17 июня 2012
"Опыт создания фрески". Автор: Ивасив Александр Иванович
Изобразительное искусство / Иконопись / Фрески / Альбом Роспись стен храма
Разместил: Ивасив Александр
"Опыт создания фрески"
Чистая фреска - в основном итальянская. К чистым пигментам добавляется известковая вода, на которой делался левкас.
- Но такие краски практически не продают. Вы сами их делали?
- Да, мы готовили их сами по старинной технологии.
Брали много интересных пигментов, полудрагоценные, дорогие камни - малахит, лазурит. Геологи привозили нам минералы. Их нужно было предварительно на машинке растолочь, а затем вручную дотереть до порошка пестиком на стекле. Однако надо было знать химический состав пород, потому что, если перетереть, например, малахит, он будет не зеленым, а сероватым. Лазурит нужно брать хорошего сорта, чистой породы, афганский.
Киноварь, очень вредную ртутную краску, мы старались не употреблять. Для красного сейчас берут химический кадмий красный. Также используется красная земля - порода. Есть такая краска - мумия, бывает краска из растений и даже есть индийская желтая из мочи слонов.
- Что самое сложное в технике фрески?
- Приготовление левкаса. Это очень трудоемкий процесс: нам пришлось сначала вырыть две большие ямы, сделать в них срубы и замочить там пушонку - гашеную известь. Кстати, раньше этот процесс был еще сложнее, так как брали негашеную известь, кидали в нее что-либо органическое (чуть ли не теленка), чтобы растворить и погасить известь.
- А зачем нужно гасить известь?
- Гашеная известь не вспучивается. Кроме того, в ней происходит процесс кальцинизации. Залитая водой, она должна стоять не менее года, лучше несколько лет. В некоторых старых источниках есть указания на то, что иногда замачивали ее и на 25 лет. Кто работает с известью, тот знает, какого качества она становится, когда долго лежит. Она получается, как сметана или сливки - очень эластичная. Затем мы ее перекладывали в специальную емкость - в большую ванну, промывали от 60 до 90 раз и заливали водой. Каждый день в течение 60-90 дней приходилось снимать так называемую ямчугу - налет вроде ледка, который образовывался на поверхности. Ямчугу снимают специальными совками, затем вымучивают, получается хорошая известь. Оставшуюся чистую воду сливают и используют для приготовления красок. Промытая известь перекладывается в бочки, и потом из нее изготавливают левкас, соблюдая правильные пропорции при смешивании извести с песком. Песок лучше брать ямный -колючий, не гладкий. Потом добавляется цимянка - тертый кирпич (в Италии добавляли черепицу); потом бычья желчь и мелко рубленная льняная пакля. Пакля нужна как некая армированная сеточка, соединительная ткань, которая дает прочность. Затем все тщательно вымешивается в бетономешалке, чтобы не было никаких комочков, которые способны лопаться на стене, что, как правило, приводит к трещинам на красочном слое. В старину это все руками делалось - били несколько дней, а сейчас - за два-три часа. Но прежде чем нанести красочный слой на стену, нужно еще и стену подготовить. Было очень сложно, так как пришлось очищать стену от бетона до кирпича (красочный слой наносится обязательно на кирпич, а не на бетон). Затем в течение двух дней разбрызгивать по стене воду, чтобы стена «напилась» -была хорошо вымочена. Но нельзя ни в коем случае переусердствовать. Наступает такой момент, когда стена перестает «пить», и с нее начинает скатываться вода. Это означает, что она находится в состоянии влажности, и теперь можно наносить на нее известковую штукатурку. Она накладывается не жидко. Ее необходимо наносить как бы втирая - она не должна сползать со стены, а очень туго идти. На другой день делается затирка — выравнивание отштукатуренной стены (и здесь много своих тонкостей). После создания первого слоя наносится левкас. Это делает специалист. У нас работала превосходная художница Оксана Смирнова, у нее это очень хорошо выходило. Своими руками весь храм «отлевкасила» (больше двух тысяч квадратных метров).
- Как наносится левкас?
- Левкас наносится на определенный участок, на который художник сначала должен перенести свой сюжет с бумажного картона.
Допустим, сегодня он выполняет полфигуры или голову. Для этого он очерчивает на стене участок и обводит его клеевой краской, чтобы не смывались границы. В границах этого участка наносится левкас, а художник выдавливает рисунок с бумаги на стену. Это называется прорезь. По ней художник пишет фреску, пока стена «пьет», пока она сырая.
- Фреска быстро пишется?
- Художник должен уложиться в 10 часов, а если не уложится, все высохнет, и придется ее сбивать, так как краска впитывается в сырую поверхность на определенную глубину и не имеет поверхностного слоя.
Роспись фрески таким образом (фрагментами) идет очень быстро, если еще учесть, что во фреске многое упрощено по сравнению, скажем, ,с иконописью. В иконописи вохрение идет в три-пять слоев, а здесь - в два-три. Там - лессировка, здесь все пишется в большей степени условно. Искусство монументальной росписи основывается на понимании масштаба композиции и чувстве декоративного цвета. Проработка идет, но она более обобщенная.
- За день до росписи художник должен подготовить колера к росписи?
- Да, он наводит колоранты заранее, и здесь существует своя технология. Допустим, охра, чтобы сделать лики вохрением, охра номер один, номер два, в разбел, охра теплая, охра холодная и т.д. Существует пош - такой цвет, которым рисуют линии, делают описи фигур, ликов, он ближе к коричневому. Прозелень, основные тона - голубец, рехть, зеленый.
В эскизном проекте это все заранее должно быть разложено. Человек, наводящий колера, должен быть художником. Это работа расколеровщика. Не дай бог, лишних белил добавить в колер - на стене он будет выглядеть, как белесый. Если же черного чуть-чуть переложить - будет уже мрачный, если чуть-чуть красного - пойдет в красноту. Важно чувствовать пропорции. Замесы делают очень опытные художники.
- Можно сказать, что создание фрески - это коллективный труд?
- Мы все в принципе универсальные художники: каждый из нас может делать рисунки, графью нанести, цвет подобрать и писать. Художник должен весь этот процесс знать. Но в артелях традиционно выделяли тех, кто лучше владеет теми или иными навыками. Самым главным был знаменщик, который наносил рисунок и размечал композицию. Он мог и красками писать, но главное -он должен был чувствовать масштаб. Если на потолке изобразить лик Спасителя чуть меньше, он уже не будет впечатлять: масштаб теряется. А если слишком увеличить, будет давить. Надо хорошо чувствовать масштаб храма, того архитектурного пространства, в которое вписываешь все это. Лучше работу по фреске вести параллельно: одновременно замачивать известь, делать макет.
- Существует ли свобода творчества в пределах канона ?
- Создать новую иконографию, наверное, возможно, это не запрещается, но делать это должен человек глубокой веры, знающий догматы церкви, понимающий иерархию, - художник, способный превратить свои писания в богословие в красках. Это было под силу подвижникам, которые создавали первоисточники, - таким, как Андрей Рублев. Он же был монах, изучал традицию.
В старых канонических композициях все имеет определенную соподчиненность. А если художник начнет творить, он может что-то еретическое создать.
Источник - http://www.icon-dialog.orthodoxy.ru/tehnology/vozrfreski/vozrfreski.htm
За этот интересный познавательный материал мы благодарны сайту http://www.ukoha.ru/
На главную страницу раздела Изобразительное искусство