20 мая 2013
"Рынок" 1. Автор: Лебедев Владимир Васильевич Vladimir Lebedev
Изобразительное искусство / Живопись / Кубизм / Альбом Лебедев Владимир Васильевич Vladimir Lebedev
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Рынок"
"Книжки мирискусников, предназначенные для маленьких читателей из дворянских, буржуазных или интеллигентских семей, отличались декоративной усложненностью, а порой утонченностью и рафинированностью рисунка. В мирискуснической книжной графике сильны были тенденции украшательства и ретроспекции. Эти принципы не подходили складывавшейся советской детской литературе. Многомиллионному ее читателю из среды рабочих и крестьян нужно было новое книжное оформление, отвечающее жизненной, идейной содержательности литературы, демократическим народным традициям, а также современным художественным поискам. Книга становилась единым целым, сочетающим большие литературные качества с высоким уровнем оформления. Передовые мастера представляли себе книжную графику для детей как подлинное искусство, которое должно быть в каждом издании.
В этих исканиях огромную роль сыграл видный график и живописец Владимир Васильевич Лебедев. Еще ранее он был известен как создатель оригинальных революционных листов — «Окон РОСТА» в Петрограде. Отблеск их лаконичного, чеканного стиля отразился в его иллюстрациях детской книги. Лебедев стремился к особой простоте изображения, его доступности для самых маленьких ребят, которые являются в большей мере зрителями, чем читателями. Он учитывал, что восприятие рисунка детьми младшего возраста весьма отличается от понимания его взрослым читателем, ибо различна их психология. Созвучные такому пониманию определенные общие черты поэзии для детей были изучены К. И. Чуковским и С. Я. Маршаком. В содружестве с последним у Лебедева родились знаменитые детские книги, вышедшие в 1925 году,— «Вчера и сегодня», «Мороженое», «Цирк», «О глупом мышонке». Многое в них было необычайно современным и острым. Лаконизм и четкость рисунка, сочетающиеся с предметностью изображений, динамика цветовых композиций на белых листах страничных разворотов увлекали детей. Эти иллюстрации были ценны и понятны ребенку не только своей содержательностью, но и эстетической доступностью художественных приемов (профильный по преимуществу характер изображений, их эмоциональность, отсутствие сложных для восприятия детей младшего возраста изображений линейной перспективы, трудных ракурсов). Рисунки Лебедева носили при этом новаторский характер, представляя современную графику, основанную в ряде моментов на близости к его плакатам и к принципам народной картинки. Простота, динамичность движения, эмоциональность делали листы Лебедева привлекательными для массы читателей-зрителей, и не только детей, но и взрослых. Эти иллюстрации приковывали внимание на художественных выставках своими лаконизмом, остротой, экспрессией рисунка, словом, теми: яркими чертами, что формировали характерный стиль графики двадцатых годов.
Искусство детской книги заинтересовало Эвенбах. В это время она уже трудилась над рисунками «Рынок», возникшими в Новгороде. Именно к ним относятся ее слова: «Новгород стал фундаментом всего моего творчества. И здесь родились мои детские книги. Я не иллюстрировала, а брала жизнь и давала ее в цветных рисунках, к которым первые советские писатели писали тексты». Многое виденное там за годы работы помогало, отложившись в памяти. Но, кроме того, специально для книги художница заполнила несколько альбомов набросками. Здесь типы новгородских рыбаков, продавцов, покупателей, есть и целые эпизоды, зарисованные на Торгу или, как называли его иначе, на Торговой стороне — историческом месте кипучей жизни старого города у Ярославова дворища.
Книга «Рынок» с текстом Е. Л. Шварца, сочиненным к рисункам Эвенбах, оказалась напечатана лишь в 1926 году. Но сами произведения художницы были выполнены ранее, в 1924—1925 годах. Поэтому возникает необходимость придерживаться той временной последовательности, в которой автором создавались оригиналы произведений книжной графики. Время издания той или иной книги зачастую не соответствовало действительной поре исполнения графических листов. А без учета этого трудно понять последовательность эволюции творчества мастера...".
« Предыдущее фотоСледующее фото »