26 марта 2013
"Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком". Автор: Гроот Георг Кристофор Groot George Christopher
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Гроот Георг Кристофор
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком"
1743 г. Холст, масло 85 х 68.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком», исполненный Гроотом в год его появления в Петербурге, — превосходное произведение, показывающее, сколь заслуженным был его быстрый успех. Оно написано в стиле рококо, который господствовал тогда почти во всей Западной Европе и в северной столице России.
Рококо — прежде всего придворный стиль, отличающийся нарочитой игривостью. Благодаря этому все его качества заострены настолько, что стоят на грани перехода в свою противоположность. Утонченность грозит стать слащавостью, нежность—приторностью, легкость — фривольностью и откровенной эротикой. В этой пикантной хрупкости состоит его особая прелесть.
На этом небольшом, камерном по формату портрете изображена императрица, выехавшая на верховую прогулку в сопровождении мальчика-слуги. Елизавета Петровна облачена в военный мундир офицера Преображенского полка – первого полка новой регулярной российской армии, созданного Петром I в начале его реформаторской деятельности. Чернокожий арапчонок сопровождает знатную даму.
Рядом с его темным лицом, блестящими черными глазами еще нежнее, белее, румянее выглядит его голубоглазая госпожа. Жесты и движения маленького слуги подчеркнуто грациозны. Своим изяществом они напоминают позы балетных танцовщиков.
Чернокожий арапчонок в России XVIII века – фигура экзотическая, необыкновенная. «Арапчонок», разряженный необычно, как кукла, его костюм – яркий, фантастический, нарядный, почти театральный Он пролагает путь царице, двигаясь элегантно, будто танцуя, и одновременно картинно выказывая свое восхищение — совершенно очевидно — не только императорским величием, но и женской привлекательностью Елизаветы.
Пейзажный фон в портрете так же условен и декоративен, как и сами персонажи. Эти клонящиеся, покрытые пышной листвой ветви деревьев неизвестных пород, этот нарядный вазон на мраморном постаменте олицетворяют роскошный парк – место прогулки императрицы. На дальнем плане – изображение водоема. Это парковый пруд с прогулочными яхтами, но, глядя наводную гладь, возникают ассоциации и с морскими просторами, и с военным флотом, основателем которого в России был отец Елизаветы Петровны, Петр I .Фоном служит голубое небо с облаками и полоской розовой зари, высоко поднимающейся над водной гладью.
Интересно, что это произведение было использовано для скульптурной группы, выполненной на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Германии.
(http://www.tretyakovgallery.ru/)
« Предыдущее фотоСледующее фото »