10 июня 2012
Плакат. "Где работа идите туда: первое мая праздник труда". Автор: Малютин Иван Андреевич
Изобразительное искусство / Графика / Плакат / Альбом Плакат. Окна РОСТА The poster. Windows of GROWTH
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

"Где работа идите туда: первое мая -

праздник труда"

 

Плакат

Иван Андреевич Малютин, Россия / Ivan Malutin, Russia

 

 

1891-1932 гг.
1891 (или 1889) Родился в Балково, Тульская губерния.
1902-1911 Учится в Строгановском центральном художественно-промышленном училище у Н. Андреева.
1909 Сотрудник журнала «Рампа и жизнь».
С 1911 Оформляет спектакли в Оперном театре С. Зимина - Театре Совета Рабочих депутатов. 1918 Преподает в Государственных свободных художественных мастерских.
1919-1921 Один из ведущих художников «Окон сатиры РОСТА» в Москве.
1919-1932 Художник-карикатурист в сатирических журналах «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот» и других.
1932 Умер в Москве.

 

 

 

 

 

 

Статья из сборника "Мастера советской карикатуры"
Редакторы юмористических журналов, как правило, не смеялись, принимая рисунки художников, а просто мрачно говорили: «Очень смешно. Пойдет». Но нет правил без исключения, и таким исключением и был Иван Андреевич Малютин. Редакторы — да, редакторы смеялись.
Это утверждал Черемных, хорошо знавший и любивший Малютина. Они много работали вместе: и в «Окнах РОСТа», и в «Безбожнике», и в «Крокодиле».
До этой их совместной работы Малютин был декоратором в частной опере купца Зимина.
Зимин любил талантливого молодого художника; однажды взял его в Крым и всюду за собой таскал. Когда Малютина спрашивали:
— Ну, как в Крыму солнце? Светло? Тепло?
— Не знаю,—отвечал Малютин.— По-моему, и холодно, и темно, и сыро. (Зимин из винных погребов не вылезал.)
Как-то Малютин сделал декорации к опере, в которой должен был выступать Шаляпин. Шаляпину декорации Малютина не понравились. Несдержанный на язык, он сказал:
— Вот я вызову роту солдат, и пускай они эти декорации... Малютин ответил:
— Вызывайте. Вам все равно придется в них петь.
Зимин принял сторону Малютина, и Шаляпин пел. После спектакля он сказал Малютину:
— А знаешь, говорят, что декорации очень эффектны.
— Это потому, что вы так великолепно пели, Федор Иванович! —ответил Малютин.

В жизни Малютин был остроумный, веселый и просто хороший человек, но и насмешник знаменитый. Как-то собрались гости. Напросился в компанию художников один актер, напыщенный и с «фасоном». Малютин очень уж за ним ухаживал, восторгаясь его талантом, о котором никто и понятия не имел. Беспрерывно произносил тосты за его здоровье, и в конце концов актер размяк в буквальном и в переносном смысле слова. Больше его не приглашали. Но на всех вечеринках красовался выразительный плакат Малютина «Кто сегодня будет Петей?» (так звали актера).
Черемных восхищался ярким талантом Малютина и не стеснялся, как он говорил открыто, «драть с него». Правда, в РОСТе вообще все перенимали друг у друга. И только Иван Малютин никогда никому не подражал.
В Москву приехали ленинградские художники. Они очень хвалили Черемныха. Тогда Михаил Михайлович спросил:
— А как вам нравится Малютин? Мы считаем его лучшим художником РОСТа.
— Да, конечно, он хороший художник, но уж очень он вам, товарищ Черемных, подражает.
И Черемных, посмотрев на улыбающегося Малютина, сказал:
— Ай, ай, ай! Ваня! Как же тебе не стыдно!
Малютин был вообще выдумщик и изобретатель. Например, он выдумал, как быстро и легко делать в рисунках зданий множество окон. И он «изобрел» самогонный аппарат, а после в Крокодил поступило письмо: «...передайте большую благодарность художнику Малютину. Мы сделали точно по его рисунку самогонный аппарат, и самогон получается хороший».
Однажды в огромной ростинской мастерской Малютин и Черемных работали над очередными, как всегда, срочными плакатами. Входит Платон Михайлович Керженцев, руководитель РОСТа, с каким-то коренастым иностранцем. К приходу иностранцев художники привыкли. Они ходили толпами с переводчиками, и обычно Малютин показывал плакаты, а тут Керженцев оставляет иностранца одного и уходит.
Иностранец начинает молча рассматривать плакаты. Черемных говорит: — Ваня, давай показывай. Как-то неудобно.

Малютин с досадой бросает кисть и подходит к иностранцу:
— Вот это Ллойд-Джордж... Это Клемансо... Иностранец ломаным языком повторяет:

— Клемансо, Клемансо.
Малютин скучным голосом продолжает рассказывать. Иностранец кивает головой. И вдруг Черемных с ужасом слышит, как Малютин начинает очень весело пересыпать свои объяснения крепкими словечками.
Иностранец невозмутимо слушает Малютин входит в азарт. Черемных наконец не выдерживает:
— Ваня, перестань. А вдруг он понимает?
— Черта лысого он понимает! Сходи к Керженцеву. Некогда же! Пусть сам с ним возится.
Черемных идет к Керженцеву и говорит ему:

-Платон Михайлович, возьмите от нас эту иностранную чурку. Ну, невозможно же! Он все равно ничего не понимает!

-То есть как не понимает?! Он же превосходно говорит по-русски. Черемных вбегает в мастерскую, отводит в сторону Малютина и шепотом говорит ему:

-Ваня, он говорит по-русски!
Малютин бледнеет, потом краснеет и, махнув рукой, решительно подходит к иностранцу.

-Все.равно вы, иностранцы, ни черта в нашем искусстве не понимаете!

-Ну как же не понимаем? Мы хорошо знаем ваше прекрасное искусство и в особенности эту великолепную наглядную агитацию, - почти без акцента говорит по-русски иностранец.

Расстались они друзьями. Это был Джон Рид.

 

Н.А. Черемных


Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования