11 июня 2012
"Левкасный грунт - состав". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Подготовка доски для иконы (левкас, грунт)
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Левкасный грунт - состав"

 

 

Левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

 

Состав левкасного грунта

Гипс - 2 объемные части 4 - 5-процентный раствор технического желатина или столярного клея - 1 объемная часть.

Для первого слоя левкаса в клей всыпают гипс или мел, приготовляя побелку, которую набе-ливают на паволоку флейцевой кистью, при этом белят и торцевые стороны доски. После высыхания набеленного слоя наносят последующие слои, но уже в виде массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои накладывают на полностью высохший слой, который перед нанесением последующего смачивается водой, что предотвращает растрескивание грунта при высыхании. Каждый нанесенный и высохший слой тщательно шлифуется наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Грунт должен быть идеально ровным, что и вызывает необходимость нанесения нескольких его слоев с последующим шлифованием. Количество слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 3-4 слоев.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой, левкас покрывают 4-5 - процентным раствором клея, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть тянущим.

 

Внимание! О левкасе на ПВА:

Левкас на ПВА - это откровенная халтура! Срок жизни этого клея не более 20 -25 лет, после чего левкас, вместо твердой основы просто превратится в белый порошок. Запах клея животного происхождения заметно отличается от запаха ПВА, так что по запаху можно проверить.

 


 

Мездровый клей - наиболее пластичный (более пластичный чем осетровый) и следовательно наиболее подходит к деревянной основе, подвижность которой во многом определяется влажностью окружающей среды. Осетровый клей (очень дорогой 50г –350 руб.) менее пластичен чем мездровый, но зато у него наиболее высокая клеющая способность, позволяющая при небольшой концентрации (3-5%) делать успешно реставрационные проклейки. Столярный гранулированный клей по сути аналогичен мездровому, только используется гораздо менее качественное сырье и этот клей вонючий. Желатиновый левкас самый хрупкий и наиболее подвержен кракелюрам, но и его вполне возможно нанести успешно, при условии хорошей проклейки.

Пример: Проклейка доски (фанеры) – 3-4 раза (мездровый клей в соотношении с водой 1:20). Наклейка паволоки - 1:6, левкас – то же соотношение + отмученный мел + столовая ложка олифы на литровую банку левкаса (в качестве пластификатора). Наносим слегка подогретый (а первые слои горячий) левкас широкой щетинистой кистью.

Теперь о том как я левкасила (доски только липовые): 5%-ая горячая проклейка несколько раз, 5%-ый клей для найклейки замоченной в нем паволоки, левкас -15% мездровый раствор клея с мелом без пластификатора, сушка каждого слоя ~5-12 часов ( в зависимости от времени года и влажности). Левкасила исключительно шпателем (очень удобные шпатели продает известная итальянская фирма «OIKOS» - пластиковые в форме неравностороннего четырехугольника с закругленными краями). Затем скальпелем срезала бороздки и подсушенные крошки. Шлифовала маленькой электрошлифовальной машинкой с тонкой шкуркой и кое-что вручную, затем суконной тряпкой. Тыльную сторону сразу же тонировала водорастворимой морилкой, после просушки густо наносила растворенный в скипидаре воск (особенно много на вертикальные торцы через которые древесина всасывает влагу), который после высыхания (2 недели) полировала воск тряпкой. Торцевые стороны покрывала масляной краской с французским сиккативом для быстрой просушки. Только после всех этих процедур уже приступала к рисунку. (Автор - Марина Львовна, источник - http://www.hramvsr.by/forum/viewtopic.php?t=210 ).

Бумажный малярный скотч можно использовать даже на лицевых полях при окантовке рамкой на больших досках, получается ровно и быстро.

За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту  http://www.ukoha.ru/

Альбом "Подготовка доски для иконы (левкас, грунт)"

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования