10 июня 2012
"Некоторые секреты иконописи". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Краски. Пигменты. Красочный слой
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Некоторые секреты иконописи"
Прорись
Относительно прориси. Я предпочитаю делать предварительный рисунок, т.е. ищу пропорции, линии складок, основные черты ликов на бумаге, чтобы не загрязнять и не размазывать левкас. Особенно если это многофигурные композиции, например праздники. Когда писала праздничный ряд для Петро-Павловского собора, пришлось менять формат икон – из традиционных вертикальных (брала за основу лучшие древние образцы, часто наполовину утраченные) в почти квадратные. Тут пришлось довольно много поработать. Или, когда сама разрабатываю иконографию – тоже без предварительного рисунка не обойдешься. Считаю, что пока не достигла такого мастерства (а может тут дело и в характере), чтобы сразу на левкасе все делать. Некоторые думают, что такой метод, которым пользуюсь я – зажимает, сковывает, ограничивает, не дает возможности что-то изменить в процессе работы. Но вот недавно поговорила с епархиальным духовником (он же духовник всех наших иконописцев), и он, глядя на мои иконы, сказал: «Это – тихая молитва. Вот так и продолжай, я и сам сейчас так стал писать. Бывает, что человек быстро и точно попадает, но это особый дар Божий, так бывает очень редко.» Это особенно удивительно и радостно было от него услышать, потому что раньше он всех призывал к обратному: писать надо быстро, решительно, а если что-то не получилось – смиряться, это, мол моя немощь… Я же всегда считала более важным – точность попадания, пускай это будет медленно и тихо, может быть пока немного зажато и скованно, но зато максимально выверено. Кому нужно в иконе видеть мою немощь? Это же Икона, а не набросок… Если человек не созрел еще для более раскованного писания (т.е. когда результат оставляет желать лучшего), то лучше уж постепенно нарабатывать мастерство, писать «не борзяся». Не говорю, что при медленном письме все удается, но хотя бы прилагаются максимальные усилия. Кстати, эту же мысль выразил посетивший нашу выставку архиепископ Берлинский и Германский Феофан, так же думает и мой духовник.
Когда рисунок сделан, перевожу его карандашом на кальку (с белого листа хорошо видно). Кальку ничем не промасливаю. Лучше использовать кальку «под карандаш». Потом переворачиваю, обвожу рисунок с обратной стороны мягким карандашом и потом шариковой ручкой передавливаю (не сильно) на левкас. Затем карандашом на левкасе окончательно все прорисовываю и потом аккуратно иголочкой делаю графью, причем левкас стараюсь не царапать, а продавливать, в этом случае карандашная линия становится почти такой же контрастной как тушь. Для рисования по левкасу использую твердый карандаш, чтобы не размазывалось, а так же пользуюсь полочкой – если икона лежит горизонтально. Если на мольберте – длинной палкой, на концах которой имеются кожаные наконечники, чтобы не скользила.
Ольга Игоревна
Золочение
Ставлю золото сама следующим самым простым способом. На отполированный левкас наношу бельичьей флейцевой кисть жидкий шелак, несколько слоев, до тех пор, пока не исчезнут все пожухлости. Затем тампоном , сделанным из чистых капроновых колготок, втираю итальянский лак мордан, жду когда подсохнет – чтобы пальцы не оставляли следов на лаке и в то же время был хороший отлип. Затем переношу золото из книжки на вощеную бумагу, а с бумаги уже на лак. Удаляю бельичей кисточкой все ошметки, и оставляю на несколько дней для окончательной посушки.
Марина Львовна
Золото клею так: сначала шеллаком (1:4) 2-3 раза , потом морданом (немецкий 12-ти часовой), по краю рисунка, там, где не должно быть золота, прокрываю яичной эмульсией - потом скальпелем легко счищается лишнее. Тампон не догадалась сделать из капроновых колготок – это остроумная находка! Пользовалась натуральной ватой, завернутой в марлю, отчего иногда на лаке оставались ворсинки.
Для того, чтобы выкладывать из книжки и разрезать листы золота – сделала замшевую подушечку прямоугольной формы: основание плоское (фанера), сверху набита вытой. Очень удобно. Беличьей «лапкой», слегка смазанной сливочным маслом (для этого протираю маслом тыльную сторону левой руки до локтя), беру нужный по размеру кусочек золота и накладываю на слегка подсохший лак. Надо успеть все сделать как можно быстрее, тогда поверхность получается более однородной. Когда все уложено, всю плоскость слегка разглаживаю большой мягкой беличьей кистью, причем держу ее вертикально к золоту. После просушки, чищу края и удаляю той же кистью остатки золота.
Мне нравится, когда поверхность получается живой, без ровного металлического холодного блеска. Конечно, не должно быть царапин, некрасивых пожухлостей и дырок (в этом случае икона приобретает неряшливый вид), но когда золото слишком ровное – тут другая крайность, становится не интересно, сухо, мертво, как будто не человек руками делал, а бездушный штамповочный агрегат. Можно ведь и аэрографом иконы задувать (фоны, например) – идеально ровно получится, только это будет уже не живой Образ, а бутафория какая-то…
Ольга Игоревна
Полировна левкаса
Для полировки левкаса под золото я выбрала наименее затратный по времени: беру желтую итальянскую глину для полимента, развожу ее жидко водой, прозрачно прокрываю широкой флейцевой беличьей кистью, отполировываю куском капроновых колготок и так несколько раз, пока все не будет блестеть – гореть. Дальше – шеллак –мордан-золото. Защащать рисунок эмульсией - не догадалась, в следующий раз обязательно попробую. Для зачистки пользуюсь съемными широкими лезвиями для канцелярских ножей, разламываю их по перфорированним сегментам, тупой угол на режущей стороне слегка закругляю на напильнике, чтобы случайно не поцарапать левкас.
Иногда, когда золотился только нимб, полировала высохший шеллак сердоликовой лопаточкой.
У меня тоже имеется и замшевая подушечка, и широкая беличья кисточка, но как-то у меня лучше получается пользоваться вощеной бумагой (делаю сама: беру обычную кальку, режу ее полосками шириной 12-14 см, на стоящий горячий включенный утюг кладу ситцевую тряпку,затем кальку, по кальке мажу куском воска, он плавится и более-менее равномерно пропитывает кальку, так прохожу всю полоску, затем режу ее на квадратики. Все это происходит довольно быстро. Все золото с кальки лучше сразу клеить, не заготавливать впрок. Также кальку с золотом удобно резать самыми обычными ножницами. Начинаю ставить золото как правило с самых важных позиций, целыми кусками вокруг ликов и на больших открытых участках, каждый раз зарекаюсь не кусочничать «не экономить на заварке», те фрагменты золота, которые перекрывают фон и прикладываются в части рисунка остаются на кальке, и их можно наклеивать в каких-нибудь менее заметных местах.
Приходилось видеть позолоту на иконе, которая выглядела почти как зеркало, действительно производит какое-то механическое впечетление, мне это тоже не нравится.
Марина Львовна
Источник - http://www.hramvsr.by/forum/viewtopic.php?t=210
За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту http://www.ukoha.ru/
Альбом "Иконопись. Краски. Пигменты. Красочный слой"
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »