11 июня 2012
"Приготовление доски к грунтовке". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Подготовка доски для иконы (левкас, грунт)
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Приготовление доски к грунтовке"

 

Приготовление доски к грунтовке, процарапывание, проклейка и наложение паволоки

На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин на расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45° к линиям волокон дерева. Такая насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим фунтом.

Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея ("проклей") при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться. Вторичный проклей производят уже более густым отваром клея. Хорошо высохшая проклеенная поверхность доски должна быть глянцевитой. При наложении клея нужно наблюдать, чтобы он ложился равномерно, без пузырьков, а при сушке сберегать доску от пыли, сора и т. п. Тонкие доски лучше проклеивать также и с обратной стороны, дабы тем уменьшить возможность покоробления доски во время процесса проклеивания. Вообще двойная проклейка доски имеет целью предохранить ее от проникновения губительной сырости в глубь доски, а также от возможности потрескания. Для предохранения от червоточины тыловую сторону доски иногда покрывают льняным вареным маслом.

 

Наложение паволоки

Среди древних икон весьма редко встречаются иконные доски с "паволокой", то есть куском редкой материи, наклеенной между лицевой стороной доски и фунтом - "левкасом". Гораздо чаще встречаются иконные доски без паволоки; иконная доска, после насечки и проклейки, просто загрунтовывалась левкасом, по которому писалось красками иконное изображение. В русских древних иконах паволока стала замечаться только со второй половины XIV столетия.

Значение паволоки в будущей жизни иконы весьма велико. Ввиду почти неизбежного покоробления иконной доски, ломкий левкас, подвергаясь изгибу, дает трещины, отрываясь от доски, и даже нередко кусками выпадает прочь. Паволока служит в данном случае упругой подкладкой под всей поверхностью левкаса, и она в огромной степени устраняет возможность как растрескивания самой доски, так и отставания от нее левкаса. Кроме того, паволока, соединяясь с левкасом, образует с ним однородное плотное тело, составляющее то крепкое основание, на котором будет написана икона.

 

Серпянка

Прием наложения паволоки таков. Самая пригодная для паволоки материя это серпянка - редкая, легкая пеньковая ткань. Вырезывают из нее кусок, несколько полнее размеров доски, лицевую сторону которой предварительно промазывают при помощи широкой щетинной кисти слоем густого горячего клея. Приготовленный заранее кусок серпянки опускают в этот же клей, выжимают слегка и затем ровно накладывают на доску, старательно приглаживая рукой по всем направлениям, дабы не получилось никаких складок,

Когда серпянка плотно приклеится к доске, ее оставляют сохнуть не менее как [на] сутки. При наложении мокрой паволоки на доску с ковчежцем надо обратить строжайшее внимание, дабы паволока пристала совершенно вплотную, особенно по углам полей и в углах ковчежца, иначе левкас может отстать и потрескаться в этих местах.

Если доска для иконы большого размера, то, покрыв клеем часть ее, тотчас же налагают на нее часть мокрой паволоки, ровняют и затем кроют следующую часть доски клеем, налагают следующую часть паволоки и продолжают так до наклейки всей паволоки.

После высушки обрезают ножницами излишние концы материи, выступающие за края доски. Кроме серпянки в старину паволокой служил также редкий холст. В наше время с успехом пользуются особою накрахмаленной материей, употребляемой для выкроек дамских платьев.

При восстановлении старинных испорченных икон почти всегда обнаруживали паволоку из редких тканей, что должно служить указанием, что не следует для этой цели употреблять плотных материй. Нужно помнить, что чем плотнее материя, взятая для паволоки, тем внимательнее нужно наблюдать за тем, чтобы она особенно хорошо приклеилась к доске, ибо в противном случае, при левкашении или даже при писании иконы, могут произойти неожиданности в виде отставания залевкашенного слоя с паволокой.

В случае появления на паволоке вспухших пузырей их разрезают острым ножом, подпускают столярного клея и прижимают, дабы вспухшее место выровнялось и приклеилось. Во всяком случае, писать иконы без паволоки не следует, хотя в старину иногда писали без нее. Однако нужно сказать, что иконы, писанные без паволоки, почти всегда оказывались в более худшем состоянии, чем иконы с паволокой.

После окончательной высушки некоторые иконописцы покрывают паволоку тонким слоем "побела", то есть проклеем, но слегка разбавленным водой и немного подбеленным мелом.

Можно, конечно, наклеивать на доску и сухую материю-паволоку, то есть не смоченную предварительно в клее, но в таком случае по наложении паволоки на проклеенную доску и по выравнивании всей поверхности паволоки на доске необходимо тотчас же покрыть ее слоем крепкого навара клея.

Должно еще добавить, что в случаях, когда иконные доски закрепляются в рамах "на постоянную", как, например, в рамах иконостасов, можно обходиться и без наложения паволоки на такие доски.

За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту  http://www.ukoha.ru/

Альбом "Подготовка доски для иконы (левкас, грунт)"

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования