала его стажировка в милан­ском театре «Ла Скала». Пребывание певца в середине 60-х годов в Италии — стране несметных сокровищ ис­кусства, родине бельканто — не только благотворно ска­залось на его исполнительских возможностях, но и вооб­ще существенно расширило его духовный горизонт. Мус­лим Магомаев навсегда остался сторонником итальян­ской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио Дель Мона­ко...

Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фига­ро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина... Однако оглу­шительный эстрадный успех помешал его оперной карье­ре — подобно тому, как Голливуд похитил у оперной сцены столь любимого

 

Муслимом Магомаевым Марио Ланца (о котором он написал книгу, сделал радио- и те­лепередачи).

1969 год принес ему победу в Сопоте и первый «Золо­той диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, — этой на­грады Муслим Магомаев был удостоен за то, что запи­санные им пластинки разошлись фантастическим тира­жом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал Народным артистом Советского Союза...

«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ве­дущий успевал назвать полностью имя и фамилию артис­та. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно то­нет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как при­выкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеоб­разной достопримечательностью нашего искусства... А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении — это всегда ожидаемое чудо», — писал в 1980 году Роберт Рождественский, на стихи которого Магомаев исполнял много песен, в том числе собствен­ного сочинения (одна из них называлась «Мы для песни рождены»).

Певец никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоева­ли миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны кон­ной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, — все это Магомаев вку­сил сполна. И притом отнюдь не зазнался, сохранил не показную, а истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в кинофильме «Анна Каренина», которую ему предлагал сыграть режиссер Александр Зархи, хотя позже Муслим Магомаев создал запоминающийся образ Низами в филь­ме Эльдара Кулиева.

 

Как это часто бывает у талантливых людей, Муслим Магомаев разносторонне одарен: он не только певец и актер, он пишет музыку для театра и кино, сочиняет пес­ни, лепит и рисует, обладает литературными способно­стями. К этому надо добавить и его поразительное умение ладить с современной электронной техникой, каковой он изрядно увлечен, потому он еще и «домашний волшеб­ник», что так радует его царственную супругу Тамару Си­нявскую, семейному дуэту с которой скоро будет чет­верть века.

Лестные для певца признания сделал в свое время не­забвенный Иннокентий Михайлович Смоктуновский: «Муслим Магомаев завоевал популярность вдруг, сразу. Популярность огромную и надолго... Я всегда скучаю по нему и жду новых встреч, жду возможности услышать и увидеть то, что несет этот замечательный талант своим многочисленным поклонникам».

Я уверен, что читатели получат теперь радость и от встречи с этой книгой, где Муслим Магомаев размышля­ет о себе, о времени, в яростном шуме которого явствен­но слышен его красивый звучный голос.

Святослав БЭЛЗА

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования