07 марта 2013
"Демон сидящий". Автор: Врубель Михаил Александрович Mikhail Vrubel
Изобразительное искусство / Живопись / Символизм / Альбом Врубель Михаил Александрович
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Демон сидящий"
1890 г. Холст, масло 114 х 211
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Всю жизнь манил Врубеля образ Демона. По библейской легенде, это — «падший ангел». Он восстал против Бога и был изгнан с неба на землю. В нём воплотилась сила зла. Но в воображении художника живёт иной образ — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый».
На первой картине этой врубелевской серии изображён сидящий Демон: «молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката». Эта фигура вызывает в памяти строки из поэмы Лермонтова «Демон», к которой Врубель впоследствии сделает много прекрасных иллюстраций:
«Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землёй
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой».
Низвергнутый с неба, этот Демон таит надежду обрести радость жизни на земле.
У Демона сильное тело юноши, утончённое лицо с печальными, устремлёнными вдаль глазами, а вокруг — удивительные по форме и краскам цветы, не землёй рождённые, а словно возникшие из кристаллов и изломов горных пород. И такими же каменистыми оказываются озарившие небо горящие закатные облака. Окаменевшая природа словно несёт в себе одиночество падшего ангела, несбыточность его мечты о земном добре, живой земной красоте.
___________________
Демон (сидящий), главная картина Врубеля, была создана в 1890 году. Художник обращается к образу "светлого" Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. В русле религиозно-мистических исканий своего времени Врубель создает авторский миф. Основой для него послужили прообразы мировой культуры - древнегреческое платоновское понимание Демона, образы философии Ф.Ницше ("Демон меланхолии и сумерек"), поэма М.Ю.Лермонтова "Демон".
Для Врубеля это "дух не столько злобный, сколько страстный, страдающий и скорбный, но при всем том дух властный и величавый" ( М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976). Наиболее близко Врубелю понимание Демона в философии Платона как "посредника между людьми и богами, который ведет человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты" (Соловьев Вл. Жизненная драма Платона). В титанической драме своего героя художник пытается разрешить центральную эстетическую проблему эпохи - жертвенное и героическое призвание творческой личности, стремящейся подняться от видимой красоты к высшему совершенству.
Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность: бесплотный одухотворенный лик и могучее тело, подобное сияющему в закатных лучах огромному камню. Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков. Он созерцает "древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака"( М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты. На щеке его мерцает жемчужная слеза - свидетельство скорби духовного исполина о хрупкости мира земного. Все вокруг охвачено чудесными превращениями: фантастические цветы принимают форму кристаллов, отбрасывают металлические блики и осыпаются аметистами.
В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на форму, передающий пафос высекания духовной энергии из косной материи. Он как бы стремится создать некое нетленное сверхвещество живописи, философский камень, хранящий тайну бессмертия. Работая мастихином, специальным ножом, художник соединяет живопись и ваяние. В результате создается ощущение монументальной техники, подобной мозаике.
« Предыдущее фотоСледующее фото »