06 апреля 2011
Ольшанский Борис Михайлович. Автобиографические записки (Окончание). Автор: Ольшанский Борис Михайлович
Изобразительное искусство / Живопись / Художники-славянисты / Альбом Ольшанский Борис Михайлович Olshansky Boris
Разместил: Ивасив Александр
Автобиографические записки
(Окончание)
В 1989 году группа молодых художников с разрешения городских властей своими силами и на собственные средства обустроила чердачные помещения под мастерские. Несмотря на то что под бетонной крышей летом было жарко, зимой холодно, мы могли работать. Итогом совместной жизни и работы стало наше объединение, которое мы назвали «Художники на крыше». С 1993 года перед Новым годом и Рождеством мы стали регулярно устраивать групповые выставки под эгидой объединения. Тамбовский союз художников в этот период находился в глубокой коме. Люди еще не смогли прийти в себя от происходящих в стране изменений. И наши выставки были тогда событием для почитателей и любителей искусства. Областное и городское управление культуры и директор картинной галереи Тамара Николаевна Шестакова всегда шли нам навстречу, и проблем, где выставиться, не возникало. Разнообразие творческих индивидуальностей и живописных манер создавало неповторимый колорит и «настроение» выставок.
На устраиваемой ежегодно выставке художники показывали новые работы, созданные за год. Мы были молодые, активные, устремленные, и наши выставки оставили заметный след в будничной жизни Тамбова. Событием явилась и наша юбилейная выставка в 2003 году, посвященная десятилетию объединения. С 1995 года с группой художников я стал регулярно выставляться в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве. Большие светлые залы ЦДХ позволяли совершенно в ином пространстве посмотреть на свои работы. В мастерской глаз настолько привыкает к ним, что порой не замечаешь даже элементарных промахов и ошибок. Другое дело огромная стена, и твоя картина как «голый король»: ничего не утаишь, не замаскируешь. Как правило, я и после выставок продолжаю работать над картинами. Достижение совершенства в работе — тернистый путь истинного художника. Я выбрал его, а что получится, решит время. Художнику при жизни редко удается увидеть, насколько значимо его искусство. А перестройка продолжалась...Т рикотажная фабрика, на которой работала супруга, пришла в упадок, и Татьяна уволилась. Она начала писать тамбовские пейзажи: леса, поля и реки, летнее изобилие трав и цветов и неувядающую красоту зимнего сна, когда земля укрыта ослепительно белым снегом. Ее работы имели большой успех у зрителей и почитателей прекрасного. Появились заказы, и это позволило нам наконец вздохнуть свободнее - туговато было с деньгами. Появилось больше времени для работы над картинами. Хотя, собственно, писать я и не переставал. Но чувствуешь себя гораздо увереннее, когда знаешь: завтра не придется ломать голову над тем, как свести концы с концами... А расходы увеличились, поскольку дети подросли.
В 1996-1998 годах у людей появилась надежда, что может наладиться более-менее нормальная жизнь. Формировался средний класс, опора государства. Больше народа стало посещать выставки. Появился интерес и к моему Славянскому циклу. В исторической науке бытует версия, что вплоть до X века наши предки не имели ни культуры, ни государства. Якобы и никакой славянской общности не было. И только с приходом Рюриковичей появились и культура, и письменность, и государство. Такое предвзятое представление о нашей истории явилось, на мой взгляд, результатом планомерного истребления документов, фактов, архитектурных и культурных памятников славянского прошлого. А ведь это прошлое насчитывает, как минимум, два-три тысячелетия. Из массы разрозненных исторических сведений и документов встает Русь Великая, дохристианская. С ее лесами и долами, реками и озерами, городами и селами. С ее великой историей. Есть такое понятие, как историческая память, почитание предков. Его напрочь отвергли и предали забвению. Было время, когда считалось: наша история вообще началась чуть ли не с 1917 года. Интересно, с какого момента «начнут» русскую историю сегодняшние реформаторы? Не случайно родилось представление, что русской истории и культуры вообще не существовало. Но сама жизнь, наше сознание и наша генетическая память настойчиво взывают к первоисточникам культуры и истории.
Я уверен: с небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за правдой и верой. И надеюсь, что многие мои картины заставляют задуматься о правде и вере, о месте человека на земле и его предназначении. Рождение Воина - одна из таких картин. Верховный бог славян Сварог в благословляющем жесте держит полураскрытый меч над младенцем, лежащим на щите и тянущим ручки к мечу и свету. Это душа будущего Воина, Воина Света. С обеих сторон от Сварога стоят два других славянских бога - Перун и Ярило. Они будут вести по жизни рожденного Воина, наставлять и помогать в его деяниях и подвигах во имя торжества Света. А ползущий снизу мрак пытается соблазнить душу и захватить тело Воина. Правь, Явь, Навь - три мира, три дороги, три судьбы - это воззрения славян на окружающую действительность. Мир людей -Явь. И можно прожить в нем, не задумываясь, а следовательно, и не осознавая существование двух других миров. Но это дорога биологических существ - роботов.
Есть другая дорога - визуально заманчивая, с удовольствиями для тела, золотой короной власти, только распишись кровью и запри свою душу в глухое подземелье Нави, обрекая ее на вечные муки. Но есть и третья дорога - для избранных, требующая физических и духовных усилий, так как ступени ее ведут не вниз - во Мрак, а вверх - к Свету. И выбравшие эту дорогу - Воины Света - герои. Немного их, но их слава светит тем, кто заблудился в суете. Для меня в картине важную роль играет не только ее живописное совершенство, но и содержание, духовное начало. Языком живописи, рисунка, композиции ведется разговор со зрителем. Чем совершеннее этот язык, чем глубже содержание, тем больше картина воздействует на сознание. А совершенству нет предела, поэтому дорога истинного художника — это постоянное расширение кругозора, освоение мастерства и укрепление духа. И примером тому - звездные судьбы гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Джорджоне, Тициана...
На одной из выставок в ЦДХ ко мне подошел высокий интеллигентный мужчина, мы разговорились. Это был Юрий Михайлович Медведев. С этого дня у нас завязалась крепкая творческая дружба. Меня и его объединяла общая тема -Русь Великая. Впоследствии Юрий Михайлович привел на выставку своих домочадцев, и я с удовольствием познакомился с ними: доброжелательной и скромной супругой Натальей Евдокимовной, сыном Алексеем, стремящимся не заблудиться в этом «мире бушующем», и дочерью Настей - мечтательной и одухотворенной девушкой, ставшей прообразом царевны озера в моей картине Былина. Русская история, ее легенды, былины, предания, сказы — какой грандиозный и красочный простор воображению и фантазии художника! Слава богу, что были великие подвижники и прекрасные художники: Рябушкин, Васнецов, Нестеров, Суриков, Васильев... Но мало, очень мало имен для такой большой и могучей державы, работающих на ниве великой и захватывающей истории России.
Эта тема красной нитью вьется в наших беседах с Юрием Михайловичем. Ученик Ивана Антоновича Ефремова, великого русского писателя, фантаста и ученого, он тоже пишет фантастику, но особое внимание уделяет славянской мифологии, легендам и преданиям древней Руси. Он занимается активной издательской деятельностью, и благодаря его энтузиазму увидели свет книги по славянской мифологии, богато и красочно иллюстрированные талантливым художником, к сожалению умершим в расцвете творческих сил, — Виктором Корольковым. С Виктором мы вместе учились в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого.
В одной из наших встреч с Юрием Михайловичем мы заговорили о творчестве Ефремова. К моему удивлению, оказалось, что живописных портретов Ивана Антоновича нет, а есть лишь один этюд, сделанный художником - соседом по даче, есть фотографии... Я счел, что для такого выдающегося писателя-фантаста, ученого-палеонтолога и гуманиста это несправедливо. Вот и решил написать портрет Ефремова. Мне близок и понятен его творческий мир, его идея о Великой Прекрасной Земле, о больших межгалактических путешествиях, о людях светозарного будущего. Периодически я перечитываю его книги, каждый раз открывая для себя что-то новое, волнующее и озаряющее разум и душу. Не сразу нашлось решение. Чтобы лучше почувствовать внутренний мир писателя, мы с Юрием Михайловичем побывали на квартире, где жил и работал Иван Антонович. Нас радушно встретила его вдова - Таисия Иосифовна Ефремова, бережно хранящая память о нем.На симпозиуме, посвященном юбилею Ефремова, мне удалось пообщаться с его сыном Аланом Ивановичем, геологом и путешественником, и он охотно поделился своими воспоминаниями об отце. И, конечно же, рассказы Медведева о Ефремове, живые и острые, расширили и дополнили образ Ивана Антоновича Ефремова - и как мыслителя, и как человека. Я изобразил Ефремова в мире, сотворенном его волей и фантазией, которые он подарил жителям прекрасной планеты Земля.
Мир Ефремова очаровал меня. По мотивам романа Таис Афинская я даже написал картину Танец с огнем. Стремительно бегущая танцовщица держит в руках чашу священного огня - символ света и жизни. Поражает воображение ее танец под аккомпанемент арфы, свирели и бубна - танец жизни. Она для меня -выражение мира античности, колыбели культурных и духовных ценностей европейской цивилизации. Античной культурой я увлечен с юности. Она помогла мне лучше почувствовать пластику тела и его красоту, понять глубину философской мысли, увлечься идеями духовного совершенствования. Желание показать современникам далекий, но неувядающий образ великой и прекрасной Эллады привело меня к созданию цикла картин, посвященных античности, - Аркадская пастораль. Мистерии, Гетакамба, Священный зов. Это лань совершенству и красоте.
Жизнь шла своим чередом, появилась надежда прийти в себя и забыть о трудностях, связанных со сменой общественной формации. Но тут грянул очередной кризис. Это назовут дефолтом и, как всегда, не вспомнят о его причинах и проектантах. Шел август 1998 года. «Обедневшие» чиновники с «горя» поедут отдыхать па Кипр и Багамы. Народ же, вывернув пустые карманы, от переизбытка чувств запьет «горькую». Мне тоже пришлось в очередной раз потуже затягивать ремень. Благо опыта к этому времени накопилось достаточно. Дела у нас с Татьяной шли неважно, финансовые проблемы не решались, а постоянно напоминали о себе. Групповые выставки в Москве перестали организовывать, к этому времени и наша группа распалась.
Мы с женой решили устроить выставку в Финляндии. В городе Турку у нас были хорошие знакомые, выходцы из России, - Виктор и Лиля. Они и пригласили нас к себе. Было очень интересно посмотреть на иную жизнь и быт. Финнов заинтересовали наши работы, и мы с. Татьяной открыли выставку в местной галерее. Удалось продать несколько работ, что позволило жить посвободнее. Особо сильных впечатлений во мне Финляндия не оставила. Нормальная, благополучная страна, такие же люди, как и у нас в России. Правда, более замкнутые на своих проблемах. У нас же, с детства помню, соседи, сидя у кого-нибудь на крылечке или в палисаднике, оживленно обсуждали общие проблемы, играли в лото или домино, смеялись, веселились. Увы, все это в прошлом…
Проезжая через Питер на обратном пути из Финляндии, я заглянул к товарищу по училищу Сергею Борину. Мы учились с ним в одной группе в пензенском училище. Потом он закончил графический факультет Репинского института, женился и обосновался в городе па Неве. Работает в издательстве «Вита Нова» главным художником вместе со своей супругой. Вспомнили о былом. Побродили по Питеру, съездили в Павловск. В который раз мой взор изумляло совершенство парков и фонтанов, их величественная гармония. Куда это все ушло из нынешней архитектуры? В начале XX века, когда технический монстр только набирал обороты, людей поддерживала надежда, что они будут более счастливы и свободны, что большую часть дел, обременительных для человека, будут делать машины. Время рассеяло иллюзии... Цикл моих работ посвящен и этой теме, хотя, возможно, главная цель искусства лежит в иной плоскости. Тем не менее, когда я творю, перед моим мысленным взором возникают имена великих художников-мыслителей - Босха, Брейгеля, Дюрера. Одно из моих произведений -Триумф Иродиады. Над повергнутыми духовными ценностями в торжествующем вакхическом экстазе извиваются тела блудницы и ее покровителя - настоящая «пляска смерти». Но не все повергнуто и растоптано. Помни Имя свое - картина-антипод к Триумфу Иродиады. Над разбитым колоколом, олицетворяющим народную мудрость и правду, на фоне разоренного и заброшенного храма духа и света, со свечой в руке стоит Святая Русь. И зажигается свет в душе каждого, кто жаждет испить из источника светозарной истины. И пусть белым саваном льда и снега покрыта земля, и пусть мрак окутывает небесный свод - вечно светит и никогда не погаснет огонек надежды.
Между тем приближался 2000 год. Многие с волнением ожидали этого момента, считая его ключевым событием мировой истории. Кто-то поговаривал об Апокалипсисе, кто-то о новом Мессии... Впрочем, как и всегда, ничего эпохального не случилось. Для нас с Татьяной тот год тоже был обычным. Мы вдвоем сделали в ЦДХ выставку. Наши работы прошли на Всероссийскую выставку «Имени твоему». Как раз к ней я завершил работу над картиной Русский реквием, и она хорошо вписалась в экспозицию. Над этим полотном я работал долго. И постепенно от первоначальных эскизов пришел к локальному решению. Картина посвящена России, страдающей, скованной путами железа и стали, по несломленной и спасающей не только себя, по и весь мир своей великой духовностью и жертвенностью. Сколько ее сынов осталось лежать во сырой земле во имя этого спасения... Светлая и вечная память звездами отчеканена на небесах. Тогда же я работал над картиной Посторонись, государь, это мое место. Она повествует о леденящем душу моменте — казни стрельцов самим Петром I. Это исторический факт, подтвержденный документально: да, государь самолично рубил головы восставшим стрельцам. Время трагическое для России. С этого момента ориентиры па культуру Запада официально узаконились. Презрение ко всему национальному, русскому распространялось повсеместно, начиная со стрижки бород и укорачивания кафтанов и заканчивая разрушением традиций духовности. Ярче всего это выражалось в архитектуре. В правление Петра население Руси уменьшилось чуть ли не вдвое. Черствость души «герра Петера» дала свои всходы, а урожай был собран в 1917 году.
Увы, прекрасное и уродливое часто соседствуют! И то и другое, сталкиваясь в душе художника, выхватывают из небытия образы, картины. Тема возвышенной красоты и гармонии в природе меня — и как человека, и как художника - волновала и волнует, вдохновив на создание цикла работ, воспевающих красоту женщины, ее очарование и грацию. В таких картинах, как Славянская Венера, Жемчужное ожерелье. Полдень, Весна языческая, Пора летнего цветения, я стремился по возможности воспеть пластическую красоту и высокую духовность русской женщины. Природа, пейзаж непосредственно участвуют в раскрытии образа, подчеркивая и обогащая пластическое и живописное содержание. Работы Славянская Венера, Весна языческая - это гимн прекрасной и бурлящей молодости. Картина Полдень рассказывает о гармонии солнечного света, прохлады речной воды и мягкого шелеста листвы... А на фоне всего этого великолепия прекрасная юная девушка. И напротив, таинственные и задумчивые сумерки в Жемчужном, ожерелье создают атмосферу недосказанности и неразгаданности женской души и ее притягательности. И как безмолвная свидетельница происходящего таинства восходящая луна над ползущим туманом грез. Безусловно, эти картины несут в себе элементы поэтизации прекрасной половины человечества, но разве возможно рассказывать о женщине по-иному? Порой, соприкасаясь с темой красоты и грации, в моих картинах оживает образ Востока. Его экзотическая пышность и таинственность будоражат воображение.
Еще в годы учебы в Суриковском институте, работая над иллюстрациями к Тысяче и одной ночи, я собрал большой материал по Арабскому Востоку. И естественным результатом явилось желание написать ряд «восточных» картин. Сказки Шехерезады - одна из первых работ этого цикла. Среди развалин некогда шумного и цветущего города стоит Шехерезада, вечно юная и прекрасная, держа в руке чашу с эликсиром жизни. И пусть все отцвело, отшумело, кануло в вечность, она - хранительница непреходящей красоты и блистательного величия. Благодаря ей мы имеем возможность уловить эхо тех страстей, что некогда трепетали в этом подлунном мире. Восточный мотив и Сказку Красного дворца я начал писать примерно в то же время. Пышность и экзотика дворцового убранства, завораживающая таинственность его обитателей создают зрелищное пластическое и цветовое действо. Оно увлекает и уводит в мир фантазии и красоты, помогая подняться над прозой жизни, позволяя мечтам воспарить в мир вечной гармонии и великого вдохновения и духовным взором увидеть красоту неизведанного.
К большому сожалению, архитекторы современного мира предпочитают не гармонию и божественную благодать созидания, а звон желтого металла, превращая созданный Вседержителем мир в веселый балаганчик, в торговую палатку, где все разменивается, покупается и продается. История не раз подтверждала верность и мудрость пословицы:«Посеешь ветер — пожнешь бурю». Изгнание торгующих из храма - библейский сюжет, призывающая задуматься над смыслом бытия и выбором пути, по которому мы идем. Одну из своих работ я так и назвал. В ней я попытался показать явления духовной деградации, свойственные современному обществу. Продажность, алчность, попирание норм человеческой морали - все низкое изгоняется Спасителем из храма света и благодати. Сон разума рождает чудовищ — картина, продолжающая экологический цикл. Пища, которую скармливают мутантам изгои Вселенной - такие же, по сути, мутанты, - дар дьявола. Общество, которому цинично «скармливают» так называемую «массовую культуру» всеми доступными средствами опять же «массовой информации», неизбежно вырождается в общество мутантов. Цель жизни этих монстров - выжить всеми правдами и неправдами, уничтожая себе подобных и плодя себе подобных. Необоснованно агрессивное привнесение на русскую землю культуры современного заморского образца, пренебрежение духовным и историческим наследием, что веками и тысячелетиями накапливали наши предки, приводят к деградации общественного сознания, уничтожению культуры России. И очень важно в критический для страны момент сохранить духовную и историческую общность, ее культуру. Ведь разрушать - не строить. Чтобы возвести храм, сколько нужно приложить усилий и терпения!
И слава богу, есть подвижники, которые не жалеют ни времени, ни труда для возведения храма! С одним из них, Дмитрием Ивановичем Нарусовым, инженером по образованию, писателем по призванию, меня связывает давнишняя дружба. Его книга Прощание волхвов увидела наконец свет и, думаю, нашла своих читателей. Я даже сделал несколько иллюстраций к ней. В наших беседах с Дмитрием мы часто поднимаем темы трагической истории Руси, ее духовного наследия. Но поскольку «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», Дмитрий Иванович с вдохновением и энтузиазмом отстаивает всеми возможными и невозможными средствами славянское наследие Руси. Что ж, на подвижниках всегда стояла матушка Русь и будет стоять! И хорошо, что есть люди, которые тебя понимают, с которыми можно общаться на нормальном человеческом языке. Они готовы всегда прийти на помощь. Без родных и близких, без семьи и друзей едва ли можно было бы вынести горести, ниспосланные каждому из нас. И я благодарен Господу за то, что на моем жизненном пути мне чаще попадались хорошие и добрые люди, готовые поддержать в час испытаний.
С нашими земляками, семьей Богомоловых - Иваном и Надеждой и их детьми Леной и Дмитрием, - нас познакомила Анна Маныкина на выставке в Москве. Казалось бы, просто знакомые, посторонние вроде бы люди. Но они всегда - в нужное время, в трудный момент - рядом. Остался на Руси еще русский дух и люди, которые его чтят! Мне всегда нравились старые усадьбы, парки «дворянских гнезд». Их таинственная недосказанность хранит аромат и дух прошедших времен, былых страстей и судеб -они еще не задавлены тяжелой поступью железного века. Им присущ романтизм, свойственный веку просвещения и гуманизма, веку красоты и грации, с его стремлением к высоким идеалам. Забытая элегия — собирательный образ того мира грез, что вечно живет в нашем сознании. Пенящиеся фонтанные струи уносят в Лету вечности образы величавого парка и погруженной в чтение девы. Покой и гармония того времени невозможны в реалиях нынешней жизни, а в картине былое будто замерло на мгновенье... Из этого же цикла работа И выпал снег. Большой старый парк, погружающийся в зимний ностальгический сон. Замер фонтан, и не звенят его струи. И только двое, он и она, неторопливо прогуливаются по белому, недавно выпавшему снегу. О чем ведут они негромкий разговор? Об этом знают замерзшие статуэтки у фонтана, старый дремлющий парк и белый снег - безмолвные свидетели ушедших страстей.
Параллельно с картинами, несущими в себе отпечаток возвышенных элегических идеалов XVIII века, я задумал ряд работ, изображающих добиблейских героев, живших на Руси. О них слагались мифы, легенды, сказания, былины. Самые древние герои - Волхв Всеславович и богатырь Святогор. Если Илья Муромец ближе к нам по времени, то Волхв и Святогор стоят на грани зарождения мира. Святогор - великан и хранитель границ земли Русской, обладающий огромной физической силой и обходящий дозором святые горы. Он уже, наверное, и забыл, сколько прожил веков и даже тысячелетий, но помнит о своем предначертании - охранять Русь и в надлежащий срок передать меч в руки самого достойного из богатырей. Ему под стать Волхв Всеславович, которого считали чародеем. Он будто бы мог перевоплощаться, предсказывать события, перемещаться в пространстве. Волхв хранил свой род: избави бог ради личной выгоды пренебречь интересами рода! И еще один древний русский богатырь - Микула Селянинович. Физическая и духовная мощь дарованы ему самой Матушкой Сырой Землей. Она любит и лелеет его, ибо он возделывает ее, он и сам -хлеб и соль земли Русской, труженик и воин. Он эхо тех давних времен, когда наши предки-первопроходцы только-только начинали осваивать необъятные просторы Руси Великой. Но не грабежами и насилием, а трудом и потом, с благословения Сварога добывали они хлеб свой и в любой момент готовы были с мечом в руках отстоять свое право на созидательный труд, дарованный великими славянскими богами.
На одной из моих картин изображен Воин-победитель - Иван - вдовий сын, победивший чудовище-змея. Скольких супостатов, покушавшихся на Русь, ее богатства и славу, одолели такие герои. Образ Богатыря-победителя, Воина-защитника - олицетворение несгибаемой мощи и духа русского народа, его культуры и веры. К великому сожалению, сегодня предаются забвению великие идеалы наших предков. И я уверен: сегодняшние реалии жизни приведут нас к духовному тупику. В этой ситуации я вижу один выход - создание своего мира, в котором на первый план должны выйти идеалы любви и добра. В своих картинах я славлю Русь Великую, ее красоту и величие. Это мое послание миру, великому Сварогу. Хорошо, что есть возможность для непосредственного общения с природой, где можно вдохнуть чистый воздух. Несколько лет назад мне посчастливилось приобрести дачу недалеко от Тамбова. И я попал в иной мир, в иное измерение. Близко от дома бьет ключ со святой водой, его открыл и благословил святитель Питирим. Недавно у источника усилиями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, безвременно ушедшего из жизни, был построен и открыт храм святителя Питирима. Рядом с источником построена купель со святой водой. Я регулярно посещаю святое место, чтобы и помолиться в храме, и окунуться в ледяные воды источника, и набрать сию благословенную воду. Не случайно святитель Питирим вел подвижническую жизнь в этом благодатном месте. Сама природа здесь располагает к созерцанию и умиротворению. Величаво и спокойно несет свои воды Цна. Тишиной и благодатью веет из леса, услаждает взор заливной луг. Огромной, бесконечной кажется чаша небес над тобой, когда стоишь и созерцаешь божественную красоту. И оттаивает душа, уставшая от городской жизни, и нисходит на тебя ясность и мудрость. И чувствуешь связь времен, и видишь, как нить из прошлого через настоящее тянется в будущее. И осознаешь свою сопричастность к великой энергии созидания. И в душе нет места ни злобе, ни зависти.
Доброжелательность и искренность, свойственные нашим близким друзьям, соседям по даче Сергею и Ирине Дремасовым, помогают в обретении душевного равновесия. С Сергеем мы часами бродим по лесам и лугам, созерцая несказанную красоту леса и буйное цветение луговых трав. Заядлый цветовод, он великолепно разбирается в растениях. Сооруженная у него на даче и бережно взлелеянная альпийская горка с небольшим водоемом возле нее вызывает искреннее восхищение. Следуя его примеру, я тоже у себя на даче соорудил альпийскую горку. Натаскал земли, камней, все их аккуратно выложил, насажал растений... И теперь летними вечерами любуюсь результатами своего труда. Камни, которым бог знает сколько лет, безмолвно возлежат в обрамлением цветов и трав. И возникает аура таинственности и недосказанности, так мною любимая. И в который раз хочется восхищаться Божиим миром и благодарить Создателя за то, что Он позволил мне увидеть этот мир...Нередко у меня бывает двоюродный брат Николай Калинин, и мы с ним посещаем храм и окунаемся в святую воду купели, дабы очистить душу и разум. Здесь же приобрел себе дачу и мой старый друг Юрий Иванович Киселев. С женой Верой и дочерью Анютой он строит грандиозные планы по обустройству дома. С веранды их дома открывается великолепный вид на храм Святителя Питирима, и что-то Нестеровское, идущее из XIX века, является взору, душа ликует, сердце радуется.
Остались в России еще такие места, при виде которых вспоминаешь дарованную Руси благодать. Нет, не все продается и покупается, как того хотелось бы тем, кто отверг священные заповеди, завещанные нам предками...Большое уважение и искреннюю симпатию вызывает выходящий в России журнал Родина. Низкий поклон его главному редактору Владимиру Петровичу Далматову, художнику Алексею Ивановичу Ольдербургу и всем, кто с ними рядом доносит до читателей ту уникальную - историческую и изобразительную - информацию, которая так необходима нынешнему молодому поколению. Благодаря их энтузиазму уже полтора года осуществляется проект История России глазами современных художников. Со всех концов необъятной державы присылают художники слайды и фотографии со своих исторических картин.
И еще одним доказательством того, что не все из великого духовного и исторического наследия России предано и забыто, стало открытие в ноябре 2003 года художественной выставки. Она была посвящена России и ее великой истории. Усилиями энтузиастов и, не постесняюсь сказать, патриотов она была организована и проведена. Тысячелетняя Россия: образы жизни - это название выставки, собравшей и объединившей свыше трехсот полотен современных исторических живописцев из 17 городов России. Одним из инициаторов и организаторов выставки был Юрий Михайлович Медведев. Сколько сил и терпения ему потребовалось! Показателен тот факт, что за последние шестьдесят лет подобная выставка проводилась впервые. Лишь в правление Сталина, в конце 30-х годов, было нечто подобное.
В наше время, когда рушатся и уходят в небытие уникальные культурные и духовные ценности, эта выставка явилась событием, впрочем, так по-настоящему и не оцененным. Что ж, «на войне как па войне»... И честь и хвала людям, кто сумел устроить и открыть историческую - в прямом и переносном смысле - выставку. И тем художникам, что нашли в себе духовные и физические силы созидать, а затем и явить миру неповторимое чудо. Благодаря таким энтузиастам и подвижникам Россия, ее культура и народ были, есть и будут! Целый мир, созданный талантливыми художниками и преданный забвению, вдруг заиграл, заискрился всеми цветами земной радости.«Красота спасет мир» - это пророчество Ф.М. Достоевского все равно сбудется. Вера в эту нетленную истину помогает творить и дает силы в трудные периоды жизни.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство