10 июня 2012
"Техника нанесения и снятия прориси". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Прорись. Нанесение рисунка
Разместил: Ивасив Александр
"Техника нанесения и снятия прориси"
В настоящее время особых затруднений с поиском образцов нет, но каждый иконописец обязан знать технику снятия и нанесения прориси. Для снятия прориси понадобятся чесночный сок, сусло, или мед.
Чесночный сок приготовляется следующим образом. Необходимо взять несколько долек чеснока 4-5, очистить их от шелухи и натереть через мелкую терку на сложенную в 2-3 слоя марлю. Марлю с содержимым отжимают в небольшую баночку. Для получения сока желательно брать чеснок пролежавший зиму, так как у свежего чеснока сок излишне жидкий. Хранится чесночный сок в неплотно закрытой посуде. При этом желательно закрыть отверстие неплотной тканью для предохранения сока от попадания пыли. Плотно закрывать сосуд не следует так как это способствует порче сока. Засохший чесночный сок может быть разбавлен водой до нужной консистенции.
Сусло приготовляется из пива путем его постепенного выпаривания. Пригодны любые сорта пива, хотя сусло из темных сортов несколько лучше. Для приготовления сусла 0,5 л пива наливаются в сосуд который помещается на водяную баню( аналогично клею) и постепенно выпаривается в течении 4-6 часов, до появления густой тягучей массы, которая и является искомым суслом. Полученное сусло помещают в чистую посуду и хранят аналогично чесночному соку. Следует заметить что посуду с суслом также не следует плотно закрывать, а высохшее сусло растворяется водой подобно чесночному соку.
Кроме того, понадобится яичная эмульсия. Для ее приготовления берется свежее куриное яйцо. Яйцо разбивается с тупого конца, таким образом, чтобы в отверстие прошел желток в неразорванном виде. Белок выливается из яйца, после чего аккуратно извлекается желток и помещается на ладонь. Далее желток промывается водой для удаления остатков белка, после чего помещается в стакан и освобождается от пленки его покрывающей. Яичная скорлупа промывается и на 2/3 заполняется несладким хлебным квасом. Квас может быть заменен столовым уксусом наполовину разбавленным водой, или обычной водой. Содержимое скорлупы выливается в стакан с желтком и размешивается кистью до полного растворения желтка. Не следует слишком энергично размешивать эмульсию, во избежание ее вспенивания.
Икона с которой предполагается снять прорись должна быть предварительно очищена от пыли и возможных загрязнений. Далее необходимо приготовить черную краску в количестве необходимом для прорисовки всех контуров иконы. Для этого сухой пигмент черной краски растирается на меду, чесночном соке, или сусле.
Всю поверхность иконы протирают яичной эмульсией и после ее просыхания прописывают контуры и линии иконы. При этом необходимо соблюдать толщину линий оригинала. Далее берется чистый лист белой бумаги. Поверхность иконы согревается дыханием что придает краске способность липнуть и накладывают лист бумаги на икону. Это необходимо делать быстро, но аккуратно. Прижимают бумагу к иконе, после чего приглаживают бумагу рукой. Получившийся на бумаге отпечаток и является прорисью. Икону, после снятия прориси необходимо протереть увлажненной тканью для снятия яичной эмульсии и красочных контуров.
Полученная прорись является негативным отпечатком изображения и для дальнейшего нанесения прориси на грунт необходимо выполнение еще нескольких этапов.
Полученное изображение необходимо перевести на кальку, после чего переведенная на кальку прорись прописывается той же краской что и при снятии прориси. Далее рисунок согревается дыханием и накладывается на поверхность загрунтованной доски после чего на ней остается отпечаток изображения, который снова прописывается черной краской. Такой способ снятия и нанесения прориси получил название "на отлип". Использовались и другие способы снятия и нанесения прориси. Одним из таких способов является нанесение прориси на "припорох". Сущность данного способа заключается в том, что снятая прорись помещается на несколько листов бумаги, после чего по всем контурам прокалывается графьей, или тонкой иглой. Полученный лист бумаги с отверстиями накладывался на поверхность грунта и в местах проколов пристукивался так называемой "паузой", небольшим тканевым мешочком заполненным толченым и растертым до состояния тонкой пыли, углем. Вследствие этого на поверхности грунта, в местах проколов оставались следы угля, которые затем прописывались краской.
Следует обратить внимание что лицевые подлинники иногда дают негативное изображение. Так, например, на прориси иногда можно увидеть, что святые благословляют левыми руками. Это и есть такого рода прориси. В частности многие прориси Большаковского иконописного Подлинника построены таким образом. В связи с этим, при нанесении прориси необходимо быть внимательным чтобы избежать ошибок.
В нынешнее время, с появлением множительной техники и фотографии, снятие и нанесение прориси не составляет труда, поэтому древние способы, описанные выше практически не применяются. Распространен способ нанесения прориси с использованием копировальной бумаги. Однако следует учитывать, что использование синей копировальной бумаги может привести к проникновению синего пигмента в слой грунта и его окрашиванию в синий цвет что недопустимо. Черная копирка не имеет таких недостатков.
При нанесении прориси на иконную доску больших размеров можно наносить ее по фрагментам. В этом случае удобно использовать применяемую в живописи технику копирования по сетке, что позволяет помимо довольно точного копирования прориси также производить и ее масштабирование. Кроме описанных методик нанесения прориси существуют также и методики их построения. Сущность данных методик заключается в поэтапном построении отдельных элементов рисунка с последующим их объединением в единое целое. Например, при построении лика, сначала рисуется контур овала лика, затем делается разметка согласно которой рисуются отдельные элементы (глаза, нос и т.д.), после чего производится окончательная доводка рисунка и удаление линий разметки. Именно таким образом строились прориси в древних иконописных мастерских, в которых рисунок наносился ("знаменился") наиболее опытным мастером - "знаменщиком", а последующие работы производились мастерами менее высокой квалификации.
Независимо от способа нанесения прориси необходимо приложить все усилия, чтобы ее линии были нанесены ровно, без разрывов и толщины соответствующей пропорциям рисунка. От качества нанесения прориси во многом зависит и качество написания иконы в целом, о чем и пойдет речь в следующей статье.
За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту http://www.ukoha.ru/
Альбом "Прорись. Нанесение рисунка"
На главную страницу раздела Изобразительное искусство