18 марта 2011
"Портрет Ф.Н. Голицына в детстве". Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм / Альбом Вишняков Иван Яковлевич Vishnjakov Ivan
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет Ф.Н. Голицына в детстве"

 

1760 г. Холст, масло 119.3 x 68.2 cм
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
 
На подрамнике портрета мальчика Голицына сохранившаяся надпись «кн. Федора Николаевича Голицына на 9-м году своего возраста» дает основание для датировки картины не ранее 1758 и не позднее 1760, что по времени является последней из дошедших работ этого мастера. 
 
Военный камзол — отнюдь не дань карнавальной моде. Детей из знатных дворянских семей еще при рождении записывали в армию, так что к совершеннолетию они получали офицерский чин. 
 
В предыдущие столетия pебенок считался маленькой копией, уменьшенным вариантом взрослого человека — отсюда и обращение на «вы» к сиятельным детям и наряды, как у взрослых. Федя Голицын нарисован в такой позе, в какой обычно изображали умудренных жизнью и опытом полководцев: подбоченясь, по-хозяйски засунув руку за борт камзола, перетянутый поясом, он крепко стоит на широко расставленных ногах. Прислоненное к стулу ружье намекает, что Федя в свои юные годы -- отличный охотник; взгляд же его проницателен и мудр, как у ловкого придворного. 
Одежда, в данном случае мундир конногвардейца, трактуется подчеркнуто декоративно. Цветовые пятна темно-синего, почти черного кафтана и красного камзола, золотого шитья подчеркивают светлоый тон, которым написаны лицо и волосы ребенка. 
 
В портрете мальчика Голицына прослеживается русская традиция портретной живописи, которая вела свое начало от парсунной живописи Древней Руси. В основе выразительности парсуны лежал контраст подкупающей правды изображения лица и условной, как бы распластанной на плоскости фигуры.
 
Художник еще не свободен от прежних иконописных принципов письма: нейтральный глухой фон высветлен вокруг фигуры мальчика подобно нимбу над головой святого. Передача объемов также не входила в творческую задачу: изображение нарочито плоскостно, никаких градаций цвета, наоборот — как в живописи русских авангардистов, каждому цвету на этом старинном полотне отведен свой сегмент. 
 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования