11 июня 2012
Выбор материала под основу. Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Выбор доски для иконы
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

"Выбор материала под основу"

 

Приступая к работе над иконой, прежде всего, необходимо приготовить основу для нанесения грунта. Форма иконной доски может быть довольно разнообразной (мы остановимся на этом ниже) что же касается породы дерева то обычно используются породы характерные для данной местности. Не всякое дерево пригодно для использования под иконную доску, поэтому следует подробнее остановиться на выборе сорта древесины. В прошлом изготовлением иконных досок занимался "дощаник". Дощаники, как и все прочие мастеровые, были хорошо осведомлены относительно свойств древесины и были прекрасными специалистами в своей области.

В нынешнее время иконные доски в основном изготовляются самыми иконописцами. Для иконной доски используется только сухая древесина. Следует учесть, что дерево содержит органическую влагу (сок) и внешнюю (вода). Тогда как вода может быть удалена из древесины, в процессе естественной сушки в течение 1-2 суток, то органическая влага естественным образом удаляется не менее чем через год, в зависимости от размеров ствола и плотности древесины. Удобно использовать сухостойные деревья, так как их древесина уже частично лишена сока. Свежезаготовленное дерево должно сушиться не ошкуренным, в местах защищенных от сквозняков не менее года, при этом поперечные спилы ствола, во избежание растрескивания, желательно покрыть масляной краской. В последнее время широко используется сушка в термокамере. Хотя результаты такой сушки и неплохие, но все же древесина не имеет некоторых свойств присущих сушке естественной. При выборе древесины необходимо иметь некоторое представление о ее строении и свойствах. На поперечном срезе можно различить следующие слои. (рис.1)


1. Лубяной слой коры. 2. Камбий. 3. Заболонь. 4. Сердцевина. 5. Ядро.

В центральной части ствола имеется более темное ядро содержащее мертвые клетки древесины и как следствие имеющие меньше влаги. Следующая, более светлая часть называется заболонью и содержит живые клетки древесины и поэтому содержит больше влаги. В редких случаях заболонь может быть темнее ядра. Есть породы деревьев не имеющие больших различий в строении слоев.

Такие породы называются безъядровыми, которые в свою очередь разделяются на спелодревесные и заболонные. Спелодревесные породы имеют различную окраску верхних и более глубоких слоев древесины, но несмотря на это свойства и строение этих слоев одинаковы. Заболонные породы не имеют отличий в структуре слоев древесины, как по цвету так и по строению. Камбий - это невидимый невооруженным глазом слой между корой и древесиной, в котором в процессе роста образуются новые клетки. Именно за счет образования этих клеток дерево увеличивается, за год, на толщину годичного кольца. Кора защищает дерево от внешних воздействий. Сердцевинные лучи - штрихи или полоски различной формы и размеров идущих от сердцевины в радиальном направлении. У некоторых сортов не видны невооруженным глазом.

При выборе доски следует учитывать положение слоев древесины. Как видно из (рис. 2), при последующем усыхании доска деформируется в зависимости от расположения в ней слоев древесины, поэтому при наборе щита состоящего из нескольких досок необходимо учитывать направление их последующей деформации.

 

Сорта древесины

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис. Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок .

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода. Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту  http://www.ukoha.ru/

Альбом "Подготовка доски для иконы (левкас, грунт)"

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования