06 апреля 2013
"Портрет Е.Д. Свешниковой". Автор: Егорнов Сергей Семенович Sergei Egornov
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм / Альбом Егорнов Сергей Семенович Sergei Egornov
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Портрет Е.Д. Свешниковой"
1897 г. Холст, масло
Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Самым многочисленным собранием произведений русского искусства — 287 картин и 56 произведений графики, — вошедшим в состав Румянцевского музея, было собрание Ивана Петровича Свешникова (его портрет также писал Егорнов С.С.), купца 1-й гильдии, директора известной в Москве фирмы по торговле мехами и лесом, Переславль-Залесского почётного гражданина.
Среди коллекционеров обеих столиц И.П. Свешников, несмотря на впечатляющие размеры собрания, выглядит дилетантом. Он собирал только русских художников, преимущественно передвижников, наверное, посещал выставки и аукционы. Вероятно, именно находки во время этих посещений и формировали собрание. И он сам, и его собрание очень напоминают К.Т. Солдатёнкова и его «галерею», где среди множества пейзажей, картин крестьянского быта, семейных сюжетов, детских портретов и сцен имеются как главные — картины исторического содержания. Здесь и Древний Египет, и картины Аскназия на сюжеты Ветхого завета, и история гибели Цицерона, и «Леди Гамильтон перед казнью» П.А. Сведомского, и «Дагомейцы» Н.А. Касаткина, и картины на сюжеты новозаветной истории. В собрании несколько картин, содержание которых связано с историей России: акварель С.С. Егорнова «Царь Алексей Михайлович смотрит на пожар в Москве», И.Е. Репин «Петр I упраздняет стрельцов», три картины баталиста Ф.А. Рубо, работы В.С. Сурикова «Стенька Разин», «Княжий суд» (ныне в ГТГ), и два акварельных эскиза к «Завоеванию Сибири» (оба ныне в ГРМ).
Совершенно неизвестна картина П.А. Геллера «У Суворова в деревне» («Неожиданное послание»), выданная в 1927 в Военно-исторический музей и в 1967 оказавшаяся в мемориальном музее А.В. Суворова в селе Кончанском Новгородской области. Сюжетом картины является получение Суворовым рескрипта Павла I, отменяющего двухлетнюю отставку фельдмаршала.
По воспоминаниям Я.Д. Минченкова, Свешников был «характерной фигурой коллекционера — любителя живописи из старого купеческого круга». В 1908 И.П. Свешников подарил музею картину П.А. Сведомского, изображающую сцену времен французской революции «Жаки». В последние годы жизни И.П. Свешников проживал в Москве в собственном доме в Трехсвятительском тупике в Яузской части.
Переговоры с музеем о передаче собрания он вёл начиная с 1906. В это время в московскую прессу проникли слухи о возможном отказе музея от свешниковского собрания из-за отсутствия свободных площадей. Чтобы обепечить будущую музейную судьбу своих сокровищ, И.П.Свешников в своем письме к директору РМ И.В. Цветаеву предлагал осуществить за свой счет необходимые переделки, даже связанные с постройкой новых зал. Как большинство коллекционеров, Свешников хотел, чтобы собрание его экспонировалось в отдельном помещении. К счастью, архитектор музеев Е.И. Опуховский сумел уберечь помещения музея от надстройки, «в художественном отношении не удобной», и, как следует из каталога Картинной галереи (1912), решение было найдено: в течении 2-3 лет для лучшей части собрания Свешникова (50 единиц хранения) был предоставлен зал № 1.
В 1910 Иван Петрович умер, и всё его собрание, в соответствии с завещанием, было передано его вдовой и душеприказчицей Елизаветой Дмитриевной в Румянцевский музей. В 1912, вскоре после поступления собрания в музей, иллюстрированный журнал «Искры» поместил портрет коллекционера и 22 репродукции с картин А.Е. Архипова, С.В. Бакаловича, А.М. Васнецова, Н.Н Касаткина, И.И. Левитана, И.М. Прянишникова, А.А. Харламова.
Вскоре после революции свешниковские картины начали раздавать провинциальным музеям непосредственно из Румянцевского музея, параллельно пополняя фонды и музея и его Филиального отделения работами русских и западных мастеров из национализированных собраний.
« Предыдущее фотоСледующее фото »