13 июня 2012
"Смальта". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Иконопись. Пигменты
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Смальта"

 

Смальта – это размолотое калийное стекло, окрашенное в темно-синий цвет кобальто-калиевым силикатом. Впервые этот пигмент был описан Борнини в 1584 году. Его получают при прокаливании кобальтовой руды. Оксид кобальта получается при смешении кварца и углекислого калия, с добавлением расплавленного стекла. Охлажденная в воде, синяя смесь распадается на частицы, которые затем размалывают. Оттенок смальты зависит от размера размолотых частиц. В Европе смальту использовали как заменитель более дорогого натурального ультрамарина. Так как смальта содержит стекло, пигмент очень прозрачен. Для получения насыщенного цвета необходима смальта «грубого помола». В смеси с маслом она образует пленку, желтеющую со временем, которая может полосами стекать с вертикальной поверхности. Смальту часто смешивают с протеинсодежащим связующим маслом (обычно это клей, получаемый из кожи животных или пергамента), чтобы предотвратить этот эффект. Желатин удерживает смальту до высыхания картины.

Смальта часто использовалась живописцами в изображении голубого неба и отдаленных гор. В ранних картинах Вермеера смальта присутствует, но в основном в смеси с другими красками и в подлежащем слое. Смальта, которой пользовался художник, довольно крупно размолота. Вместе с лазуритом, охрой, коричневой охрой, свинцовыми белилами она присутствует в светлом участке стены картины «Спящая служанка», там же – как фоновый цвет в синих участках ковра. Верхний слой этих участков содержит лазурит и натуральный ультрамарин. На картине «Сводница» смальта есть в освещенных участках стены и как компонент зеленой в смеси с желтой окисью свинца. В «Диане и ее компаньонах» смальта, разведенная желатином, широко использовалась в коричневом нижнем слое, в изображении тел, чертополоха, скалы и белой шерсти собаки. В своих ранних работах для изображения тени Вермеер пользовался смальтой в смеси с белилами вместо черной краски, которая придавала тени тусклый серый оттенок. Позже для этих же целей живописец использовали ультрамарин («Женщина с кувшином воды»).

За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту  http://www.ukoha.ru/ 

Альбом "Иконопись. Пигменты"

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования