20 мая 2013
"Рынок" 1. Автор: Лебедев Владимир Васильевич Vladimir Lebedev
Изобразительное искусство / Живопись / Кубизм / Альбом Лебедев Владимир Васильевич Vladimir Lebedev
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Рынок"

 

 "Книжки мирискусников, предназначенные для маленьких чита­телей из дворянских, буржуазных или интеллигентских семей, отли­чались декоративной усложненностью, а порой утонченностью и ра­финированностью рисунка. В мирискуснической книжной графике сильны были тенденции украшательства и ретроспекции. Эти прин­ципы не подходили складывавшейся советской детской литературе. Многомиллионному ее читателю из среды рабочих и крестьян нуж­но было новое книжное оформление, отвечающее жизненной, идей­ной содержательности литературы, демократическим народным тра­дициям, а также современным художественным поискам. Книга ста­новилась единым целым, сочетающим большие литературные качест­ва с высоким уровнем оформления. Передовые мастера представляли себе книжную графику для детей как подлинное искусство, которое должно быть в каждом издании.


    В этих исканиях огромную роль сыграл видный график и живо­писец Владимир Васильевич Лебедев. Еще ранее он был известен как создатель оригинальных революционных листов — «Окон РОСТА» в Петрограде. Отблеск их лаконичного, чеканного стиля отразился в его иллюстрациях детской книги. Лебедев стремился к особой простоте изображения, его доступности для самых маленьких ребят, которые являются в большей мере зрителями, чем читателя­ми. Он учитывал, что восприятие рисунка детьми младшего возраста весьма отличается от понимания его взрослым читателем, ибо раз­лична их психология. Созвучные такому пониманию определенные общие черты поэзии для детей были изучены К. И. Чуковским и С. Я. Маршаком. В содружестве с последним у Лебедева родились знаменитые детские книги, вышедшие в 1925 году,— «Вчера и се­годня», «Мороженое», «Цирк», «О глупом мышонке». Многое в них было необычайно современным и острым. Лаконизм и четкость ри­сунка, сочетающиеся с предметностью изображений, динамика цве­товых композиций на белых листах страничных разворотов увлекали детей. Эти иллюстрации были ценны и понятны ребенку не толь­ко своей содержательностью, но и эстетической доступностью худо­жественных приемов (профильный по преимуществу характер изо­бражений, их эмоциональность, отсутствие сложных для восприятия детей младшего возраста изображений линейной перспективы, труд­ных ракурсов). Рисунки Лебедева носили при этом новаторский ха­рактер, представляя современную графику, основанную в ряде моментов на близости к его плакатам и к принципам народной кар­тинки. Простота, динамичность движения, эмоциональность дела­ли листы Лебедева привлекательными для массы читателей-зрите­лей, и не только детей, но и взрослых. Эти иллюстрации приковы­вали внимание на художественных выставках своими лаконизмом, остротой, экспрессией рисунка, словом, теми: яркими чертами, что формировали характерный стиль графики двадцатых годов.


    Искусство детской книги заинтересовало Эвенбах. В это время она уже трудилась над рисунками «Рынок», возникшими в Новгоро­де. Именно к ним относятся ее слова: «Новгород стал фундаментом всего моего творчества. И здесь родились мои детские книги. Я не иллюстрировала, а брала жизнь и давала ее в цветных рисунках, к которым первые советские писатели писали тексты». Многое ви­денное там за годы работы помогало, отложившись в памяти. Но, кроме того, специально для книги художница заполнила несколько альбомов набросками. Здесь типы новгородских рыбаков, продав­цов, покупателей, есть и целые эпизоды, зарисованные на Торгу или, как называли его иначе, на Торговой стороне — историческом мес­те кипучей жизни старого города у Ярославова дворища.


    Книга «Рынок» с текстом Е. Л. Шварца, сочиненным к рисункам Эвенбах, оказалась напечатана лишь в 1926 году. Но сами произве­дения художницы были выполнены ранее, в 1924—1925 годах. По­этому возникает необходимость придерживаться той временной по­следовательности, в которой автором создавались оригиналы произ­ведений книжной графики. Время издания той или иной книги за­частую не соответствовало действительной поре исполнения графи­ческих листов. А без учета этого трудно понять последовательность эволюции творчества мастера...".
 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования